Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 03.04.2018 по делу N 33-399/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; спустя 1 год он получил выписку с отказом в постановке на учет для получения выплаты в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 03.04.2018 по делу N 33-399/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; спустя 1 год он получил выписку с отказом в постановке на учет для получения выплаты в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2018 г. по делу N 33-399/2018
Судья Жибинов С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т.,
судей Ойдуп У.М., Сат Л.Б.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по исковому заявлению П.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности на УФСИН России по Республике Тыва принять для приобщения к учетному делу выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направить учетное дело с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта, внести сведения в книгу учета граждан направив соответствующее уведомление с указанием номера очереди, ознакомить с данным уведомлением, по апелляционной жалобе истца П.Р. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 января 2018 года,
установила:
П.Р. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН по РТ), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России). В обоснование иска указывает на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, состоит в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по РТ, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет. С 7 мая 2003 года состоит в зарегистрированном браке с П. (К.), имеет несовершеннолетнего ребенка Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на очереди по улучшению жилищных условий в УФСИН по РТ не состоял. 16 января 2014 года обратился в жилищно-бытовую комиссию УФСИН по РТ (далее - Территориальная подкомиссия) с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Заседание комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения состоялось 25 мая 2016 года с нарушением установленного трехмесячного срока. Спустя 1 год после принятия решения, получил выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России N от 25 мая 2016 года с отказом в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), а именно: отсутствие информации по месту регистрации дочери, а также предоставление выписок из ЕГРП с указанием другой фамилии. Считает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку с рождения по настоящее время дочь проживала с родителями, впервые зарегистрирована по адресу: **, другого места регистрации не имела. Предоставление выписок из ЕГРП с указанием фамилии "Поршев" вместо "Поршнев" не может являться основанием для отказа в постановке на учет, поскольку выписки запрашивала и получала секретарь территориальной подкомиссии, которой была выдана справка о принятии всех необходимых документов. Просил признать незаконным решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты, возложить на УФСИН России по РТ обязанность принять для приобщения к учетному делу выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направить учетное дело с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта, внести сведения в книгу учета граждан направив соответствующее уведомление с указанием номера очереди, ознакомить с данным уведомлением.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец П.Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции не дана правовая оценка тому обстоятельству, что его вины в предоставлении выписок из ЕГРП с неправильным указанием фамилий истца и членов его семьи не имеется, так как указанные выписки были запрошены секретарем Территориальной подкомиссии, на руки ему не выдавались, для ознакомления не предоставлялись, у него отсутствует обязанность контролировать работу секретарей Территориальной подкомиссии. В связи с допущенной секретарем Территориальной подкомиссии ошибкой при формировании учетного дела, нарушено его право на получение единой социальной выплаты.
В заседании суда апелляционной инстанции истец П.Р. и его представитель Ч. апелляционную жалобу поддержали, по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчиков УФСИН по РТ и ФСИН России - С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо П.Е.ВА., действующая за себя и за своего несовершеннолетнего ребенка Т., в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело без их участия согласно
ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно апелляционной жалобы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (
п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подп. "и" п. 5 Правил).
Копии документов, указанных в
п. 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
п. 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в
п. 5 Правил, комиссия в 3-хмесячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
п. 7 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в
п. 5 Правил.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, П.Р. является сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 12 лет.
Брак между П.Р. и К. заключен 7 мая 2003 года.
Семья истца состоит из трех человек, включая самого П.Р., его супругу П.Е.ВА. и дочь Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Истец с 5 мая 1999 года по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: **, собственником которой является В. (мать истца). Члены семьи истца зарегистрированы по месту жительства и проживают по этому же адресу - супруга П.Е.ВА. с 20 ноября 2013 года, дочь Т. со 2 ноября 2013 года.
Супруга истца П.Е.ВА. с 1 сентября 2003 года по 20 ноября 2013 года была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: г**.
Согласно представленным справкам ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" у истца и членов его семьи недвижимое имущество в г. Кызыле и на территории Республики Тыва не числится.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что в ЕГРП отсутствует информация о правах П.Р., П.Е.ВБ. и Т. на объекты недвижимого имущества.
16 января 2014 года истцом на имя директора ФСИН России было подано заявление (рапорт) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
Правилами, к рапорту истец приложил соответствующие документы.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Тыва единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 4 февраля 2014 года, представленный истцом пакет документов направлен во ФСИН России для принятия решения о постановке П.Р. на учет для получения единовременной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N от 25 мая 2016 года, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа в постановке на учет П.Р. послужило то, что отсутствует информация о регистрации дочери за 5 лет, а также представление заявителем выписок из ЕГРП с указанием другой фамилии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований П.Р., суд первой инстанции исходил из того, что истцом в учетное дело к заявлению приложены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений на другую фамилию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Поскольку действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов, при этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, воспрепятствовало определению его нуждаемости в жилом помещении, что является основанием для отказа комиссией в постановке сотрудника на такой учет.
С доводом жалобы о том, что истец не запрашивал сведения из Единого государственного реестра недвижимости, нельзя согласиться, поскольку в силу вышеизложенных норм обязанность представлять документы возложена на его подателя. П.Р. должен был проявить добросовестность и принять все необходимые меры для предоставления ответчикам документов либо доказательства о невозможности их приложить. В нарушение
ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что перед отправлением его документов во ФСИН России не мог ознакомиться с ними по причине воспрепятствования должностных лиц Территориальной подкомиссии. В свою очередь ошибка, допущенная секретарем этой подкомиссии при направлении запроса об отсутствии сведений о зарегистрированных правах истца и его семьи, не является безусловным основанием для удовлетворения иска.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку они направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 апреля 2018 года.