Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Томского областного суда от 16.05.2017 по делу N 33-1386/2017
Требование: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в результате проведенной проверки установлено ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по соблюдению требований пожарной безопасности, содержащиеся в ранее вынесенном в адрес ответчика представлении требования об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнены.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Томского областного суда от 16.05.2017 по делу N 33-1386/2017
Требование: О понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в результате проведенной проверки установлено ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по соблюдению требований пожарной безопасности, содержащиеся в ранее вынесенном в адрес ответчика представлении требования об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнены.
Решение: Требование удовлетворено.
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. по делу N 33-1386/2017
Судья: Рукавишников Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Вотиной В.И., Шефер Л.В.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области Е. на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 07.03.2017
по гражданскому делу по иску Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" о понуждении к совершению действий,
заслушав доклад судьи Вотиной В.И., пояснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области Е., Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" Т., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
Томский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - УФСИН России по Томской области), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в срок до 01.02.2018 произвести следующие работы: в административном здании (за территорией охраняемой зоны), в жилом помещении отряда N 7 и здании школы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области привести в исправное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей; оборудовать жилые здания отряда бесконвойного передвижения, карантинного отделения, жилое помещение отряда N 11, столовую, банно-прачечный комбинат ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей; обязать УФСИН России по Томской области обеспечить финансирование ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области для выполнения данных мероприятий.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки установлено ненадлежащее исполнение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области обязательств по соблюдению требований пожарной безопасности, поскольку часть помещений колонии не обеспечена исправной системой и средствами противопожарной защиты объекта, что препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Содержащиеся в ранее вынесенном в адрес ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области представлении требования об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнены.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Болдырев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области Т. исковые требования не признал, пояснил, что в колонии имеется пожарная охрана, постоянно дежурит смена, в связи с чем при наличии угрозы все противопожарные меры будут соблюдены в полном объеме. Указанные в исковом заявлении работы не могут быть проведены по причине отсутствия лицензии на осуществление данной деятельности, привлечение специалистов требует дополнительного финансирования, которое в настоящее время отсутствует.
Представитель ответчика УФСИН России по Томской области Е. исковые требования не признал, пояснил, что в целях соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнения предписания прокурора в адрес главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в 2016 году были направлены уведомления о необходимости дополнительного ассигнования для оборудования объектов учреждений УФСИН России по Томской области системой и средствами противопожарной защиты. Поступившие денежные средства были распределены и израсходованы учреждениями в полном объеме. Дополнительно пояснил, что для оснащения учреждений УФСИН России по Томской области противопожарной автоматикой необходимо /__/ руб., однако согласно доведенным лимитам на 2017-2019 годы финансирование по данной статье расходов составляет /__/ руб. ежегодно.
Обжалуемым решением на основании ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации,
ст. 113,
п. 3 ст. 123.21,
п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации,
п. 2 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",
ст. ст. 1,
3,
37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Томской области Е. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что УФСИН России по Томской области получает бюджетные ассигнования, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы, от главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России и распределяет их по подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы, в том числе учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, для реализации мероприятий по содержанию учреждений, в том числе по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
В 2017 году на проведение данных мероприятий выделено /__/ руб., в то время как потребность в денежных средствах на устранение нарушений правил противопожарного режима, указанных в представлениях прокуратуры и предписаниях МЧС, составляет /__/ руб. Таким образом, отсутствие финансирования средств федерального бюджета по соответствующему виду расходов приведет к невозможности исполнения решения.
Указывает, что оборудование помещений системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также автоматической пожарной сигнализацией будет произведено ФКУ ИК-3 России по Томской области по мере выделения бюджетных ассигнований главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральной службой исполнения наказаний по соответствующей статье расходов.
В случае удовлетворения требований, будут нарушены права содержащихся в других исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы неопределенного круга лиц-осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и лиц, содержащихся под стражей.
Удовлетворение исковых требований о понуждении к совершению действий с установлением даты в срок до 01.02.2018, при отсутствии финансовых средств в расчетном размере, приведет к невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
В возражениях на апелляционную жалобу Томский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного акта не нашла.
В соответствии со
ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с
п. 3 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу
ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно требованиям
п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-3 УФСИН по Томской области данное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1).
Согласно п. 2.1 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности содержания в Учреждении осужденных, а также обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения.
Исходя из п. п. 2.5, 2.5.1 Устава, для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава, Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения.
Пунктом 6 раздела 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности" установлен
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В соответствии с
п. 6 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН РФ от 31.03.2005 N 222, здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в августе 2016 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении требований пожарной безопасности, по результатам которой было установлено, что в нарушение положений
ст. 54,
ч. 4 ст. 83,
ст. ст. 84,
91,
103 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. п. 61,
63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012, в административном здании учреждения (за территорией зоны) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерными и технологическим оборудованием, а именно: пожарные извещатели не реагируют на фактор пожара (дым) в помещениях, т.е. не исправна. Для обеспечения безопасной эвакуации людей не организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям, в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения, а именно, специальные звуковые сигналы не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше постоянного шума в защищаемом помещении. В административном здании (за территорией охраняемой зоны), в жилом помещении отряда N 7 и здании школы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации противопожарной защиты объекта, автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей); жилые здания отряда бесконвойного передвижения, карантинного отделения, жилое помещение отряда N 11, столовая, банно-прачечный комбинат ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от 05.09.2016 о проведении проверки законодательства об обеспечении требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области.
По факту выявленных требований пожарной безопасности Томским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в адрес Вр.и.о. начальника УФСИН России по Томской области внесено представление об устранении указанных нарушений.
Поскольку в нарушение требований
ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлено доказательств соответствия указанных в иске помещений требованиям пожарной безопасности, суд первой инстанции, учитывая, что представление прокурора не исполнено, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на законе и доказательствах, которым суд первой инстанции дал соответствующую требованиям
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивированную оценку.
Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований правил пожарной безопасности, приводит к нарушению прав сотрудников ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области, осужденных и иных лиц, посещающих Учреждение, на обеспечение пожарной безопасности, а именно состояние защищенности личности, гарантированное
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
При разрешении исковых требований суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии с
ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим
Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно
Положению об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518, управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств
(п. 4).
В соответствии с п. 4.1 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области, управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН по Томской области и руководство Учреждения.
Положением п. 5.8 Устава предусмотрено, что источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Томской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда, которым на УФСИН России по Томской области возложена обязанность обеспечить финансирование ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области для выполнения работ, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение является бюджетным, а также ссылка на то, что установление срока до 01.08.2018 для устранения недостатков при отсутствии финансирования приведет к невозможности исполнения решения суда в срок, судебной коллегией отклоняются, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для несоблюдения установленных правил в области пожарной безопасности, а нарушение или несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, что является высшей ценностью государства.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что работы по устранению указанных в представлении недостатков будут выполнены по мере выделения бюджетных ассигнований главным распорядителем средств федерального бюджета Федеральной службой исполнения наказаний, поскольку отсутствие достаточных денежных средств на проведение работ основанием для освобождения Учреждения от возложенной на него законом обязанности не является.
Ссылка в жалобе на то, что в случае удовлетворения исковых требований буду нарушены права иных лиц, является несостоятельной, поскольку права иных лиц могут быть нарушены не удовлетворением рассматриваемого иска, а несвоевременным исполнением Учреждением своей обязанности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с решением суда фактически сводятся к переоценке правильных по существу выводов суда и о незаконности постановленного по делу решения не свидетельствуют.
Решение суда подробно мотивировано, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, материальный закон применен правильно.
Нарушений процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
п. 1 ст. 328,
ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 07 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области Е. - без удовлетворения.