Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 06.10.2016 по делу N 33-3412/2016
Требование: О возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
Обстоятельства: Истец обратился к работодателю за разъяснением того, когда будет проведена специальная оценка условий труда рабочих мест лиц, участвующих в тушении пожаров. В ответе ему разъяснено, что ответчиком подана заявка на выделение денежных средств на проведение данной оценки в 2016 г., по поступлению финансирования специальная оценка условий труда рабочих мест будет проведена. Однако до настоящего времени эта оценка не проведена, чем нарушаются его трудовые права.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 06.10.2016 по делу N 33-3412/2016
Требование: О возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
Обстоятельства: Истец обратился к работодателю за разъяснением того, когда будет проведена специальная оценка условий труда рабочих мест лиц, участвующих в тушении пожаров. В ответе ему разъяснено, что ответчиком подана заявка на выделение денежных средств на проведение данной оценки в 2016 г., по поступлению финансирования специальная оценка условий труда рабочих мест будет проведена. Однако до настоящего времени эта оценка не проведена, чем нарушаются его трудовые права.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. по делу N 33-3412/2016
Председательствующий: Емельянов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Карповой В.Н., Пархомович Г.П.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия" - заместителя начальника отряда Б. на решение Саяногорского городского суда от 11 июля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Ч. к Федеральному государственному казенному учреждению "3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия" о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
Заслушав доклад судьи Карповой В.Н., пояснения представителя ответчика А., судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия" (далее - ФГКУ "3 отряд ФПС по РХ") о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда. Требования мотивировал тем, что проходит службу в ФГКУ "3 отряд ФПС по РХ" в должности начальника караула 8 пожарной части с ДД.ММ.ГГГГ, имеет специальное звание капитан внутренней службы. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к работодателю за разъяснением того, когда будет проведена специальная оценка условий труда рабочих мест лиц, участвующих в тушении пожаров 8 пожарной части ФГКУ "3 отряд ФПС по РХ". В ответе от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по РХ подана заявке на выделение денежных средств на проведение данной оценки в 2016 году, по поступлению финансирования специальная оценка условий труда рабочих мест будет проведена. Однако до настоящего времени эта оценка не проведена, чем нарушаются его трудовые права.
Дело на основании
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие истца Ч., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства труда и социального развития РХ, Государственной инспекции труда в РХ привлеченных к участию в деле определением судьи от 13.05.2016.
В судебном заседании представитель ответчика Д. иск не признала.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
Обязал ФГКУ "3 отряд ФПС по РХ" провести специальную оценку условий труда Ч. в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскал с ФГКУ "3 отряд ФПС по РХ" в доход бюджета муниципального образования г. Саяногорск государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
С решением не согласен представитель ответчика Б.
В апелляционной жалобе, приводя доводы, изложенные в возражениях относительно искового заявления, ссылаясь на нарушение норм материального права, он просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Настаивает на том, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда сотрудников федеральной противопожарной службы Федеральный закон о специальной оценке условий труда" не регулирует. Гарантии и компенсации для сотрудников ФПС, проходящих службу во вредных или опасных условиях, предусмотрены федеральным законом, перечень должностей федеральной противопожарной службы, периоды прохождения службы в которых засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении, должен быть утвержден Постановлением Правительства РФ. Пока такой перечень не принят, истец не имеет возможности реализовать социальные гарантии, проведение специальной оценки условий труда повлечет неэффективное расходование средств федерального бюджета.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав представителя ответчика А., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный
закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с
частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью 7 статьи 9 Закона предусмотрено, что в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Такой
Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290, куда включены и рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций
(пункт 9).
Судом установлено, что Ч. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в должности начальника караула 8 пожарной части ФГКУ "3 отряд ФПС по Республике Хакасия" (объектовая), имеет специальное звание - капитан внутренней службы.
Судом первой инстанции верно указано, что правоотношения, связанные с прохождением истцом службы, а также определением его правового положения (статуса) как сотрудника ФПС, регулируются Федеральным
законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как указано в
части 2 статьи 1 названного Закона, правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом N 141-ФЗ определен правовой статус сотрудника ФПС, ряд дополнительных гарантий и льгот сотрудникам, проходящим службу во вредных и (или) опасных условиях на должностях в ФПС.
Перечни должностей таких сотрудников утверждаются Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
До настоящего времени указанные перечни в установленном законом порядке не приняты и не утверждены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Ч. сослался на положения
части 5 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", согласно которому до установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, указанных в
части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным
законом.
Судебная коллегия находит данный вывод ошибочным, постановленном при неверном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, истец не относится к категории работников ФПС, а является сотрудником указанной службы, в связи с чем все гарантии и компенсации в связи с прохождением им специальной службы будут регламентированы федеральным законом и подзаконными нормативными актами.
Как указано в
части 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Согласно
пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принципом службы в федеральной противопожарной службе является взаимосвязь службы в федеральной противопожарной службе, государственной службы иных видов и муниципальной службы.
Кроме того, Как следует из положений
части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В связи с указанным, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод заявителя апелляционной жалобы о том, что проведение специальной оценки условий труда сотрудников ФПС Федеральный закон "О специальной оценке условий труда не регулирует".
Статья 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда" предусматривает, в частности, такое применение результатов специальной оценки, как установление работникам предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Комплекс перечисленных мероприятий не может быть применен учреждением федеральной противопожарной службы в отношении сотрудников, гарантии и компенсации которым, а также пенсионное обеспечение и страховые гарантии устанавливаются федеральным законом.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований Ч. к Государственному казенному учреждению "З отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия" о проведении специальной оценки условий труда не имеется.
Поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, судебное решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
определила:
Решение Саяногорского городского суда от 11 июля 2016 года по настоящему делу отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ч. к Федеральному государственному казенному учреждению "3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия" отказать.
Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ
Судьи
В.Н.КАРПОВА
Г.П.ПАРХОМОВИЧ