Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 21.11.2017 по делу N 33-2188/2017
Требование: Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности ответчику необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности путем создания противопожарных расстояний по границам сельского поселения и очистки улиц от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 21.11.2017 по делу N 33-2188/2017
Требование: Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности ответчику необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности путем создания противопожарных расстояний по границам сельского поселения и очистки улиц от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N 33-2188/2017
Судья Бурунгуле Р.У.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В., Соскал О.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Дажымба Б.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского района Республики Тыва об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности по апелляционной жалобе представителя Администрации Тоджинского района Республики Тыва на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2017 года,
установила:
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского района Республики Тыва (далее - Администрация), указывая на то, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности ответчику необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности путем создания противопожарных расстояний по границам сельского поселения с. Тоора-Хем и очистки улиц от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов, что подтверждается предписанием органа пожарного надзора. Учитывая, что нарушения правил безопасности может повлечь гибель людей, просил возложить обязанность на Администрацию устранить указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течение 10 дней.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2017 года исковые требования прокурора Тоджинского района Республики Тыва удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика по доверенности Д. внесла апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указывая на то, что ссылки прокурора Тоджинского района Республики Тыва на Свод правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требование у к объемно-планировочным и конструктивным решениям" необоснованны, так как он введен в действие 29 июля 2013 года, тогда как село Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва построено намного раньше. Кроме того, границы поселения не установлены, поселок находится на территории лесного фонда, что подтверждается показаниями третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 9 ч. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ дано понятие пожарной безопасности и требованиям пожарной безопасности. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Ст. 19 указанного закона предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Кроме других мер, закон предусматривает создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В соответствии со ст. 30 Закона N 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Согласно п. 4.14. Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", утвержденному Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. N 288, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, согласно предписанию отделения надзорной деятельностью и профилактической работы Тоджинского района Республики Тыва N от 02.06.2017 г. подтверждается нарушения законодательства о противопожарной безопасности в границах с. Тоора-Хем, для устранения которых Администрации необходимо: сделать противопожарные разрывы по границам с. Тоора-Хем, провести очистку от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на улицах с. Тоора-Хем.
Начальником ОНД И ПР Тоджинского района УНД и ПР ГУ МЧС РФ разъясняется, что в п. 1 - 6 предписания N от 02.06.2017 под мероприятиями по созданию противопожарных разрывов имеются в виду мероприятия по созданию противопожарных расстояний.
Таким образом, требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 19, 30 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. ст. 9, 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 206 ГПК РФ, Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, и исходил из того, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на Администрацию Тоджинского района Республики Тыва.
Учитывая положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно установлен срок исполнения решения течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Ссылка Администрации Тоджинского района Республики Тыва на невозможность исполнения требований прокурора в связи с тем, что Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", утвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. N 288, введен в действие 29 июля 2013 года, то есть позже, чем построено село Тоора-Хем, судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Распоряжением Главы Республики Тыва от 29.04.2017 г. ** на территории Республики Тыва с 29.04.2017 года в целях обеспечения пожарной безопасности введен режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 28 подлежит применению установленных случаях возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, проанализировав собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд первой инстанции постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законов, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо существенных нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 ноября 2017 года.