Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 05.06.2018 по делу N 33-640/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, обратился в уполномоченный орган с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако получил отказ в постановке на учет для получения социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 05.06.2018 по делу N 33-640/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, обратился в уполномоченный орган с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако получил отказ в постановке на учет для получения социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2018 г. по делу N 33-640/2018
Судья Хертек С.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Ховалыга Ш.А., Сат Л.Б.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по исковому заявлению С.А.Э. к ФСИН России, УФСИН по Республике Тыва о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности на УФСИН по Республике Тыва направить учетное дело с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта, внести сведения в книгу учета граждан направив соответствующее уведомление с указанием номера очереди, возложить на УФСИН по Республике Тыва обязанность ознакомить с данным уведомлением, по апелляционной жалобе истца С.А.Э. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 января 2018 года,
установила:
С.А.Э. обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН по Республике Тыва). В обоснование иска указывает на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, состоит в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет. С 2008 года состоит в зарегистрированном браке с С. (М.) Е., совместных детей не имеют. 20 июня 2014 года он обратился в жилищно-бытовую комиссию УФСИН по Республике Тыва (далее - Территориальная подкомиссия) с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Заседание комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения состоялось 16 ноября 2016 года, то есть с нарушением установленного трехмесячного срока. Спустя 5 месяцев после принятия решения он получил в электронном виде выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России N от 16 ноября 2016 года с отказом в постановке на учет для получения социальной выплаты. Отказ мотивирован отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила). А именно указано на неизвестность общей площади и отсутствие копии финансового лицевого счета по прежнему месту регистрации его супруги, а также предоставление справок БТИ и выписок из ЕГРП с указанием предыдущей фамилии супруги. Считает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку его супруга была зарегистрирована в неблагоустроенном жилом частном доме, по которому финансовые лицевые счета не ведутся. Довод комиссии о предоставлении справок БТИ и выписок из ЕГРП с указанием предыдущей фамилии считает недостоверным, так как брак у них зарегистрирован в 2008 году, в связи с чем им предоставлена справка БТИ на супругу с указанием настоящей фамилии, а выписку из ЕГРП запрашивала сама Территориальная подкомиссия. Просил признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты, возложить на УФСИН по Республики Тыва обязанность направить учетное дело с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Возложить обязанность на ФСИН России поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта, внести сведения в книгу учета граждан направив соответствующее уведомление с указанием номера очереди, возложить на УФСИН по Республики Тыва обязанность ознакомить с данным уведомлением.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец С.А.Э. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Из выписки из домовой книги по месту прежней регистрации его супруги видно, что это частное домовладение, на которое финансовые лицевые счета не выдаются.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН по Республике Тыва - С.Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец С.А.Э., третье лицо С.А.Ч. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело без их участия согласно ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ). В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. "з" п. 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (пп. "и" п. 5 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в п. 5 Правил.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, С.А.Э. является сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении 15 лет.
Семья истца состоит из двух человек, включая самого С.А.Э. и его супругу С.А.Ч., брак между ними заключен 27 сентября 2008 года.
Истец с 31 марта 1998 года по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: **, собственником которой является его сестра А.
Супруга истца С.А.Ч. с 4 декабря 2013 года зарегистрирована по месту жительства и проживает по указанному выше адресу. С 28 октября 1997 года по 4 декабря 2013 года была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: г. **, собственником которой является С.
Согласно представленным справкам ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" от 10 декабря 2013 года у истца и его супруги Сат (Майынды, Даживаа) А.Ч. недвижимое имущество в г. Кызыле и на территории Республики Тыва в период с 1 января 1991 года по 31 декабря 1998 года не числится.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что в ЕГРП отсутствует информация о правах С.А.Э., С. (М.) А. на объекты недвижимого имущества, представленная всеми территориальными органами Росреестра.
20 июня 2014 года истцом на имя директора ФСИН России было подано заявление (рапорт) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Правилами, к рапорту приложил соответствующие документы.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН по Республике Тыва единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 7 июля 2014 года, представленный истцом пакет документов направлен в ФСИН России для принятия решения о постановке С.А.Э. на учет для получения единовременной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N от 16 ноября 2016 года, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа в постановке на учет С.А.Э. послужило то, что отсутствуют информация об общей площади и копия финансового лицевого счета по прежнему месту регистрации супруги, а также предоставление справок БТИ и выписок из ЕГРП с указанием предыдущей фамилии супруги.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С.А.Э., суд первой инстанции исходил из того, что истцом в учетное дело не была представлена домовая книга или выписка из домовой книги по месту прежней регистрации супруги истца за период с 28 октября 1997 года по 4 декабря 2013 года по адресу: **, финансово-лицевой счет либо заменяющий их документ, а также документы на указанное жилое помещение для установления площади. Не представлены также сведения о том, что по независящим от истца обстоятельствам, указанные документы не могут быть получены.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что истцом не представлен финансово-лицевой счет на дом по ул. **, поскольку С.А.Э. представлена выписка из домовой книги. Соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что финансово-лицевые счета на частные домовладения не ведутся, вместе с тем указанное нарушение не является безусловным основанием для отмены решения суда.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, воспрепятствовало определению его нуждаемости в жилом помещении, что является основанием для отказа комиссией в постановке сотрудника на такой учет.
Из представленных истцом рапорта и приложенных к нему документов видно, что С.А.Э. просил поставить его на учет с учетом члена семьи. При этом он не представил достаточных документов, позволяющих определить тот факт, что его супруга С.А.Ч., будучи длительное время зарегистрированной по иному адресу, не ухудшила свои жилищные условия. В свою очередь органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку они направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июня 2018 года.