Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 N 88-4671/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 08.09.2022 по делу N 33-2061/2022
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений закона, которое в полном объеме не исполнено.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 08.09.2022 по делу N 33-2061/2022
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений закона, которое в полном объеме не исполнено.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2022 г. по делу N 33-2061/2022
УИД 19RS0001-02-2021-007832-64
Судья первой инстанции: Ш.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 8 сентября 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия К.А., представителя ответчиков Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница", а также, исполняющей обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" К.Т. - Л.Л. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2022 года по делу по иску прокурора города Абакана Республики Хакасия, действующего в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница", Министерству здравоохранения Республики Хакасия, исполняющей обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" К.Т. об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Топоева А.С., выслушав пояснения представителей ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия Л.Н. и К.А., поддержавших требования апелляционной жалобы, истца прокурора Найдешкиной Т.Н., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Абакана Республики Хакасия, действующий в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" (далее - ГУ РДКБ), Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав Хакассии), исполняющей обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" К.Т. об устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В основание иска указано, что прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ГУ "РДКБ", в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, прокуратурой г. Абакана в адрес главного врача 19.02.2021 вынесено представление об устранении нарушения закона, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено. Минздрав Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим финансирование ГУ "РДКБ". Просил обязать Минздрав Хакасии в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу профинансировать расходы ГУ "РДКБ" на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать ГУ "РДКБ" устранить нарушения противопожарного законодательства в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования.
В судебном заседании помощник прокурора г. Абакана Баканин Д.С. поддержал исковые требования, просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения.
Представитель ответчика Минздрава Хакасия Л.Н., суду пояснил, что в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку указанное здание реконструируется, невозможно устранить нарушения, поскольку они отсутствуют. Здание, расположенное по адресу: "КДЦ" будет реконструировано, в связи с чем, тратить средства на сегодня не эффективно. Для устранения нарушений, выявленных в здании, расположенным по адресу: Б, необходимо установить более длительные сроки, поскольку необходимо финансирование.
Представители ответчиков ГУ "РКДБ", и.о. главного врача ГУ "РКДБ" К.Т. - Л.Л. и Б., возразили против иска, пояснили, что для устранения нарушений, выявленных в здании, расположенным по адресу: Б, необходимо установить более длительные сроки, поскольку необходимо финансирование, в здании, расположенном по адресу: <...>, Ч. ул., производится реконструкция, проектно-сметной документацией предусмотрены работы по системе пожарной сигнализации оповещения людей при пожаре, управления эвакуацией, автоматического пожаротушения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела надзорной деятельности и профилактической работы надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий РХ Н. полагал, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Указал, сроки исполнения предписаний продлены на 3 мес.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворены частично, постановлено следующее.
Обязать Минздрав Республики Хакасия до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать расходы ГУ "РКДБ" на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать ГУ "РКДБ" устранить нарушения противопожарного законодательства в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования, а именно:
В здании, расположенном по адресу: Б:
- лестницы, предназначенные для сообщения между цокольным и первым этажом, оградить противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.18 СП 13130.2013);
- дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в лифтовые холлы на всех этажах здания защитить противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях отделить от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 16 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- в подвальном этаже перед пассажирским лифтом тамбур-шлюз оградить перегородками 1-го типа и оборудовать подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 20 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ",
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- произвести расчеты подпора воздуха в имеющемся в здании тамбур-шлюзе находящемся в лестничной клетке, ведущей из цокольного этажа на первый этаж (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 7.14,
п. 7.15,
п. 7.16 СП 7.13130.2013).
В здании, расположенном по адресу: А1 (стационар):
- дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в лифтовые холлы на всех этажах здания защитить противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях отделить от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 16 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюз оградить перегородками 1-го типа и оборудовать подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 20 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ",
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- произвести расчеты подпора воздуха в имеющемся в здании тамбур-шлюзе находящемся в лестничной клетке, ведущей из цокольного этажа на первый этаж (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 7.14,
п. 7.15,
п. 7.16 СП 7.13130.2013);
- выход в чердачное помещение (на крышу) из лестничной клетки на четвертом этаже здания оборудовать противопожарной дверью 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч.ч. 1,
2,
3,
13 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 7.6 СП 4.13130.2013);
- выходы в чердачное помещение из лестничных клеток и лифтового холла на 4 м этаже здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч.ч. 1,
2,
3,
13 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. п. 7.2,
7.5,
7.6,
7.7 СП 4.13130.2013);
- руководителю организации обеспечить уплотнение в притворах на дверях в лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов на всех этажах здания (между поломи дверьми не обеспечивается дымогазонепроницаемость опасных факторов пожара в случае возникновения пожара (
п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 3.20 ГОСТ Р 475-2016, п. 3.8 ГОСТ Р 30970-2014).
В здании, расположенном по адресу: (детское поликлиническое отделение N):
- автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники привести в рабочее состояние (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- обеспечить капитальный ремонт (замену) автоматической установки пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, так как эксплуатация указанной системы осуществляется более 10 лет (
ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010,
п. п. 4.2.4.3,
6.2.4.1,
7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012,
п. п. 1.9,
1.10,
1.11,
1.12 РД 009-02-96);
- обеспечить капитальный ремонт (замену) системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, так как эксплуатация указанной системы осуществляется более 10 лет (
ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010,
п. 4.2.4.3,
6.2.4.1,
7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012,
п. 1.9,
1.10,
1.11,
1.12 РД 009-02-96);
- обеспечить наличие исполнительной документации на установки систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре), установленный в зданий поликлиники (
п. п. 54,
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479);
- устранить нарушение объемно-планировочных решений, выраженных в установки перегородки выполненной из горючих материалов (деревянная) на путях эвакуации, отделяющей помещения регистратуры от общего коридора (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
пп. "е" п. 16,
п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- привести в соответствие ширину горизонтальных участков пути эвакуации в переходе между детским поликлиническим отделением N 1 и консультационно-диагностическим центром в переходе - не менее 1,2 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.3.3 СП 1.13130.2020);
- привести в соответствие ширину эвакуационных выходов при входе в переход и выходе из перехода между детским поликлиническим отделением N 1 и консультационно-диагностическим центром - не менее 1,2 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3"Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности";
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020);
- выходы в чердачное помещение из лестничных клеток и лифтового холла на 3-м этаже здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 1,
2,
3,
13 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 7.2,
п. 7.5,
п. 7.6,
п. 7.7 СП 4.13130.2013).
В здании, расположенном по адресу: (консультационно-диагностический центр):
- привести в соответствие ширину эвакуационного выхода из приемного отделения на первом этаже - не менее 0,8 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ",
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020);
- привести в соответствие высоту эвакуационного выхода из приемного отделения на первом этаже - не менее 1,9 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.2.18 СП 1.13130.2020);
- привести в соответствие перепад высоты в дверном проеме (выход из приемного отделения на первом этаже) - не более 50 мм (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.3.5 СП 1.13130.2020);
- привести в соответствие ширину эвакуационного выхода на лестничную клетку из дневного стационара - не менее 1,2 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020);
- привести в соответствие высоту эвакуационного выхода на лестничную клетку из дневного стационара - не менее 1,9 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.2.18 СП 1.13130.2020);
- лестницы, предназначенные для сообщения между подвальным этажом и первым этажом, оградить противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.18 СП 4.13130.2013);
- выходы в чердачное помещение из лестничных клеток на 3-м этаже здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 7.2,
п. 7.5,
п. 7.6,
п. 7.7 СП 4.13130.2013).
Произвести капитальный ремонт систем противопожарной защиты, установленных в зданиях поликлиники и консультационно-диагностического центра по.
В здании, расположенном по адресу::
- выполнить ширину горизонтальных участков путей эвакуации (дверная коробка) в проеме между помещением N и помещением N - не менее 1,2 м в случае эвакуации более 50 человек либо 1 м во всех остальных случаях (
п. 4.3.3 СП 1.13130.2020).
В остальной части заявленных требований отказать.
С решением не согласились представители ответчиков Минздрава Хакасия - К.А., ГУ "РКДБ", и.о. главного врача ГУ "РКДБ" К.Т. - Л.Л.
Представитель ответчика Минздрава Хакасии К.А. просила решение суда изменить, обязать Минздрав Хакасия до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства для выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании расположенном по адресу: Б. Обязать ГУ "РКДБ" устранить нарушения противопожарного законодательства в здании, расположенном по адресу: Б, в течение 6 месяцев с момента выделения финансирования.
В обоснование требований апелляционной жалобы указала, что в зданиях ГУ "РКДБ", расположенных по адресу: (здание первого педиатрического отделения и здание консультативно-диагностического отделения) и (пристройка для размещения компьютерного томографа), устранить нарушения противопожарного законодательства не представляется возможным, поскольку ДГАЗ выдано разрешение на строительство-реконструкцию этих зданий. Заключением АУ РХ "Государственная экспертиза Республики Хакасия" указано о соответствии проектной документации требованиям противопожарной безопасности. Кроме того, заключен контракт N.02 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение подрядных работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция зданий ГУ "РКДБ" с пристройкой для размещения компьютерного томографа. Полагала, что в связи с проведением реконструкции указанных зданий, основания для устранения нарушений отпали. По зданию, расположенном по адресу: Б, нарушения устраняются - разработана проектно-сметная документация по устранению нарушений пожарной безопасности, заключены контракты, при этом выделение денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ не будет исполнимо, поскольку они не запланированы на 2022 год. Также, отметила, что в здании, расположенном по адресу:, нарушение противопожарного законодательства будут устранены, финансирование будет предоставлено, ГУ "РКДБ" устраняет их самостоятельно.
Представитель ГУ "РКДБ", а также, исполняющего обязанности главного врача ГУ "РКДБ" К.Т. - Л.Л. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование требований апелляционной жалобы указала, что в зданиях ГУ "РКДБ", расположенных по адресу: (здание первого педиатрического отделения и здание консультативно-диагностического отделения) и (здание стационара), устранить нарушения противопожарного законодательства не представляется возможным, поскольку эти здания переданы ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ РХ "Управление капитального строительства" до завершения реконструкции объекта, предусмотренного до ДД.ММ.ГГГГ. Проектно-сметной документацией предусмотрена, в том числе система пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, управление эвакуацией, автоматическое пожаротушение. Отметила, что работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре на объекте, расположенном по адресу:, произведены, о чем предоставлен акт о приемке выполненных работ. Кроме того, выразила несогласие со сроком устранения нарушений пожарной безопасности - 3 месяца с момента выделения финансирования.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, Баканин Д.С. выразил согласие с решением суда, полагал что оно является законным и обоснованным.
Рассмотрев дело по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федерального закона N 69-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Статьями 34 и
37 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.
В соответствии с
ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (
ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ).
Как установлено в ходе судебного заседания, прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ГУ "РКДБ", в ходе которой установлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
Здание, расположенное по адресу: Б:
- лестницы, предназначенные для сообщения между цокольным и первым этажом, не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.18 СП 13130.2013);
- дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в лифтовые холлы на всех этажах здания не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 16 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- в подвальном этаже перед пассажирским лифтом тамбур-шлюз не выгорожен перегородками 1-го типа и не оборудован подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 20 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ",
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- не проведены расчеты подпора воздуха в имеющемся в здании тамбур-шлюзе находящемся в лестничной клетке ведущей из цокольного этажа на первый этаж (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 7.14,
п. 7.15,
п. 7.16 СП 7.13130.2013);
В здании, расположенном по адресу: А1 (стационар):
- дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в лифтовые холлы на всех этажах здания не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 16 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюз не выгорожен перегородками 1-го типа и не оборудован подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 20 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ",
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- не проведены расчеты подпора воздуха в имеющемся в здании тамбур-шлюзе находящемся в лестничной клетке ведущей из цокольного этажа на первый этаж (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 7.14,
п. 7.15,
п. 7.16 СП 7.13130.2013);
- выход в чердачное помещение (на крышу) из лестничной клетки на четвертом этаже здания не оборудован противопожарной дверью 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч.ч. 1,
2,
3,
13 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 7.6 СП 4.13130.2013);
- выходы в чердачное помещение из лестничных клеток и лифтового холла на 4 м этаже здания не оборудованы противопожарными люками 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч.ч. 1,
2,
3,
13 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. п. 7.2,
7.5,
7.6,
7.7 СП 4.13130.2013);
- руководителем организации не обеспечивается уплотнение в притворах на дверях в лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов на всех этажах здания (между поломи дверьми не обеспечивается дымогазонепроницаемость опасных факторов пожара в случае возникновения пожара (
п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 3.20 ГОСТ Р 475-2016, п. 3.8 ГОСТ Р 30970-2014).
В здании, расположенном по адресу: (детское поликлиническое отделение N):
- автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники находится в отключенном (неработоспособном состоянии) (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- автоматическая установка пожарной сигнализации подлежит капитальному ремонту (замене) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, так как эксплуатация указанной системы осуществляется более 10 лет (
ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010,
п. п. 4.2.4.3,
6.2.4.1,
7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012,
п. п. 1.9,
1.10,
1.11,
1.12 РД 009-02-96,);
- система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре подлежит капитальному ремонту (замене) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, так как эксплуатация указанной системы осуществляется более 10 лет (
ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности";
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479,
п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010,
п. 4.2.4.3,
6.2.4.1,
7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012,
п. 1.9,
1.10,
1.11,
1.12 РД 009-02-96);
- отсутствует исполнительная документация на установки систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре) установленный в здании поликлиники (
п. п. 54,
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479);
- допускается нарушение объемно-планировочных решений путем установки перегородки выполненной из горючих материалов (деревянная) на путях эвакуации, отделяющая помещения регистратуры от общего коридора (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
пп. "е" п. 16,
п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- ширина горизонтальных участков пути эвакуации в переходе между детским поликлиническим отделением N 1 и консультационно-диагностическим центром в переходе менее 1,2 м, а именно 0,8 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.3.3 СП 1.13130.2020);
- ширина эвакуационных выходов при входе в переход и выходе из перехода между детским поликлиническим отделением N 1 и консультационно-диагностическим центром менее 1,2 м, а именно 0,7 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности";
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020);
- выходы в чердачное помещение из лестничных клеток и лифтового холла на 3-м этаже здания не оборудованы противопожарными люками 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ч. 1,
2,
3,
13 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
ст. 2,
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 7.2,
п. 7.5,
п. 7.6,
п. 7.7 СП 4.13130.2013).
В здании, расположенном по адресу: (консультационно-диагностический центр):
- ширина эвакуационного выхода из приемного отделения на первом этаже менее 0,8 м, а именно 0,7 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ",
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020);
- высота эвакуационного выхода из приемного отделения на первом этаже менее 1,9 м, а именно 1,7 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
ст. 1,
ст. 2,
ст. 37,
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 4.2.18 СП 1.13130.2020);
- допускается перепад высоты в дверном проеме (выход из приемного отделения на первом этаже) более 50 мм (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.3.5 СП 1.13130.2020);
- ширина эвакуационного выхода на лестничную клетку из дневного стационара менее 1,2 м, а именно 0,7 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020);
- высота эвакуационного выхода на лестничную клетку из дневного стационара менее 1,9 м, а именно 1,8 м (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6,
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.2.18 СП 1.13130.2020);
- лестницы, предназначенные для сообщения между подвальным этажом и первым этажом, не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о ТПБ";
п. 4.18 СП 4.13130.2013);
- выходы в чердачное помещение из лестничных клеток на 3 - м этаже здания не оборудованы противопожарными люками 2-го типа (
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 7.2,
п. 7.5,
п. 7.6,
п. 7.7 СП 4.13130.2013).
Кроме того, не произведен капитальный ремонт систем противопожарной защиты, установленных в зданиях поликлиники и консультационно-диагностического центра по.
В здании, расположенном по адресу::
- ширина горизонтальных участков путей эвакуации (дверная коробка) в проеме между помещениями N и помещениями N составляет 60 см, что не соответствует требованиям закона
(СП 1.13130.2020).
Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, непосредственно влияют на: возможность возникновения пожара и (или) безопасности, его дальнейшее распространение по конструктивным элементам здания; время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью; возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.
Прокуратурой г. Абакана главному врачу ГУ "РКДБ" вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и законодательства об отходах 1 и 2 класса опасности.
Главным врачом ГУ "РКДБ" Т. в адрес прокурора РХ К.М. ДД.ММ.ГГГГ была направлена информация на представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и законодательства об отходах 1 и 2 класса опасности, свидетельствующая о частичном исполнении названного прокурорского представления от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о наличии правовых основания для возложения на ГУ "РКДБ", Минздрав Хакасия обязанности по ликвидации выявленных нарушений противопожарной безопасности в срок до 3 месяцев со дня финансирования.
При этом суд исходил из того, что относимых, допустимых и бесспорных доказательств устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда, с указанными выводами согласна.
Апеллянты, выражая несогласие с решением суда в части возложения на ГУ "РКДБ" обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности, указывают на то, что устранить нарушения противопожарного законодательства не представляется возможным, поскольку эти здания переданы ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ РХ "УКС" до завершения реконструкции объекта, до ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая указанные доводы, судебная коллегия отмечает следующее.
Как установлено в ходе судебного заседания, прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ГБУЗ РХ "Республиканская детская клиническая больница", в ходе которой установлено, что на праве оперативного управления в пользовании ГБУЗ РХ "РДКБ" находится 6 объектов, расположенных в А,; по; по Б; (детское поликлиническое отделение N); (консультационно-диагностический центр).
ГБУЗ РХ "РДКБ" в здании по вышеуказанным адресам осуществляет деятельность по предоставлению медицинских услуг населению.
Согласно
п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу
ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Предусмотренная договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления обязанность Учреждения по проведению текущего и капитального ремонта не освобождает ГУ "РКДБ", а также Минздрав Хакасии от исполнения требований закона.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ГУ "РКДБ" и Минздрав Хакассии, не смотря на то, что здания находятся в его оперативном управлении, обязаны нести бремя их содержания, в том числе и в связи с исполнением требований закона в области пожарной безопасности. (том N 1, л.д. 44-60).
Кроме того, апеллянты указывают на то, что возложение обязанности по устранению нарушений пожарного законодательства не является целесообразным, поскольку в настоящее время производится реконструкция зданий, расположенных по адресу:.
Как ранее указывалось, в соответствии со
ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного указанным выше Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со
ст. 79 Федерального закона N 123-ФЗ индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выезда из здания, сооружения и строения точке.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что представители ответчиков Минздрава Хакасии, ГУ "РКДБ" в судебном заседании, не оспаривали наличие данных нарушений. Однако, поясняли, что в настоящее время, проводится реконструкция зданий, ответчиками предпринимаются меры по их устранению, в частности, приобретены и размещены в установленном порядке первичные средства пожаротушения, заключен договор о монтаже автоматической пожарной сигнализации, в стадии подготовки находятся проекты выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности.
Ссылки представителей ответчиков Минздрава Хакасии, ГУ "РКДБ" в суде апелляционной инстанции об устранении нарушений пожарной безопасности в течении 6 месяцев со дня финансирования, не является основанием для отмены решения суда, так как на момент его вынесения нарушения пожарной безопасности не были устранены, данное обстоятельство может свидетельствовать только об исполнении решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Абаканского городского суда Республика Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителей ответчиков Министерства здравоохранения Республики Хакасия К.А., Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница", а также, исполняющей обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" К.Т. - Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ
Судьи
В.Н.МОРОЗОВА
Е.В.ХЛЫСТАК
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.09.2022.