Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 22.05.2017 по делу N 33-1745/2017
Требование: Об обязании изменить размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей.
Обстоятельства: Истец полагает, что в связи с изменением законодательства РФ он имеет право на увеличение размера выплачиваемой ему компенсации, несмотря на это, в удовлетворении соответствующего заявления ему было отказано.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 22.05.2017 по делу N 33-1745/2017
Требование: Об обязании изменить размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей.
Обстоятельства: Истец полагает, что в связи с изменением законодательства РФ он имеет право на увеличение размера выплачиваемой ему компенсации, несмотря на это, в удовлетворении соответствующего заявления ему было отказано.
Решение: Требование удовлетворено частично.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N 33-1745/2017
Судья Власова И.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Гимадеевой О.Л., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., при секретаре Ч., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к УФСИН России по РБ, МВД по Республике Бурятия об изменении размера денежных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по РБ Н. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 01 марта 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление М. удовлетворить частично.
Изменить размер ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых по линии УФСИН России по Республике Бурятия в пользу М., установив его в сумме... руб.
Обязать УФСИН России по Республике Бурятия ежемесячно выплачивать М. в возмещение вреда здоровью по... руб., начиная с...г. на будущее время.
Размер ежемесячной денежной компенсации, установленный судом, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения М., представителя УФСИН России по РБ П.С., представителя МВД по РБ Б.С., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд с иском к УФСИН России по РБ, МВД по РБ, М. просил обязать надлежащего ответчика выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей, изменив ее размер, со дня вступления в силу Федерального
закона от 01.05.2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".
Требования мотивированы следующим. Он проходил службу в органах внутренних дел в учреждении ИТК-8 МВД России в должности капитана внутренней службы, был уволен из органов внутренних дел в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей. После увольнения ему выплачивалась денежная компенсация в размере разницы между получаемым в момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности. Указанная компенсация была назначена истцу на основании Приказа МВД РФ. В связи с вступлением в силу Федерального
закона от 01.05.2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" полагает, что имеются основания для увеличения размера указанной компенсации.
... он обратился с заявлением в УФСИН России по Республике Бурятия, однако в назначении выплат ему было отказано со ссылкой на решение комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от.... об отказе в назначении выплат, поскольку ежемесячные выплаты истцу установлены приказом МВД по Республике Бурятия.
В... года он обратился с таким же заявлением в МВД по Республике Бурятия, в назначении выплат ему также отказано со ссылкой на то, что выплаты ему производятся ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия по линии УФСИН России по Республике Бурятия, рекомендовано обратиться в УФСИН России по Республике Бурятия.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия.
В заседании суда истец М. на удовлетворении иска настаивал.
Представители УФСИН России по РБ П.А., Н. возражали против удовлетворения иска, пояснив, что комиссией УФСИН России по Республике Бурятия.... отказано в назначении выплат, поскольку М. является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с приказом МВД по Республике Бурятия.
Представитель МВД по РБ П.Б. с иском не согласилась, полагала, что МВД по РБ не является надлежащим ответчиком по делу. Пояснила, что пенсионное дело истца хранится в МВД по Республике Бурятия, в УФСИН России по Республике Бурятия не передавалось.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия Б.Д. поддержала позицию УФСИН России по РБ.
Прокурор Хорошева О.Я. полагала необходимым удовлетворить исковые требований, возложив на УФСИН России по Республике Бурятия обязанность выплачивать истцу ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере... рублей.
Судом исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по РБ Н. просит решение суда отменить, возложив обязанность по возмещению вреда на МВД России по Республике Бурятия. Указывает, что судом фактически самостоятельно изменен предмет иска. Суд не только изменил размер выплат, но и лицо, назначившее и производившее данную выплату. Судом не принято во внимание, что истец проходил службу в органах внутренних дел, является получателем пенсии по линии МВД и получателем выплат по месту прохождения службы, в связи с чем надлежащим лицом, обязанным производить выплаты, является либо МВД по РБ либо ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия, но не УФСИН России по РБ. В случае возложения обязанности по выплате компенсации на УФСИН России по РБ отсутствует правовое основание для выплаты. Поскольку истец является получателем пенсии по линии МВД, расчет компенсации должен производиться исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, установленных в МВД, что недопустимо для уголовно-исполнительной системы. Просит учесть, что в случае удовлетворения требований, выплата должна производится с момента вынесения решения, а не с момента обращения с заявлением к ответчику.
В суде апелляционной инстанции представитель УФСИН России по РБ П.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец М., представитель МВД по РБ Б.С. полагали, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав стороны, заключение прокурора Бадмацыреновой Ю.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что М... в период прохождения службы в ИТК-8 МВД России при исполнении служебных обязанностей получил травму, .... признан негодным к военной службе, на основании приказа МВД по РБ... уволен со службы с.... по
пункту "ж" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни).
С.... М. установлена... группа инвалидности по причине травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, с ежегодным переосвидетельствованием, с.... истцу установлена... группа инвалидности бессрочно.
На основании приказа МВД по РБ... от.... М. установлена ежемесячная выплата денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и пенсией по инвалидности, которая выплачивалась ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ.
В соответствии со
статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года установлено, что денежное довольствие сотрудников УФСИН состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию) ежемесячных и иных дополнительных выплат.
С 12 мая 2016 года в соответствии с Федеральным
законом от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в
часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяющегося на отношения, связанные с возмещением вреда сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, закреплено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Таким образом, с 12 мая 2016 года, даты вступления в силу Федерального
закона от 01.05.2016 г. N 125-ФЗ, размер ежемесячной денежной компенсации подлежит исчислению исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания на стаж работы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий с применением вышеуказанных коэффициентов.
При таких обстоятельствах районный суд, установив, что истец был уволен со службы в ИТК-8 МВД в связи получением травмы при исполнении служебных обязанностей, в настоящее время имеет... группу инвалидности вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, пришел к верному выводу о том, что М. имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, которая подлежит исчислению исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания на стаж работы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий с применением коэффициента, равного....
Размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью М. установлен судом на основании представленных ответчиком документов, проверен районным судом, автором апелляционной жалобы не оспаривается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, является правильным вывод районного суда в части возложения обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации на УФСИН России по РБ с учетом действующего правового регулирования порядка возмещения вреда, причиненного сотрудникам органов внутренних дел, осуществлявшим служебную деятельность в должностях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи со следующим.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", введенного в действие Постановлением ВС РФ от 21.07.1993 N 5474-1. | |
В соответствии с положениями
статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5474-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим
Законом и другими законами Российской Федерации,
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 г. центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации с 1 сентября 1998 г.
(пункт 1).
В соответствии с
пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба исполнения наказаний с передачей ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Согласно
части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", действие которой было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений (пункт 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1027-1), в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой
статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Как установлено судом, капитан внутренней службы М., проходивший службу в должностях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уволен из органов внутренних дел Российской Федерации с... на основании
пункта "ж" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни). Следовательно, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у М. в период действия
Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и
Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 мая 1993 г. N 260.
Право на возмещение вреда, причиненного при исполнении служебных обязанностей, было реализовано М. путем издания приказа МВД по РБ.... М. установлена ежемесячная выплата денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, которая выплачивалась ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ.
5 августа 2013 г. в целях обеспечения мер социальной поддержки сотрудникам уголовно-исполнительной системы, организации работы по осуществлению им выплат в целях возмещения вреда здоровью, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, директором Федеральной службы исполнения наказаний был издан приказ N 439, которым утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее - Правила), которые применяются с 1 января 2013 г.
Из содержания пункта 23 Правил следует, что установленное им правовое регулирование в части определения состава утраченного денежного довольствия для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, распространено на категории сотрудников, уволенных со службы с 18 апреля 1991 г. (то есть до издания Президентом Российской Федерации 28 июля 1998 г.
Указа N 904 о передаче с 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации) и по 31 декабря 2012 г. включительно.
Изложенное свидетельствует о том, что вывод суда об обязанности УФСИН России по РБ по возмещению вреда, причиненного М. в связи с выполнением служебных обязанностей, надлежащим образом мотивирован и основан на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права.
Выводы суда о том, что выплата компенсации в новом порядке должна производиться с..., то есть с момента обращения за такой выплатой, также являются правильными.
Приказом ФСИН России от 05 августа 2013 года N 439 "Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей" утверждены
правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с
п. п. 20,
21 указанных Правил для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации представляется, в том числе, заявление гражданина Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации. Выплата производится по заявлению гражданина в течение всего срока, на который установлена утрата трудоспособности и назначена пенсия по инвалидности.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что реализация права на назначение выплат в возмещение вреда здоровью сотрудникам уголовно-исполнительной системы предполагает заявительный порядок, право на указанные выплаты возникает у сотрудника со дня обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган с приложением необходимых документов.
Поскольку с заявлением о назначении ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью в связи с вступлением в силу с 12 мая 2016 года Федерального
закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" М. обратился в УФСИН России по Республике Бурятия..., представив необходимые документы, то именно с указанной даты и на будущее время подлежит выплате ежемесячно денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью. При этом основанием для отказа в выплате послужил только лишь тот факт, что пенсия по инвалидности истцу была назначена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Иных оснований для отказа не приведено.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены судебного решения, не установлено. Доводы жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела истец одновременно изменил и предмет, и основание иска, несостоятельны, не подтверждаются материалами дела.
Иных доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено или изменено, в апелляционной жалобе не приведено.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
определила:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.