Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2022 N 88-18166/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 28.06.2022 по делу N 33-2276/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-000648-56)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки исполнения должностными лицами законодательства о лесопользовании установлено, что на земельном участке имеются образовавшиеся в результате незаконных порубок лесных насаждений зафиксированные неубранные порубочные остатки.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 28.06.2022 по делу N 33-2276/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-000648-56)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки исполнения должностными лицами законодательства о лесопользовании установлено, что на земельном участке имеются образовавшиеся в результате незаконных порубок лесных насаждений зафиксированные неубранные порубочные остатки.
Решение: Удовлетворено в части.
Содержание
Согласно положению о Читинском лесничестве Минобороны России - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, утвержденному приказом начальника ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России от, основными задачами филиала являются: обеспечение (в установленных ему границах) полномочий Учреждения в сфере гражданских, лесных, земельных отношений, а также планирование, организация и контроль за реализацией (исполнением объемов) лесохозяйственного регламента (пункт 2.1); обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в пределах предоставленных полномочий, оформление в установленном порядке актов, на землях и лесных насаждениях, расположенных в составе военных лесничеств Минобороны России (пункт 2.2)
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2022 г. по делу N 33-2276/2022
Председательствующий по делу УИД 75RS0001-02-2022-000648-56
судья Никитина Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Процкой Т.В.,
судей Алекминской Е.А., Кардаша В.В.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 июня 2022 года гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Щ.
на решение Центрального районного суда города Читы от, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Читинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, в течение 06 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером N в границах лесотаксационных выделов 6, 8, 13, 14, 18, 19, 20 квартала 34 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, от порубочных остатков.
Заслушав доклад судьи Кардаша В.В., судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора Читинского гарнизона обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе прокурорской проверки исполнения должностными лицами Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Читинское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России) законодательства о лесопользовании установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в границах лесотаксационных выделов 6, 8, 13, 14, 18, 19, 20 квартала 34 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества имеются образовавшиеся в результате незаконных порубок лесных насаждений, зафиксированных с 2014 года по 2018 год, неубранные порубочные остатки объемов 160 м3, на площади 29,4 га. Наличие в лесном массиве порубочных остатков влечет захламление лесов, распространение вредных организмов, возникновение в лесах пожаров, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные
статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах путем оставления порубочных остатков создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящего в федеральной собственности. С учетом изложенного заместитель военного прокурора Читинского гарнизона просил суд обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и Читинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, в срок до организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером 75:22:0:0008 в границах лесотаксационных выделов 6, 8, 13, 14, 18, 19, 20 квартала 34 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, от порубочных остатков (л.д. 6-10).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 86-88).
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России по доверенности Щ. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ссылаясь на Устав ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, утвержденный приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России N, указывает, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, представленных для нужд Минобороны России в части планирования, организации, управления, анализа и контроля. Учреждение в целях реализации функций по управлению контролю в лесах обороны вправе осуществлять патрулирование лесов обороны, производить осмотр территории лесных участков обороны, также в случае обнаружения нарушений лесопользования составить акт осмотра. Учреждение и его филиалы вправе обращаться в уполномоченные органы с сообщениями о выявленных случаях нарушения законодательства для принятия соответствующих мер реагирования данными госорганами. Согласно Уставу проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России. Также отмечает, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Учреждение ограничено Уставом в своей специальной правоспособности, а также доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств. Обращает внимание на то, что в ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России отсутствуют штатные единицы работников и специально оборудованная техника для ликвидации захламлений и порубочных остатков (л.д. 96-97).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России по доверенности А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить.
Представитель процессуального истца Ч. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Вместе с тем, полагал возможным отказать в удовлетворении требований к Читинскому лесничеству Минобороны России, которое является филиалом ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России и не имеет статус юридического лица.
Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявило.
На основании
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании
части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела военной прокуратурой Читинского гарнизона, в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2022 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования, по результатам проверки составлен акт обследования N от (л.д. 11-12).
Из содержания акта обследования следует, что при проведении патрулирования лесной охраной на участке "Красный яр" в квартале 34 в границах лесотаксационных выделов 6, 8, 13, 14, 18, 19, 20, обнаружена захламленность лесного участка на площади 29,4 га, объемом около 160 м3, образовавшаяся в результате незаконных порубок, выявленных за период 2018 года деревьев хвойных и лиственных пород. Выявленные лесонарушения зафиксированы протоколами N, 68, 69, 70, 82, 83, 84, 85, 86 от 2018 года и направлены в следственные органы для установления виновных лиц и принятия решений.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами о лесонарушении N от, N от, N от, N от, N от, N от, N от, N от, N от (л.д. 19-36), а также приложенными к акту обследования схемой участка и фототаблицами, на которых зафиксированы порубочные остатки в лесном массиве (л.д. 13-18).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями
статьи 42 Конституции Российской Федерации,
статьями 50.7,
51,
53,
55,
81 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от N "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", а также правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от N-П, и исходил из того, что в лесном массиве на землях Минобороны России вследствие незаконной рубки лесных насаждений имеют место порубочные остатки. С учетом положений лесного и природоохранного законодательства, а также Устава ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России и Положения о Читинском лесничестве Минобороны России - филиале ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка от порубочных остатков.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для возложения на ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка от порубочных остатков.
Материалами дела подтверждается факт нахождения в лесном массиве на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в границах лесотаксационных выделов 6, 8, 13, 14, 18, 19, 20 квартала 34 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества порубочных остатков вследствие незаконной рубки лесных насаждений. Наличие указанных порубочных остатков влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, увеличивает риск возникновения пожаров в пожароопасный период.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия.
В соответствии с уставом ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от N, предметом и целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сферах управления лесным хозяйством (использование, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности (пункт 14). ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России осуществляет основные виды деятельности, направленные на достижение своих целей, в том числе: планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране, защите, воспроизводству, улучшению породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности; приемка работ, проводимых лесопользователями, по лесовосстановлению; осуществление в порядке, установленном законодательством, мероприятий по выявленным в ходе осуществления деятельности Учреждения правонарушениям (пункт 15).
Согласно положению о Читинском лесничестве Минобороны России - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, утвержденному приказом начальника ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России от, основными задачами филиала являются: обеспечение (в установленных ему границах) полномочий Учреждения в сфере гражданских, лесных, земельных отношений, а также планирование, организация и контроль за реализацией (исполнением объемов) лесохозяйственного регламента (пункт 2.1); обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в пределах предоставленных полномочий, оформление в установленном порядке актов, на землях и лесных насаждениях, расположенных в составе военных лесничеств Минобороны России (пункт 2.2). Для выполнения вышеназванных задач филиал, по согласованию с Учреждением, осуществляет определенные виды деятельности, в том числе, осуществляет контроль за соблюдением правил санитарной безопасности в лесах, охраны, защиты и воспроизводства лесов; организовывает мероприятия по уборке загрязнений, захламлений на территории Филиала по выявленным в ходе осуществления деятельности Филиала правонарушениям (подпункты 21, 22 пункта 3.1).
Таким образом, к полномочиям ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, осуществляемым учреждением через свои филиалы, относится в числе прочего, организация мероприятий по уборке загрязнений, захламлений по выявленным в ходе осуществления деятельности Учреждения правонарушениям.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России обязанность организовать проведение работ по очистке земельного участка от порубочных остатков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проведение мероприятий по очистке лесов от загрязнений не относится к уставным видам деятельности учреждения, судебной коллегией отклоняются.
Согласно пункту 11 устава ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России учреждение имеет филиалы, которые действуют от имени Учреждения. При этом, филиалы не имеют статуса юридического лица, ответственность за их деятельность несет Учреждения (пункт 1.9 Положения о Читинском лесничестве Минобороны России).
Таким образом, ответственность за выполнение филиалами обязанности по организации мероприятий по уборке загрязнений, захламлений по выявленным в ходе осуществления деятельности Учреждения правонарушениям, несет ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
Следовательно, обязанность по организации проведения работ по очистке земельного участка от порубочных остатков, должна быть возложена именно на Учреждение.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Учреждения штатных единиц работников и специально оборудованной техники для ликвидации захламлений и порубочных остатков, являются бездоказательными. Кроме того, из содержания обжалуемого решения суда следует, что на ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России была возложена обязанность по организации проведения работ по очистке земельного участка от порубочных остатков, что не исключает возможность привлечения учреждением сторонних организаций и граждан для выполнения соответствующих работ.
Ссылка в жалобе на положения
пунктов 2,
5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации не опровергает правильности выводов суда первой инстанции и основанием для отмены решения суда служить не может.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, в случае выявления допущенных судом существенных нарушений закона, не указанных в доводах апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы и обратить внимание на допущенные судом существенные нарушения закона, учесть их при принятии своего решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Под интересами законности, из смысла
статьи 2 ГПК РФ, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы доводов жалобы, следует, в частности, понимать необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного применения норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного и в интересах законности представляется возможным при рассмотрении апелляционной жалобы выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм материального и процессуального права, не указанное в доводах жалобы.
В соответствии с
пунктами 1 и
2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (
пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу
пунктов 2,
3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Таким образом, филиал не является юридическим лицом, в связи с чем, не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Вышеназванные положения не были учтены судом при принятии решения суда, которым обязанность по организации проведения работ по очистке земельного участка от порубочных остатков возложена не только на юридическое лицо - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, но и на его филиал, который не имеет статуса юридического лица, о чем прямо указано в пункте 1.9 Положения о Читинском лесничестве Минобороны России - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России от.
Поскольку Читинское лесничество Министерства обороны - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России не является юридическим лицом, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, оно не может являться ответчиком по настоящему гражданскому делу. Исковые требования, вытекающие из деятельности филиала, подлежит предъявлению к создавшему его юридическому лицу, то есть к ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
С учетом изложенного, решение суда в части возложения на Читинское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка от порубочных остатков, подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об оставлении вышеназванного требования, заявленного к Читинскому Минобороны России, без удовлетворения.
В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от отменить в части возложения на Читинское лесничество Министерства обороны РФ - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка от порубочных остатков, принять в указанной части новое решение, которым вышеназванное требование, заявленное к Читинскому лесничеству Министерства обороны РФ - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано или опротестовано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ПРОЦКАЯ
Судьи
Е.А.АЛЕКМИНСКАЯ
В.В.КАРДАШ
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме.