Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2023 N 88-3402/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.10.2022 по делу N 33-3304/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Комиссией ФСИН России принято решение о снятии истицы с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с приобретением жилья ее дочерью. Истица ссылается на то, что решение является незаконным, поскольку она не совершала действий для получения единовременной социальной выплаты в большем размере и не улучшила жилищные условия, поэтому не утратила оснований для улучшения жилищных условий, дочь приобрела жилое помещение для себя и своей семьи, без намерения вселения в него истицы.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.10.2022 по делу N 33-3304/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Комиссией ФСИН России принято решение о снятии истицы с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с приобретением жилья ее дочерью. Истица ссылается на то, что решение является незаконным, поскольку она не совершала действий для получения единовременной социальной выплаты в большем размере и не улучшила жилищные условия, поэтому не утратила оснований для улучшения жилищных условий, дочь приобрела жилое помещение для себя и своей семьи, без намерения вселения в него истицы.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2022 г. по делу N 33-3304/2022
УИД 04RS0018-01-2022-003536-76
Судья: Бунаева А.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Хаыковой И.К., Васильевой С.Д.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.С. к ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республике Бурятия, Н. (Ф.) о признании незаконным снятие с учета на получение единовременной социальной выплаты и возложении обязанности восстановить на учете
по апелляционной жалобе Ф.С. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29 июня 2022 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., объяснения Ф.С., ее представителя Т., представителя УФСИН России по Республике Бурятия и ФСИН России Ц., Н. (Ф.), ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований), Ф.С. просила признать незаконным решение комиссии ФСИН России от..., оформленное протоколом..., о снятии ее с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также единовременная социальная выплата) и восстановить ее в очереди лиц, состоящих на данном учете.
Исковые требования мотивированы тем, что... комиссией ФСИН России принято решение о снятии Ф.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, в связи с приобретением жилья дочерью Н.А. (ранее до заключения брака... - Ф.). Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку она не совершала действий для получения единовременной социальной выплаты в большем размере и не улучшила жилищные условия, поэтому не утратила оснований для улучшения жилищных условий. Ее дочь приобрела жилое помещение для себя и своей семьи, без намерения вселения в него Ф.С. и Ф.М.
В заседании суда первой инстанции Ф.С. и ее представитель Т. исковые требования поддержали в полном объеме.
Н.А. исковые требования признала, просила их удовлетворить.
Представитель УФСИН России по Республике Бурятия и ФСИН России Ц. иск не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Районным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласилась Ф.С., поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения суда об удовлетворении иска со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции Ф.С. и ее представитель Т. поддержали доводы апелляционной жалобы и просили отменить решение суда первой инстанции.
Представитель УФСИН России по Республике Бурятия и ФСИН России Ц. возражала против удовлетворения жалобы и просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Н.А. поддержала апелляционную жалобу истца и полагала решение суда подлежащим отмене.
Ф.М. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
В силу положений
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Ф.С., ... рождения, проходила службу в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Республике Бурятия с... по... и была уволена со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию. Общая продолжительность службы в уголовно-исполнительной системе составила в календарном исчислении 14 лет 6 месяцев 1 день.
... в период службы Ф.С. обратилась с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты на основании Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФСИН России (далее - комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России) от..., оформленным протоколом..., Ф.С. принята на учет на получение единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления... с составом семьи 4 человека: истец, ее супруг Ф.М., дочь Ф. (после заключения брака - Н.) А.М., ... рождения, сын ФИО1, ... рождения.
Согласно справке ГБУЗ "Городская поликлиника N 8" Министерства здравоохранения Республики Бурятия от... Н.А. является инвалидом детства, инвалидность установлена с... в связи с заболеванием <...> тяжелой степени.
Из справки Бюро медико-социальной экспертизы N 3 серии МСЭ-2013... от... следует, что Н.А., ... рождения, является инвалидом с детства, ей установлена <...> группа инвалидности бессрочно.
Ф.С. и Ф.М. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, которое распоряжением администрации г. Улан-Удэ от...... признано аварийным и подлежащим сносу с расселением жильцов аварийного дома до конца 2030 г.
Из письма Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 20.06.2022 г... следует, что Н.А. были выданы свидетельства о предоставлении субсидий на приобретение или строительство жилья из республиканского и федерального бюджетов на общую сумму 1 654 965 руб. и в соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются только получателю указанной меры поддержки. Право Ф.А. на обеспечение жильем как инвалида не распространяется на членов семьи.
... Н.А. заключила с ПАО "Сбербанк России" кредитный договор на сумму 2 090 000 руб. сроком на 240 месяцев.
... Н.А. заключила с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка и находящегося на нем жилого дома, общей площадью <...>., расположенных по адресу: <...>, по условиям которого с учетом дополнительного соглашения к договору от... стоимость жилого дома составляет 3 175 000 руб., земельного участка - 700 тыс. руб. и установлен следующий порядок оплаты: часть стоимости объектов недвижимости в сумме 130 035 руб. передается за счет собственных денежных средств покупателя; часть стоимости жилого дома в размере 1 654 965 руб. оплачивается за счет средств, выданных Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия по Свидетельству о предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ... от... и дополнительному свидетельству о предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, безвозмездной жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств республиканского бюджета... от...; часть стоимости объектов недвижимости в сумме 2 090 000 руб. оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных ПАО "Сбербанк России" в соответствии с условиями заключенного с покупателем кредитного договора от.......
Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от... зарегистрировано право собственности Н.А. на жилое помещение, общей площадью <...>, расположенное по адресу: <...>, приобретенное на основании договора купли-продажи.
... Ф.С. обратилась в ФСИН РФ с заявлением об исключении дочери Н.А. из состава семьи в связи с нахождением истца на учете на получение единовременной социальной выплаты ввиду приобретения дочерью Н.А. вышеуказанного жилого дома.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России от..., оформленным протоколом..., в учетное дело Ф.С. внесены изменения путем исключения сына истца ФИО1 в связи с достижением им возраста 23 лет и Ф.С. снята с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Разрешая заявленные Ф.С. исковые требования о признании незаконным решения о снятии ее с учета на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить на учете, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что Ф.С. улучшила жилищные условия в связи с приобретением в собственность ее дочерью Н.А., являющейся членом семьи истца, жилого помещения, площадью <...>.
Судебная коллегия полагает, что приведенные выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным решения о снятии Ф.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты, обязании ФСИН России восстановить ее на учете и об отказе по этому основанию в удовлетворении заявленного иска сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России о снятии Ф.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты указано на положения
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которому сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, и то обстоятельство, что Н. (Ф.), дочь истца Ф.С., приобрела по договору купли-продажи жилой дом, общей площадью <...>, поэтому Ф.С., состоящей на учете на получение единовременной социальной выплаты, улучшены жилищные условия, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
При этом ответчик и суд первой инстанции исходили из того, что Н.А., имеющая статус инвалида с детства, является членом семьи Ф.С. в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и
Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в силу которых единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи и таковыми признаются, в частности, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.
Между тем, толкование приведенных нормативных положений приводит к выводу о том, что данной правовой нормой закреплены гарантии прав лиц, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты, и их детей, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, на жилищное обеспечение независимо от достижения детьми указанной категории совершеннолетия в связи с состоянием здоровья детей, поскольку по общему правилу при достижении совершеннолетия дети лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты не признаются членами семьи в целях получения указанной выплаты, однако ввиду состояния здоровья данное правило не распространяется на детей, ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет и нуждающихся в связи с этим в заботе и попечении со стороны родителей, поэтому законодателем закреплено право лиц, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты, на получение такой выплаты с учетом детей указанной категории и после достижения ими совершеннолетия.
При таких обстоятельствах распространение действия приведенной правовой нормы на сложившиеся по настоящему делу правовые отношения не представляется возможным в силу того, что указанная гарантия, направленная на защиту прав детей, ставших инвалидами до достижения 18 лет, не может служить основанием для снятия с учета Ф.С., жилищные условия которой в связи с приобретением ее дочерью Н.А. жилого дома не улучшились.
Иное противоречило бы самой сути правовой нормы и правовой природе установленной законодателем жилищной гарантии в отношении детей, ставших до достижения совершеннолетия инвалидами, однако принятое комиссией решение фактически свидетельствует о том, что гарантированное государством право на обеспечение жильем детей данной категории послужило основанием для ограничения жилищных прав ее родителей, что не может быть признано допустимым.
При этом жилой дом был приобретен Н.А., в основном, за счет средств, выделенных ей Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия как лицу, состоявшему на учете нуждающихся в обеспечении жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и с помощью кредитных денежных средств по заключенному ею с ПАО "Сбербанк России" кредитному договору.
Из письма Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от... следует, что Ф.А. в установленном порядке была предоставлена жилищная субсидия, исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки согласно абзацу 3 части 3 статьи 28.2 Федерального закона "О защите прав инвалидов в Российской Федерации", общей площади жилого помещения 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по Республике Бурятия, с учетом того, что право на обеспечение жильем имела только Н. (Ф.) как инвалид с детства и ее право на обеспечение жильем как инвалида не распространяется на членов ее семьи.
При этом согласно представленному суду свидетельству о заключении брака, выданному Улан-Удэнским городским отделом Управления ЗАГСа Республики Бурятия, Н.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО3 с... и как следует из ее объяснений, приобретение жилого дома вызвано необходимостью обеспечения жилищных условий для созданной ею с супругом семьи.
Таким образом, Ф.С. и ее супруг Ф.М. права на приобретенное Н.А. жилое помещение не имеют и потому оно не может рассматриваться как улучшение ими жилищных условий, позволяющих снять истца с учета на получение единовременной социальной выплаты.
В части приобретения Н.А. жилого дома в том числе за счет кредитных денежных средств судебной коллегией учитывается, что по условиям договора на основании
статей 64.1,
64.2,
77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ приобретенные ею жилой дом и земельный участок находятся в залоге у кредитора ПАО "Сбербанк России" и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Н.А. условий кредитного договора залогодателем могут быть реализованы предусмотренные законом права на предъявление требований о досрочном полном погашении заемщиком задолженности по договору и удовлетворении требований за счет заложенного имущества.
При таких обстоятельствах оснований считать, что приобретенный Н.А. жилой дом следует рассматривать в качестве обеспечения жилым помещением Н.А. с супругом ФИО3, а также Ф.С. с супругом Ф.М., не имеется, в связи с чем снятие Ф.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты нельзя признать обоснованным, а решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России о снятии Ф.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных по делу требований об оспаривании данного решения комиссии подлежат отмене с принятием по делу нового решения суда об удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела и объяснений Ф.С. в заседании суда апелляционной инстанции, до принятия оспариваемого решения суда о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на учете состояли Ф.С. с супругом Ф.М., поскольку сын ФИО1 был исключен из состава семьи Ф.С. в связи с достижением совершеннолетия, а дочь Н. (Ф.) приобрела жилое помещение. Соответственно, при признании незаконным обжалуемого решения комиссии на ответчика Федеральную службу исполнения наказаний подлежит возложению обязанность восстановить Ф.С. на учете с составом семьи два человека с даты первоначальной постановки ее на данный учет...
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29 июня 2022 г. отменить и принять по делу новое решение суда, которым признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, оформленное протоколом от......, о снятии Ф.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать Федеральную службу исполнения наказаний восстановить Ф.С. с составом семьи два человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки ее на данный учет...
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.