Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 24.10.2016 N 33-5678/2016
Требование: Об обязании укомплектовать имуществом пожарно-химические станции.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства пожарно-химические станции не укомплектованы в соответствии с действующими нормативами, отсутствие пожарной техники, оборудования, инвентаря влияет на эффективность деятельности по охране лесов от пожаров.
Решение: Требование частично удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 24.10.2016 N 33-5678/2016
Требование: Об обязании укомплектовать имуществом пожарно-химические станции.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства пожарно-химические станции не укомплектованы в соответствии с действующими нормативами, отсутствие пожарной техники, оборудования, инвентаря влияет на эффективность деятельности по охране лесов от пожаров.
Решение: Требование частично удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. N 33-5678
Павлова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З., судей коллегии Гончиковой И.Ч. и Васильевой С.Д., при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу руководителя АУ РБ "Северный лесхоз" М. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 04 июля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Автономному учреждению Республики Бурятия "Северный лесхоз" об обязании укомплектования пожарно-химических станций Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить частично;
обязать Автономное учреждение Республики Бурятия "Северный лесхоз" укомплектовать в срок до 01.10.2016 г.:
ПСХ 2-го типа в <...>:
автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т - 2 ед.; переносная мотопомпа или навесной шестеренчатый насос производительностью 600 - 800 л/мин. - 2 ед.; малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60 - 120 л/мин. - 2 ед.; бульдозер 90 - 175 л.с. - 1 ед.; грунтомет, бульдозерная навеска и др. огнетушащие орудия с транспортными средствами - 2 ед.; трейлер с тягачом, агрегат для транспортировки техники массой 10 - 30 т - 1 ед., звуковещательное устройство, передвижное или переносное - 2 ед.; напорные пожарные рукава - 4900 м; пожарный ствол - 5 ед.; ствол торфяной 2 ед.; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, разветвление трехходовое, разветвление двухходовое - 60 ед.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости - 1 ед.; приспособление для переноски рукавов - 2 ед.; универсальный и корсетный зажим - 50 ед.; пожарная лопата - 70 ед.; пожарная топор-мотыга типа "Пуласки" - 18 ед.; пожарные грабли (металлические) - 10 ед.; пожарное ведро - 10 ед.; пила поперечная - 9 ед.; канистра объемом 10 - 20 л для перевоза огнетушащих растворов и ГСМ для мотопомп - 10 ед.; топор - 17 ед.; прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр и др. - 2 ед.; съемный контейнер для перевозки пожарного инвентаря - по количеству бригад; индивидуальный перевязочный пакет количеству членов команды; канистра или бидон емкостью до 20 л для питьевой воды - 4 ед.; спецодежда и спецобувь, респиратор - по количеству членов команды, 5 ч. - лесовод рабочие, тракторист машинист 1 ч., слесарь по ремонту автомобилей и пожарному оборудованию - 1 ч.;
ПХС 2-го типа в <...>:
малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60 - 120 л/мин. - 2 ед.; съемная цистерна или резиновая емкость для воды (резервуар) 100 - 1500 л. Для подвозки воды к пожарам, бульдозер 90 - 175 л.с. - 1 ед.; напорные пожарные рукава - 5000 м; пожарный ствол - 8 ед.; ствол торфяной - 2 ед.; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, разветвление трехходовое, разветвление двухходовое - 60 ед.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости - 1 ед., приспособление для переноски рукавов - 2 ед.; универсальный и корсетный зажим - 50 ед.; пожарная лопата - 30 ед.; пожарная топор-мотыга типа "Пуласки" - 20 ед.; пожарные грабли (металлические) - 10 ед.; пила поперечная - 10 ед.; канистра объемом 10 - 20 л для перевоза огнетушащих растворов и ГСМ для мотопомп - 5 ед.; топор - 15 шт., прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр и др. - 2 ед.; канистра или бидон емкостью до 20 л для питьевой воды - 3 ед.; спецодежда и спецобувь, респиратор, защитные очки, защитные каски - по количеству членов команды;
ПХС 3-го типа в <...>
автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т - 2 ед., насосная станция производительностью 800 - 1600 л/мин. - 1 ед.; авторемонтная мастерская - 1 ед.; переносная мотопомпа или навесной шестеренчатый насос производительностью 600 - 800 л/мин. - 3 ед., малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60 - 120 л/мин. - 3 ед.; плуг тракторный лесной или полосопрокладыватель, грунтомет, бульдозерная навеска и др. огнетушащие орудия с транспортными средствами - 2 ед.; напорные пожарные рукава - 9700 м; пожарный ствол - 6 ед.; ствол торфяной - 4 ед.; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, разветвление трехходовое, разветвление двухходовое - 90 ед.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости - 2 ед.; приспособление для переноски рукавов - 4 ед., универсальный и корсетный зажим - 68 ед.; пожарная лопата - 53 ед.; пожарная топор-мотыга типа "Пуласки" - 32 ед.; пожарные грабли (металлические) - 30 ед.; пожарное ведро - 35 ед.; пила поперечная - 20 ед.; канистра объемом 10 - 20 л для перевоза огнетушащих растворов и ГСМ для мотопомп - 18 ед.; прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр и др. - 2 ед., канистра или бидон емкостью до 20 л для питьевой воды - 10 ед.; спецодежда и спецобувь по количеству членов команды, технолог заместитель начальника ПХС - 1 ч., водитель автомобиля - 1 ч., слесарь - электрик по ремонту электроборудования - 1 ч., слесарь по ремонту автомобилей и пожарного оборудования 1 ч., радиооператор - 1 ч., бригадир - 1 ч., рабочие лесоводы - 11 человек.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд с иском, северобайкальский межрайонный прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства пожарно-химические станции, расположенные на территории Северо-Байкальского района не укомплектованы в соответствии с действующими нормативами. Положениями приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 02.03.2015 г. N 184 установлена обязанность руководителя АУ "Северный лесхоз" произвести оснащение ПХС 2-го, 3-го типов в соответствии с рекомендациями Положения о пожарно-химических станциях. На территории Северо-Байкальского района базируются ПХС 3-го типа в <...>. Таким образом, отсутствие пожарной техники, оборудования, инвентаря влияет на эффективность деятельности АУ "Северный лесхоз" по охране лесов от пожаров, что в свою очередь создает угрозу экологической безопасности, причинения ущерба и (или) уничтожения государственного имущества, безопасности населенных пунктов, расположенных вблизи лесов, и как следствие, причинения вреда жизни и здоровью граждан. Несоответствие комплектации установленным нормативам подтверждается актом проверки, проведенной совместно со специалистом Республиканского агентства лесного хозяйства - государственного инспектором Б.А. от 06.02.2016 г., перечнем имеющейся техники и оборудования ПХС. Так же численный состав ПХС второго и третьего типа не соответствует нормативам. Просит обязать ответчиков укомплектовать АУ "Северный лесхоз" пожарно-химические станции, расположенные на территории Северо-Байкальского района, в соответствии с нормативами, предусмотренными
Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным Приказом Рослесхоза 19.12.1997 N 167 средствами пожаротушения и численным составом.
В судебном заседании представитель прокуратуры Бочарова Е.Н. исковые требования просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика АУ "Северный лесхоз" З. исковые требования признала частично.
Представитель ответчика Министерство имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указано, что Министерство не являетсмя надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Республиканского Агентства лесного хозяйства Н. Исковые требования не признала, суду пояснила, что имеющиеся в <...> оборудования и техника соответствует предъявляемым нормативам и является достаточной для выполнения задач по тушению лесных пожаров. Республиканское агентство лесного хозяйства не располагает достаточными средствами на полное доукомплектование указанных пожарно-химических станций и решение суда об удовлетворении иска неисполнимо.
Районный суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласился руководитель АУ РБ "Северный лесхоз" М. В своей апелляционной жалобе просит решение отменить, производство по делу прекратить, указав, что на укомплектование двух ПХС 2 типа и одной ПХС 3 типа во исполнение судебного решения необходимо... руб., в связи с чем установленный в решении срок до 01.10.2016 г. является неразумным, так как в настоящее время средств недостаточно. Кроме того, несоответствие имеющегося в лесхозе противопожарного оборудования и инвентаря Примерному перечню, не доказывает, что ПХС в районе неукомплектован необходимым противопожарным инвентарем, техникой и средствами связи. Примерный
перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, утвержденный Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167 не устанавливает нормативы противопожарного оборудования и инвентаря для тушения лесных пожаров и носит рекомендательный характер. Кроме того, с учетом того, что АУ РБ "Северный лесхоз" является государственным учреждением, суду необходимо было решить вопрос о привлечении Федерального агентства лесного хозяйства в качестве надлежащего ответчика.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика АУ РБ "Северный лесхоз" не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Прокурор Дмитриева Ю.А. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в суд не явился, ранее извещен.
Представители третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Б.И. и К. просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и обсудив их, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, прокуратурой с привлечением специалиста-эксперта отдела федерального государственного лесного надзора Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия Б. проведена проверка исполнения требований законодательства о подготовке к пожароопасному периоду 2016 года АУ "Северный лесхоз", по результатам которой установлено, что пожарно-химические станции 2 и 3 типов в АУ РБ "Северный лесхоз" не укомплектованы в соответствии с действующими нормативами, что влияет на эффективность деятельности АУ РБ "Северный лесхоз" по охране лесов от пожаров и создает угрозу окружающей среде и экологической безопасности, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в населенных пунктах вблизи лесов.
Охрана и защиты леса, в том числе от пожаров, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено
ЛК РФ, другими федеральными законами (
ч. 1 и
ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ), включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (
п. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ), куда входят предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (
ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно
п. 7.2 ст. 82 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора района, суд исходил из того, что уполномоченным органом исполнительной власти по Республике Бурятия по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению государственного пожарного надзора в лесах согласно Постановления Правительства Республики Бурятия" Об утверждении положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" от 25.01.2007 г. N 13 является Республиканское агентство лесного хозяйства (пункт 1.1. Постановления).
Из материалов дел следует, что на территории Северо-Байкальского района базируются ПХС 3 типа в <...> Постановлением Правительства Республики Бурятия N 6 03 от 03.12.2014 г. создано АУ РБ "Северный лесхоз", который выполняет работы по использованию лесов, их охране (в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров), выполняет работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Бурятия.
Постановлением Правительства РБ "Об утверждении лесного плана Республики Бурятия" от 31.12.2008 г. N 608 состав и оснащенность пожарно-химических станций укомплектовываются согласно
Положению о пожарно-химических станциях, утвержденному Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. N 167. Данным приказом установлен примерный (минимально необходимый)
перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.
Положениями приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 02.03.2015 г. N 184 установлена обязанность руководителя АУ РБ "Северный лесхоз" произвести оснащение ПХС 2 и 3 типов в соответствии с рекомендациями Положения о ПХС.
В соответствии с разделом 2 Устава АУ РБ "Северный лесхоз" приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря отнесено к полномочиям учреждения в соответствии с его предметом, целями и видами деятельности.
Районный суд, проанализировав вышеуказанные нормативно-правовые акты, пришел к обоснованному выводу, что АУ РБ "Северный лесхоз" не надлежаще исполняет свои обязанности по укомплектованию необходимыми средствами пожаротушения, неисполнение которых установлено прокурорской проверкой, в связи с чем решение суда, которым на лесхоз возложена обязанность укомплектовать пожарно-химические станции 2 и 3 типов средствами пожаротушения, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Перечень противопожарного оборудования и инвентаря является примерным и не может подлежать применению, не состоятельны.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" установлен примерный
перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями.
В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях (далее - ПХС), пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Данный перечень <...> определен законодателем в качестве примерного.
Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 31.12.2008 г. N 608 "Об утверждении Лесного плана Республики Бурятия" укомплектование состава и оснащенность пожарно-химических станций осуществляется в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным Приказом Рослесхоза (1997 г.).
Указанное свидетельствует о том, что региональный нормативно-правовой акт установил рекомендательные требования об оснащении пожарно-химических станций, которые являются обязательными на территории Республики Бурятия, в связи с чем доводы жалобы о непривлечении к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства, не состоятельны.
Таким образом, суд установив, что имеются нарушения требований законодательства о безопасности по охране лесов в пожароопасный сезон 2016 года, существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации, масштабного распространения пожаров, влекущих уничтожение лесов, нарушение предусмотренных
ст. 42 Конституции РФ прав неограниченного числа граждан на благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы жалобы о том, что установленный судом срок до 01.10.2016 г. является недостаточным для приобретения противопожарной техники, оборудования, инвентаря ввиду недостаточного финансирования, подлежат отклонению, поскольку отсутствие финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.