Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2022 N 88А-5133/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 24.11.2021 по делу N 33а-3670/2021
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по выполнению первичных мер пожарной безопасности.
Обстоятельства: Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям сельского поселения, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения, является орган местного самоуправления, пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 24.11.2021 по делу N 33а-3670/2021
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по выполнению первичных мер пожарной безопасности.
Обстоятельства: Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям сельского поселения, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения, является орган местного самоуправления, пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2021 г. по делу N 33а-3670
УИД 04RS0016-01-2021-000546-18
Судья Санданова Д.Ч.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Ихисеевой М.В.,
при секретаре Д.-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское", администрации муниципального образования "Мухоршибирский район" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения по апелляционной жалобе главы МО СП "Шаралдайское" Г. на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года, которым постановлено:
административный иск прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, удовлетворить частично; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" по невыполнению первичных мер пожарной безопасности: обязать администрацию муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" в срок не позднее 15 суток с момента вступления решения суда в законную силу выполнить первичные меры пожарной безлпасности: создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров на границе участков с территорией населенных пунктов муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское", обеспечить территории общего пользования муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" (в том числе площади, улицы, проезды, скверы, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем), осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское", обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское"обеспечить системы оповещения населения и Государственной противопожарной службы о пожаре в с.Шаралдай муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское"; в остальной части административного иска отказать; в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования "Мухошибирский район" отказать.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., выслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с административным иском к администрации МО СП "Шаралдайское" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения, выразившиеся в невыполении первичных мер пожарной безопасности.
Иск обоснован следующим. Прокуратура района совместно с главным государственным инспектором Мухоршибирского района по пожарному надзору в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, допущенные администрацией МО СП "Шаралдайское"
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрацию МО СП "Шаралдайское" по невыполнению первичных мер пожарной безопасности, обязать в срок, не позднее 15 суток с момента вступления решения в законную силу выполнить первичные меры пожарной безопасности, а именно: разработать и утвердить муниципальную целевую программу МО СП "Шаралдайское" по вопросам обеспечения пожарной безопасности; создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов МО СП "Шаралдайское; обеспечить территории общего пользования МО СП "Шаралдайское"(в том числе площади, улицы, проезды, скверы, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории поселения; обеспечить исправное состояние пожарного автомобиля марки "ЗИЛ" с государственным регистрационным знаком...; обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности поселения; обеспечить системы оповещения населения и Государствнной противопожарной службы о пожаре ва с.Шаралдай МО СП "Шаралдайское".
В качестве соответчика по делу судом привлечена администрация МО "Мухоршибирский район".
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, за исключением требования об обеспечении исправного состояния пожарного автомобиля ввиду его исправности.
Представитель административного ответчика глава МО СП "Шаралдайское" иск не признал.
Представитель административного ответчика администрации МО "Мухоршибирский район" в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение судом о месте и времени судебного заседания. В предыдущем судебном заседании иск не признал и суду пояснил, что указанные вопросы отнесены законом к компетенции сельского поселения. Администрация района полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности действующим законодательством не наделена.
Судом постановлено указанное выше решение.
Административным ответчиком главой МО СП "Шаралдайское" Г. подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой ставится вопрос об его отмене в силу незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании коллегии, административный ответчик в лице главы поселения Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, не возражал против прекращения производства по делу в части отказа прокурора от административных исковых требований.
Представитель административного ответчика - администрации МО "Мухоршибирский район" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела по жалобе в его отсутствие.
В суде апелляционной инстанции административный истец - прокурор, участвующий в деле представил суду заявление прокурора Мухоршибирского района РБ об отказе от исковых требований в следующей части: -осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории муниципального образования сельского поселения, - обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское",-обеспечить системы оповещения населения и Государственной противопожарной службы о пожаре в с.Шаралдай муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское". В связи с отказом от части административных исковых требований, просила производство по делу прекратить в данной части. В части требований о создании противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров на границе лесных участок с территорией населенных пунктов муниципального образование сельское поселения и обеспечения территории общего пользования муниципального образования поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем просила оставить без изменения решение суда, постановленного законно и обоснованно. С целью уточнения исковых требований пояснила, что обеспечение территории общего пользования сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем подлежит комплектации согласно Приложению N 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно: лом-1, багор-1, ведро-2, покрывало для изоляции очага возгорания-1, лопата штыковая-1, допата совковая-1, емкость для хранения воды объемом 0,2 куб. м-1. Определить места размещения первичных средств пожаротушения, их комплектность, порядок использования и периодичность проверки их состояния путем принятия нормативного акта.
Судебная коллегия, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отказ прокурора от исковых требований в части, приходит к следующим выводам.
Согласно
пп. 3 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не установлено настоящим
Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В данном случае, прокурор отказался от части исковых требований, последствия отказа от иска ему понятны, возражения от участников процесса не имеется, При таких обстоятельствах, коллегия сочла возможным принять отказ от части исковых требований, решение в данной
части отменить и производство по делу прекратить.
В остальной части решения, коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес обоснованное и законное решение, которое подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные
п. 9 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов наряду с иными, в том числе: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
При этом, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 данного Федерального закона. Указанной нормой закона предусмотрены первичные меры пожарной безопасности. В
части 2 ст. 69 приведенного закона противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств(лесопарков) до зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с
п. 1 Правил установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций.
Согласно
абз. 7 п. 63 Правил в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В соответствии с
п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования-территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 08.042021 N 357 "О начале пожароопасного сезона" в лесах Мухоршибирского лесничества Республики Бурятия начало противопожарного сезона - 9 апреля 2021 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района совместно со специалистом отдела МЧС России по Мухоршибирскому району проведена проверка исполнения законодательства в сфере подготовки населенных пунктов к пожароопасному периоду администрацией МО СП "Шаралдайское". В результате которой, наряду с иными нарушениями, было выявлен факт несоответствия имеющейся минерализованной полосы вокруг населенного пункта требуемому размеру, то есть менее 10 метров.
Согласно акту о результатах проверки от 18 мая 2021 года выявлены нарушения в том числе, что не созданы минерализованные полосы не менее 10 метров, а также то, что территории общего пользования поселения не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Установленные проверкой факты подтверждаются фототаблицами и никем не оспариваются.
16 марта 2021 года на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО "Мухоршибирский район" главам сельских поселений, включая Г., указано - произвести обновление имеющихся минерализованных полос, поскольку минерализованная противопожарная полоса в населенном пункте Шаралдай составляет от 3 до 8 метров шириной.
Из представленных распоряжений администрации МО "Мухоршибирский район" и платежных поручений, исследованных судом первой инстанции следует, что для осуществления данной работы выделены денежные средства.
Суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, приведенных выше норм права, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц (жителей поселка), создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, имуществу физических, юридических лиц, муниципальному имуществу, охране окружающей среды, территории поселения и создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
Судебная коллегия с такими выводами суда, с учетом изложенного выше не согласиться не может, они подробно приведены в решении суда, являются мотивированными, законными и обоснованными.
В этой связи, доводы апелляционной жалобы о том, что возложенная судом обязанность по обеспечению первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем и созданию противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" не относится к полномочиям сельского поселения, коллегией признаются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности. Из приведенных районным судом положений законодательства Российской Федерации следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям сельского поселения, лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения является орган местного самоуправления. Пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Приведенные административным ответчиком доводы, в своей совокупности, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права или допущенной судебной ошибке.
Вместе с тем, коллегия полагает необходимым изменить срок исполнения решения суда (в течение 15 суток с момента вступления решения в законную силу), поскольку установленный судом срок исполнения решения суда не представляется разумным. Установить иные сроки исполнения. Так, для выполнения первичных мер пожарной безопасности по созданию противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" установить срок до 1 апреля 2022 года, с момента схода снега и возможности выполнения земляных работ. Срок для исполнения решения в части обеспечения территории общего пользования муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" (в том числе площади, скверы, улицы, проезды, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем установить до 27 декабря 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. руководствуясь
ст. ст. 194,
309,
311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
определила:
Отказ прокурора от части исковых требований: осуществлять социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское"; обеспечить условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении пожарной безопасности муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское"; обеспечить системы оповещения населения и Государственной противопожарной службы о пожаре в с.Шаралдай муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" принять, в данной части решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года отменить, производство в данной части прекратить.
Изменить срок исполнения решения суда.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" выполнить первичные меры пожарной безопасности: создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров на границе лесных участков с территорией населенных пунктов муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" в срок до 1 апреля 2022 года; обеспечить территории общего пользования муниципального образования сельское поселение "Шаралдайское" (в том числе площади, скверы, улицы, проезды, бульвары) первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в срок до 27 декабря 2021 года.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.