Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 22.05.2018 по делу N 33-557/2018
Требование: О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанностей направить учетное дело для постановки на учет, поставить на учет, внести сведения в книгу учета граждан.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 22.05.2018 по делу N 33-557/2018
Требование: О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанностей направить учетное дело для постановки на учет, поставить на учет, внести сведения в книгу учета граждан.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2018 г. по делу N 33-557/2018
Судья Кочага Б.Ш.-К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М, судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению Ш. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанностей направить учетное дело для постановки на учет, поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления в порядке очередности в составе семьи из пяти человек, внести сведения в книгу учета граждан по апелляционной жалобе истца Ш. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 января 2018 года,
установила:
Ш. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН по Республике Тыва), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России). В обоснование иска указал на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, состоит в должности инспектора отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Тыва, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 18 лет. С 6 июня 2001 года состоит в зарегистрированном браке с Д., имеет троих детей. На очереди по улучшению жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Республике Тыва не состоял и не состоит. 22 мая 2014 года в жилищно-бытовую комиссию УФСИН по Республике Тыва (далее - территориальная подкомиссия) подал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Территориальная подкомиссия приняла его документы к рассмотрению и решила направить заявление с учетным делом для рассмотрения в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается выпиской из решения территориальной подкомиссии. 6 июня 2016 года им была получена выписка из протокола комиссии ФСИН России N 3 от 21 января 2016 года. Считает, что комиссией нарушен установленный трехмесячный срок рассмотрения документов, также выписка из протокола была направлена более чем через 4 месяца после принятия решения, а не в течение одного месяца как установлено Правилами. Решением комиссии ФСИН России ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), а именно - не была представлена копия финансово-лицевого счета по прежнему месту жительства и по прежнему месту регистрации его и его супруги, не представлена информация о месте регистрации членов семьи за последние 5 лет.
С данным отказом не согласен, поскольку с семьей постоянно проживает в частном доме по адресу: **, с 1.09.2012 по 21.12.2013 г. были зарегистрированы по адресу: **, но данное жилье им на праве собственности не принадлежало, они там не проживали, в момент подачи документов по данному адресу регистрации не имели. Указанные дома являются частными домовладениями и финансово-лицевые счета по ним не ведутся. При обращении с рапортом о постановке на учет им были представлены выписки из домовых книг по указанным адресам.
Доводы комиссии ФСИН России в части того, что в учетном деле не представлена информация о регистрации по членам семьи за последние 5 лет, что явилось нарушением п. 5 Правил, необоснованны, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законный представителей - родителей. На момент подачи рапорта 22.05.2014 года его дети с рождения имели регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: **. В распоряжении Территориальной подкомиссии и Комиссии ФСИН России имелись сведения о постоянном месте жительства и регистрации членов его семьи на дату подачи рапорта - 22 мая 2014 года, в связи с чем законных оснований для отказа в постановке на учет для получения ЕСВ не имелось. Секретарь Территориальной комиссии не требовала документы о регистрации детей за последние 5 лет. Отсутствие указанной информации само по себе не свидетельствует об отсутствии права на получение социальной выплаты и не может являться основанием для отказа в постановке на учет. Исключительным правом проверки соответствия перечню, а также установленному порядку оформления представленных документов наделена лишь территориальная подкомиссия, а комиссия ФСИН России наделена полномочиями принятия на учет либо отказа в принятии на учет для получения выплаты на основании проверенных и направленных территориальной подкомиссией в комиссию ФСИН России документов. Территориальная подкомиссия каких-либо замечаний по представленным им документам не имела, установила, что поданные им документы соответствуют перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, о чем свидетельствует выписка из решения территориальной подкомиссии от 03 июня 2014 года. Просил признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленное протоколом заседания комиссии ФСИН России N 3 от 21 января 2016 года, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать УФСИН по Республике Тыва направить в ФСИН России его учетное дело для постановки на учет, обязать ФСИН России поставить его на учет с 22 мая 2014 года в порядке очередности с составом семьи из 5 человек, внести сведения о нем и его семье в Книгу учета граждан, направив в УФСИН по Республике Тыва уведомление в течение 10 дней с момента постановки на учет, с обязательным указанием номера очереди, обязать УФСИН по Республике Тыва уведомить его о постановке на учет в течение 3 дней с момента получения уведомления о постановке на учет ознакомить его с уведомлением.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 января 2018 года в удовлетворении исковых требований Ш. отказано.
Истец Ш. в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований ввиду неправильного применения норм материального права. Считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка доводам искового заявления.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, Ш. с 1999 года является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, стаж работы в календарном исчислении составляет более 18 лет.
Ш. с 6 июня 2001 года состоит в зарегистрированном браке с Д., имеет сыновей С.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
22 мая 2014 года Ш. подал в ФСИН России заявление (рапорт) о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369. Состав семьи: Д. (супруга) и три несовершеннолетних ребенка.
3 июня 2014 года территориальной комиссией принято решение о направлении документов Ш. во ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Согласно выписке из протокола N 3 от 21 января 2016 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты по приобретению или строительства жилого помещения, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа в постановке на учет Ш. послужило то, что им не были предоставлены копии финансово-лицевых счетов по месту регистрации по адресу: **, и с 01.09.2012 по 21.12.2013 г. по адресу: **. В представленной выписке из домовой книги по данному адресу не указано количество зарегистрированных лиц, а также то, что им не представлена информация по членам семьи за последние 5 лет.
Как следует из материалов учетного дела, истцом представлены копии паспортов, согласно которым Ш. и его супруга Д. зарегистрированы по месту жительства по адресу: ** 21 декабря 2013 года. Ш. с 8 октября 2001 года, а его супруга Д. с 10 августа 2001 года по 01 сентября 2012 года были зарегистрированы по адресу: **. С 1 сентября 2012 года по 21 декабря 2013 года оба были зарегистрированы по адресу: **.
Также приложены следующие документы: свидетельства о браке и рождении детей, страховое свидетельство, документы на собственника жилого помещения по адресу: **, и по адресу: **, выписки из домовых книг по адресу: **, справки о составе семьи, уведомления из Управления Росреестра по Республике Тыва, справки из БТИ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, собственником квартиры по адресу: ** является супруга истца Д. на основании договора купли-продажи от 30.07.2001 г., общая площадь квартиры 37,7 кв. м.
Собственником дома по адресу: ** является Б. на основании договора купли-продажи от 13.09.2007 г. (свидетельство о государственной регистрации права от 25.09.2007 г.).
Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства и выпискам из домовой книги N 113 от 28 января 2014 года, N 644 от 21 мая 2014 года дети заявителя С.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы с 21 декабря 2013 г. по настоящее время по адресу **. Согласно выпискам из домовой книги N 151 от 03 февраля 2014 года, N 642 и N 641 от 20 мая 2014 года, Д. и Ш. были зарегистрированы по адресу: **, в период с 01 сентября 2012 года по 21 декабря 2013 года, перечень иных зарегистрированных лиц в выписке не приведен.
Согласно выпискам из домовой книги N 643 и N 640 от 20 мая 2014 года, Д. с 10 августа 2001 года, а Ш. с 8 октября 2001 года по 01 сентября 2012 года были зарегистрированы по адресу: **.
Из уведомлений ЕГРП и в соответствии со справкой ГУП БТИ от 03 февраля 2014 года по учетным данным за Ш. и его детьми недвижимости не числится. За Д. в собственности имеется квартира общей площадью 37,7 м кв. по адресу: **.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ш., суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение требований подпункта "з" пункта 5 Правил в комиссию ФСИН России не были представлены обязательные документы - финансово-лицевой счет либо заменяющий их документ на жилые помещения по адресам: **, а также информация по членам семьи за последние пять лет.
Судебная коллегия считает выводы суд первой инстанции правильными, основанными на правильном толковании норм материального права и фактических обстоятельствах дела.
Так, из материалов учетного дела видно, что истцом не представлена информация о регистрации детей до 21 декабря 2013 года, что является нарушением пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которому при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник должен представить документы, подтверждающие регистрацию его и членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) по месту жительства или по месту пребывания, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Необходимо отметить, непредставление Ш. сведений о регистрации детей по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта, лишает комиссию ФСИН России возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие "место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой" - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Однако при решении вопроса о постановке Ш., с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым обстоятельством является не определение места жительства несовершеннолетних детей истца в соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ, а представление Ш. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта) в комиссию.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о том, что истцом не представлены финансово-лицевые счета на жилые помещения по адресам: **, и **, нахожу ошибочными, поскольку материалами дела подтверждено, что указанные домовладения являются частными, на которые финансово-лицевые счета не выдаются.
Однако, данное обстоятельство не является основанием для отмены судебного решения, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано также по иным мотивам.
Таким образом, вывод комиссии ФСИН России об отсутствии обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, является обоснованным. Соответственно, оснований для признания незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке Ш. на учет для получения единовременной социальной выплаты у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.