Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2023 N 88-6048/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 12.07.2022 по делу N 33-2340/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-000641-77)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О понуждении к действиям.
Обстоятельства: В целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой выявлены нарушения закона в сферах санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 12.07.2022 по делу N 33-2340/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-000641-77)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О понуждении к действиям.
Обстоятельства: В целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой выявлены нарушения закона в сферах санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2022 г. по делу N 33-2340/2022
Председательствующий по делу судья Сергеева Д.П. 75RS0001-02-2022-000641-77
| Дело N 2-1639/2022 75RS0001-02-2022-000641-77 |
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Комковой С.В.,
судей Алекминской Е.А., Трифонова В.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 июля 2022 года гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ "УЛХиП" Минобороны Р.Щ.Л.С.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 29 марта 2022 г., которым постановлено:
"Исковые требования заместителя военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворить.
Обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером N в границах лесотаксационных выделов N квартала N участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от порубочных остатков".
Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия
установила:
Истец обратился с вышеуказанным иском ссылаясь на следующее. В целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2022 г. военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой выявлены нарушения закона в сферах санитарной и пожарной безопасности в лесах. Согласно акту обследования от 30 сентября 2021 г. N 52, составленному должностными лицами Читинского лесничества, на земельном участке с кадастровым номером N квартала 14 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского участкового лесничества Читинского лесничества имеются образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, зафиксированных в период с 2014 г. по 2020 г., неубранные порубочные остатки объемом около 40 м3 на площади 10 га. Наличие в лесном массиве порубочных остатков влечет захламление лесов, распространение вредных организмов, возникновение в лесах пожаров, нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные
ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах путем оставления порубочных остатков создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности. Просил обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в срок до 1 июня 2022 г. организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером N в границах лесотаксационных выделов N квартала N участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от порубочных остатков (л.д. 6-10).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 75-80).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "УЛХиП" Минобороны Р.Щ.Л.С. просила решение суда отменить. В соответствии с разделом II Устава ФГКУ "УЛХиП", утвержденного приказом директора Департамента военного имущества Минобороны Р. 26 января 2022 года N 117, учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны Р. в части планирования, организации, управления, анализа и контроля. Учреждение и его филиалы вправе обращаться в уполномоченные органы с сообщениями о выявленных случаях нарушения законодательства для принятия соответствующих мер реагирования госорганами. Согласно Уставу Учреждения, проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности Учреждения. Согласно
п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Учреждение ограничено уставом в своей специальной правоспособности, равно как и доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств. У ФГКУ "УЛХиП" Минобороны РФ отсутствуют штатные единицы работников, специально оборудованная техника для ликвидации захламлений и порубочных остатков (л.д. 88-89).
В возражениях представитель Министерства обороны РФ М. просила решение суда отменить (л.д. 112-115).
В суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, об отложении слушания дела не просили.
На основании
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика А., полагавшую необходимым удовлетворить апелляционную жалобу, помощника военного прокурора Читинского гарнизона Б., полагавшего необходимым решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в
статье 42 Конституции Российской Федерации.
В
статье 58 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно положениям
статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В силу
части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим
Кодексом, Федеральным
законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (
часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, военной прокуратурой Читинского гарнизона в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.
Актом обследования N 52 от 30 сентября 2021 года, утвержденным начальником Читинского лесничества МО РФ Д., со схемами и фототаблицами, протоколами о лесонарушении N от 2018 г., N от 2020 г. в квартале 14 лесотаксационных выделах N участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ обнаружена захламленность на площади 10 га, объемом около 40 м3, образовавшаяся вследствие незаконной порубки деревьев хвойных и лиственных пород за период с 2018-2020 г.г. (л.д. 11-40).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на территории Забайкальского края полномочия ФГКУ "ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ по осуществлению мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях обороны возложены на Читинское лесничество.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 16144, меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации,
пункта 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно
пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений
статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение
части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Суд первой инстанции, установив факт наличия на лесном участке, расположенном на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков, исходя из того, что наличие в лесных массивах порубочных остатков влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные
статьей 42 Конституции Российской Федерации,
статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством, пришел к обоснованному выводу о возложении на уполномоченное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений лесного, противопожарного и природоохранного законодательства.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Указание в жалобе на незаконное возложение на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по очистке территорий от порубочных остатков, что не входит в компетенцию учреждения, основанием для отмены обжалуемого судебного решения служить не может. Возлагая обязанность на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе N, N квартала N участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, суд учел положения пункта 13 Устава ответчика, согласно которому предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сферах управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности; учреждение осуществляет планирование, организацию, управление мероприятий, проводимых по охране, защите лесов; усилению средообразующих, защитных, водоохранных, санитарно-технических функций лесов, организацию мероприятий по сохранению биологического разнообразия. Поскольку в функции учреждения входит планирование, организация и управление проведением соответствующих лесоохранных и лесозащитных мероприятий, суд правомерно возложил обязанность по очистке участка леса от порубочных остатков на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, которое в рамках исполнения решения суда не лишено возможности организовать проведение соответствующих работ с привлечением иных юридических лиц, подведомственных данному учреждению либо Министерству обороны Российской Федерации, наделенных равнозначными полномочиями, либо исполняющих специальные функции при отсутствии у ответчика специальной техники и штатных единиц работников для ликвидации порубочных остатков.
Довод о том, что учреждение ограничено доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств отклоняется, так как отсутствие финансирования не является причиной неисполнения функциональных обязанностей, закрепленных в уставе, являющихся согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации одной из мер меры пожарной безопасности в лесах.
Довод Министерства Обороны РФ, указанный в возражениях о том, что осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в силу
ст. 55 Лесного кодекса РФ,
Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, должно обеспечиваться агентствами лесного хозяйства не свидетельствует о незаконности вынесенного решения. Ответчик не лишен возможности организовать проведение соответствующих работ с привлечением иных юридических лиц, подведомственных данному учреждению либо Министерству обороны Российской Федерации, наделенных равнозначными полномочиями, либо исполняющих специальные функции.
Довод Министерства Обороны РФ, указанный в возражениях о том, что вред подлежит возмещению за счет виновного лица, ответчики таковыми не являются, поэтому не могут нести ответственности за причиненный вред, подлежит отклонению как несостоятельный. Разрешая спор по заявленным требованиям в соответствии с положениями
части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием иска являются не отношения по возмещению вреда, причиненного природным объектам, а отношения по охране лесов от негативного воздействия, субъектами которых являются физические и юридические лица, осуществляющие использование лесов по тем или иным основаниям. Поскольку пользователем лесного участка является Министерство обороны Российской Федерации, соответственно, должно нести ответственность за соблюдение порядка пользования лесами в лице уполномоченных им учреждений.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 19 июля 2022 года.
Председательствующий
С.В.КОМКОВА
Судьи
Е.А.АЛЕКМИНСКАЯ
В.А.ТРИФОНОВ