Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 13.06.2018 по делу N 33-706/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указал, что решение ответчика об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты является неправомерным и нарушает его права на получение указанной меры социальной поддержки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 13.06.2018 по делу N 33-706/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указал, что решение ответчика об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты является неправомерным и нарушает его права на получение указанной меры социальной поддержки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2018 г. по делу N 33-706/2018
Судья Анчи Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании направить учетное дело с целью постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет с составом 1 человек, сотрудников (пенсионеров), имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта, обязании внести сведения в книгу учета граждан, направив соответствующее уведомление, с обязательным указанием номера очереди, обязании ознакомить с уведомлением, по апелляционной жалобе истца М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2018 года,
установила:
Истец М. обратился в суд с указанным выше иском к ответчикам Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, указывая на то, что он является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и в настоящее время состоит в должности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва. Стаж работы в календарном исчислении составляет более 13 лет. 18 июня 2014 года им подан рапорт в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Республике Тыва на имя директора ФСИН России о принятии его на учет в целях реализации своего права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению прилагались документы, в соответствии с требованиями
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (далее Правила). Заявление и документы им были поданы в полном объеме в Территориальную подкомиссию в соответствии с требованиями
п. 10 Порядка формирования и работы комиссий и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496 (далее Порядок). По результатам рассмотрения обращения принято решение о направлении рапорта истца с учетным делом в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ. Со дня подачи рапорта прошло около 3-х лет, при этом каких-либо сведений о принятии на учет либо об отказе не поступало. 26 июня 2017 года через Интернет-приемную он обратился в ФСИН России с требованием сообщить принятое решение Комиссией ФСИН России, где 26 июля 2017 года по электронной почте от ФСИН России получен ответ об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ с выпиской протокола Комиссии ФСИН России N 97 от 22 ноября 2016 года. Основанием к принятию такого решения послужило отсутствие обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, а именно: не была представлена копия финансового лицевого счета по прежнему месту регистрации, не представлены правоподтверждающие документы на жилые помещения по месту жительства и по прежнему месту регистрации, а также в рамках рассмотрения
п. 12 Правил заявитель не предоставил информацию на дочь. Считает, что отказ в принятии его на учет сотрудников (пенсионеров), имеющих право на получение ЕСВ, нарушает как его интересы, так и интересы членов его семьи, является незаконным, ущемляющим конституционные и жилищные права, а основания отказа являются необоснованными. Нарушен установленный 3-месячный срок рассмотрения, а также выписка в электронном виде направлена ему спустя 9 месяцев после принятия решения, а не в течение одного месяца. Во-первых, требования комиссии ФСИН России об обязательности предоставления копии финансового лицевого счета по прежнему месту регистрации не могут быть признаны обоснованными, поскольку дом, в котором истец был ранее зарегистрирован является частным домовладением и финансовые лицевые счета не ведутся, что подтверждается справкой администрации сельского поселения сумона Бора-Тайгинский Сут-Хольского района. Во-вторых: доводы комиссии ФСИН России в части того, что истцом не представлены правоподтверждающие документы как по месту жительства Республики Тыва, г. **, так и по месту регистрации Республика Тыва, ** и Сут-Хольский район, ** не состоятельны. В-третьих, доводы Комиссии ФСИН России в части того, что в рамках рассмотрения
п. 12 Правил, заявитель не предоставил информацию на дочь В., <...> года рождения, являются также несостоятельными. Так как с 2012 года по настоящее время дочь совместно с ним не проживает, при этом согласно решения мирового судьи с него взыскиваются алименты на содержание дочери. При подаче рапорта и документов в Территориальную подкомиссию истец не претендовал на получение ЕСВ на дочь М., так как она проживает с матерью и находится на ее иждивении. Считает, что незаконным решением Комиссии ФСИН России было нарушено его законное право на получение ЕСВ на приобретение или строительства жилого помещения, так как ранее истцу и членам его семьи ЕСВ не предоставлялась. Истец приходит к выводу о том, что решение ответчика об отказе в постановке на учет М. для получения единовременной социальной выплаты согласно Федеральному
закону от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является неправомерным и нарушает права истца на получение указанной меры социальной поддержки. Просил суд признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 97 от 22 ноября 2016 года, признать за М. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать УФСИН России по Республике Тыва направить учетное дело истца с целью поставки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить на учет с составом семьи 1 человек, сотрудников (пенсионеров), имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта, обязать ФСИН России внести сведения в книгу учета граждан, направив в УФСИН России по Республике Тыва соответствующее уведомление, с обязательным указанием номера очереди, обязать УФСИН России по Республике Тыва ознакомить с уведомлением.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2018 года в удовлетворении иска М. отказано.
В апелляционной жалобе истец М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указал на то, что из представленных документов следует, что он просил принять его на учет в целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения себя одного. Так как он проживает один, то предоставлять сведения на кого-то еще не должен и их интересы не нарушаются в данном случае. Брак расторгнут в 2014 году, с 2012 г. по решению мирового судьи он выплачивает алименты на содержание дочери, которая проживает отдельно от него со своей мамой. Следовательно, у него отсутствовала обязанности предоставлять какие-либо документы на дочь. Он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Суд указал, что не подтвержден факт его родства с собственником квартиры Т. по адресу: **, в которой он зарегистрирован по месту своего пребывания. С этим человеком у него ни каких отношений не имеется и членом его семьи не является. Предполагается, что все люди не являются родственниками, пока их родство не будет установлено из записей актов гражданского состояния, либо на основании вступившего в силу решения суда. Суд не установил, исходя из каких норм он должен был предоставлять право подтверждающие документы на квартиру по адресу: г. **, к которой он ни какого отношения не имеет, но на которую были предоставлены копия поквартирной карточки и выписка из лицевого счета. Ссылка на то, что им не предоставлена копия лицевого счета на жилой дом по адресу: ** также является не обоснованной. На указанный жилой дом была предоставлена выписка из домовой книги. Это отдельно стоящий дом и на него лицевой счет не ведется.
Выслушав истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что М. является сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет. Ранее ему единовременная социальная выплата не предоставлялась.
18 июня 2014 года М. подал в ФСИН России рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
Правилами, к рапорту приложил соответствующие документы.
07 июля 2014 года решением комиссии на рассмотрение вопросов предоставления сотрудникам УФСИН по Республике Тыва единовременной социальной выплаты пакет документов М. направлен в ФСИН России.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 50 от 22 ноября 2016 года, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа в постановке на учет М. послужило то, что им не были предоставлены: копия лицевого счета на жилой дом по адресу: **, документы на указанное жилое помещение для установления площади; не подтвержден факт родства истца с собственником квартиры Т. по адресу: **; не представлены правоустанавливающие документы на квартиру по адресу: **; сведения о дочери М.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска М., суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия решения комиссии ФСИН России указанных выше документов не имелось, в связи с этим вывод комиссии ФСИН России об отсутствии обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил, является обоснованным.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (
п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что
порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанных в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в
пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
пункт 7 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как следует из представленного учетного дела истцом была представлена выписка из домой книги в отношении в отношении жилого помещения по адресу: **, представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости в отношении жилого помещения по адресу: **.
Поскольку истец просил предоставить выплату только в отношении себя, совместно проживающих с ним членов семьи не имеется, то требование о предоставлении сведений в отношении дочери М. является необоснованным.
Основание для отказа в постановке на учет в виде неподтверждения факта родства истца с собственником квартиры Т. по адресу: ** является необоснованным, поскольку пунктом
Правилами данное основание для отказа не предусмотрено.
Таким образом, истцом были предоставлены сведения о месте своего жительства и регистрации по месту жительства за 5 лет до подачи рапорта, в связи с этим вывод комиссии ФСИН России об отсутствии обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил, является необоснованным.
Отказ М. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является незаконным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о признании незаконным решения комиссии об отказе М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложил на ответчика обязанность поставить истца на такой учет.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2018 года отменить, вынести по делу новое решение следующего содержания:
"Иск М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным решение Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 97 от 22 ноября 2016 года.
Признать за М. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва направить учетное дело истца с целью поставки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить на учет с составом семьи 1 человек, сотрудников (пенсионеров), имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта,
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации внести сведения в книгу учета граждан, направив в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва соответствующее уведомление, с обязательным указанием номера очереди, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва ознакомить М. с уведомлением".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июня 2018 года.