Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 30.10.2019 по делу N 33-7036/2019, 2-451/2019
Требование: О возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования твердых коммунальных отходов.
Обстоятельства: В ходе проведения текущего патрулирования лесных участков уполномоченным органом был установлен факт загрязнения твердыми коммунальными отходами земельного участка, свободного от прав третьих лиц. Уполномоченный орган полагает, что обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Омского областного суда от 30.10.2019 по делу N 33-7036/2019, 2-451/2019
Требование: О возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования твердых коммунальных отходов.
Обстоятельства: В ходе проведения текущего патрулирования лесных участков уполномоченным органом был установлен факт загрязнения твердыми коммунальными отходами земельного участка, свободного от прав третьих лиц. Уполномоченный орган полагает, что обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления.
Решение: Требование удовлетворено.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2019 г. по делу N 33-7036/2019, 2-451/2019
Председательствующий: Хоренко О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
Председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей областного суда Кочеровой Л.В., Поповой Э.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании 30 октября 2019 года
дело по апелляционной жалобе Главного управления лесного хозяйства О. области в лице представителя по доверенности Д. на решение И. городского суда О. области от <...> по иску Главного управления лесного хозяйства О. области к А.И. городского поселения И. муниципального района О. области, А.И. муниципального района О. области, Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. области, Министерству природных ресурсов и экологии О. области, Обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" о ликвидации несанкционированной свалки, которым постановлено:
"Обязать А.И. городского поселения И. муниципального района О. области ликвидировать несанкционированное место размещения ТКО, расположенное в И. муниципальном районе в урочище "И. городское поселение", части квартала N <...>, лесотакционный выдел <...>, на расстоянии N <...> метров от <...>) и N <...> метров от стены (границы) защитного леса, с правой стороны дороги, ведущей на северную свалку ТКО Исилькульского района".
Заслушав доклад судьи О. областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия
установила:
Главное управление лесного хозяйства О. области обратилось с иском к А.И. городского поселения И. муниципального района О. области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенное на расстоянии N <...> м от <...> О. области и N <...> м от стены (границы) защитного леса, на земельном участке, примыкающем к урочищам И. городское поселение, части квартала N <...>.
В обоснование заявленных требований указано, что <...> в ходе проведения текущего патрулирования лесных участков на территории И. городского поселения И. муниципального района О. области установлен факт загрязнения твердыми коммунальными отходами земельного участка, расположенного в И. муниципальном районе в урочище "И. городское поселение", части квартала 120, лесотакционный выдел <...>, на расстоянии N <...> от <...>) с правой стороны дороги, ведущей на северную свалку твердых коммунальных отходов И. <...>, и N <...> от стены (границы) защитного леса. Вышеуказанный ответчик был уведомлен о месте и времени патрулирования в рамках операции "Экологический Щит" на дату - <...>, однако своего представителя не направил, возражений не представил. На момент подачи искового заявления в суд свалка не ликвидирована, очистка земельного участка не произведена. Поскольку земельный участок, на котором расположен объект, свободен от прав третьих лиц, истец полагал, что обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления муниципального района, в связи с чем просил обязать А.И. городского поселения И. муниципального района О. области устранить загрязнение земельного участка от твердых коммунальных отходов.
Определениями И. городского суда О. области от <...>, <...> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. области, Министерство природных ресурсов и экологии О. области, Общество с ограниченной ответственностью "Магнит", А.И. муниципального района О. области (л.д. 41, 67).
Представитель истца ГУ лесного хозяйства О. области - Д., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что указанная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов по состоянию на дату рассмотрения дела не ликвидирована. В настоящее время действуют Федеральные законы N 89-ФЗ и N 131-ФЗ, которые регламентируют полномочия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. До 01 апреля 2019 года в качестве соответчика по аналогичным делам привлекалось Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области, на которое совместно с органом местного самоуправления, возлагалась обязанность по ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов. В настоящее время на территории О. области действует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Магнит", на которое также должна быть возложена обязанность по сбору, вывозу, переработке и утилизации свалки. Поскольку со стороны исполнительного органа субъекта РФ (Министерства природных ресурсов и экологии О. области) выполнены обязанности по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в О. области, установлению нормативов и определению регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории О. области, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки с Министерств, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков, должна быть снята. Полагал, что обязанность по ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов должна быть возложена на А.И. городского поселения И. муниципального района О. области и ООО "Магнит". Также указал, что по состоянию на дату рассмотрения дела судом ООО "Магнит" информировано о выявлении несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов на территории И. городского поселения И. муниципального района О. области, однако, каких-либо мер к ликвидации данной свалки не предпринято.
Представитель А.И. муниципального района О. области Т., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Указал, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к землям населенных пунктов, собственность на которые не разграничена, расположенном на территории И. городского поселения И. муниципального района О. области, что подтверждается публичной кадастровой картой. Ссылаясь на п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от <...> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", просил отказать в удовлетворении требований к А.И. муниципального района О. области, поскольку обязанность по предотвращению загрязнения земель в данном случае лежит на органе местного самоуправления городского поселения.
А.И. городского поселения И. муниципального района О. области в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени слушания дела ответчик извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель А.И. городского поселения И. муниципального района О. области Л., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Указала, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Ликвидация несанкционированного места складирования твердых коммунальных отходов предполагает сбор, вывоз, обработку и утилизацию таких отходов. Данные действия по обращению с отходами подразумевают лицензирование видов деятельности, однако у А.И. городского поселения И. муниципального района О. области отсутствуют полномочия, а также лицензия по обращению с твердыми коммунальными отходами. С <...> ООО "Магнит" является официальным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории О. области, которое и осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года N 26-П, существующая система правового регулирования не предполагает безоговорочного возложения на органы местного самоуправления ответственности за сбор, вывоз, утилизацию, переработку промышленных и бытовых отходов, а также за очистку территорий от загрязнений.
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства О. области (далее - Минстрой О. области) в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что Законом О. области от 25 марта 2019 года N 2155-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "Об отходах производства и потребления в Омской области", вступившим в законную силу 26 марта 2019 года, осуществлена передача полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами от Минстроя Омской области к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области. В связи с принятием указанного Закона Омской области принят Указ Губернатора Омской области от 18 апреля 2019 года N 55 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области", предусматривающий внесение соответствующих изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области и Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии О. области. Таким образом, в настоящее время функции в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе по организации деятельности по накоплению (раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, осуществляет Минприроды О. области.
Министерство природных ресурсов и экологии О. области (далее - Минприроды О. области) в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом. В возражениях на иск указано, что Минприроды Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Вопрос о ликвидации несанкционированных свалок в настоящее время урегулирован постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года N 641", где установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами. На территории Омской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО "Магнит". Следовательно, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО является полномочием регионального оператора ООО "Магнит". Кроме того, А.И. городского поселения И. муниципального района О. области, как орган, уполномоченный распоряжаться неразграниченными земельными участками, должна самостоятельно определять способы и порядок очистки земельных участков от мусора.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пункт 2.2 отсутствует, имеется в виду пункт 2 статьи 3.3.
Ответчик - ООО "Магнит" в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель общества просит отказать в удовлетворении требований к ООО "Магнит", указывая, что бремя содержания и охраны земельных участков не является обязанностью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен ООО "Магнит" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от 17 августа 2018 года, заключенного между Минстроем Омской области и ООО "Магнит". Ссылаясь на ст. ст. 209, 210 ГК РФ, ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, а также Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, указывает, что на собственнике земельного участка лежит обязанность по устранению места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов путем самостоятельного принятия мер по ликвидации загрязнения либо с привлечением услуг регионального оператора в случае выявления последним места несанкционированного размещения отходов и направления уведомления о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и проекта договора. Только в случае неполучения от собственника ответа на уведомление региональный оператор обязан ликвидировать место несанкционированного размещения отходов с отнесением расходов на собственника земельного участка. Поскольку региональный оператор не выявлял спорное место, узнал о нем только в момент получения судебной повестки для участия в судебном заседании по рассматриваемому делу, уведомлений в адрес собственника земельного участка о необходимости ликвидации места размещения отходов не направлял, следовательно в данном случае оснований для вывода о неисполнении обязанностей со стороны общества не имеется. Указывает, что законодательством не предусмотрена возможность возлагать обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на регионального оператора, минуя процедуру, установленную постановлением Правительства РФ N <...>. Поскольку собственность на земельный участок, на котором обнаружено место размещения отходов не разграничена, а его нахождение определено в И. муниципальном районе О. области, то в силу п. 2.2 ст. 3.3 Федерального закона от <...> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", А.И. муниципального района О. области является субъектом, обязанным устранить загрязнение земельного участка.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ лесного хозяйства О. области - Д. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска к ООО "Магнит", принять в данной части новое решение, возложив обязанность по устранению несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе и на регионального оператора ООО "Магнит". Указывает, что в силу Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156, именно на региональном операторе при обнаружении места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м на земельном участке, не предназначенном для указанных целей, лежит обязанность, в случае бездействия собственника (владельца) такого земельного участка, ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов в течение 30 дней. Полагает, что под обнаружением региональным оператором несанкционированной свалки следует понимать также и обращение к нему уполномоченных органов и должностных лиц, в обязанности которых в пределах компетенции входит выявление и пресечение нарушений законодательства. Отмечает, что ООО "Магнит" было привлечено к участию в деле в качестве соответчика, получило копию искового заявления, акт осмотра и приложения к нему, однако каких-либо мер по ликвидации несанкционированной свалки после этого не предприняло. Полагает, что обязанность по устранению загрязнения спорного земельного участка в силу действующего законодательства должна быть возложена, как на А. городского поселения, так и на регионального оператора ООО "Магнит".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, от представителя Министерства природных ресурсов и экологии О. области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ лесного хозяйства О. области по доверенности Д., который просил решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в связи с не установлением судом первой инстанции всех обстоятельства дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По правилам, установленным ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Подпунктом "б" пункта 3 Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Согласно п. п. "а" п. 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года N 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которыми установлены порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
В силу п. 14 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (п. 25 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> в результате выполнения рейдового задания N <...>-ПАТ инспектором И. лесничества Главного управления лесного хозяйства О. области на территории урочища И. городское поселение, квартал N <...> (части квартала), лесотаксационном выделе <...>, на расстоянии не менее N <...> м от <...>), с правой стороны дороги, ведущей на северную свалку твердых коммунальных отходов И. <...>, и на расстоянии 45-50 м от прилегающей лесополосы мягколиственных пород, выявлен объект - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (фрагменты отходов бумаги, пищи, пластиковой и деревянной продукции, целлофана и др.), тело которой расположено на землях, прилегающих к лесам (менее 50 м от стены защитного леса). На момент осмотра очистка не произведена. Объект не имеет ограждений (щитов) для исключения распространения легких фракций отходов на прилегающие территории, включая лесные участки. Составлен соответствующий акт (л.д. 8-10).
Также судом установлено, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке со стороны истца уже подвергалась выявлению и ранее.
Так, определением И. городского суда О. области от <...> по делу N <...>, вступившим в законную силу <...>, прекращено производство по административному иску ГУ лесного хозяйства О. области к Минстрою О. области, А.И. городского поселения И. муниципального района О. области о ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в месте обнаружения свалки твердых коммунальных отходов по настоящему делу, по причине отказа административного истца от иска, поскольку <...> свалка была полностью ликвидирована (л.д. 165-168).
Кроме того, решением И. городского суда О. области от <...> по делу N <...> вступившим в законную силу <...>, на А.И. городского поселения И. муниципального района О. области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области была возложена обязанность ликвидировать несанкционированное место складирования твердых коммунальных отходов, расположенное на расстоянии N <...> м от <...> и N <...> стены (границы) защитного леса, на земельном участке, примыкающем к урочищам И. городское поселение, части квартала 120, на площади не менее 11,8 м до 38,5 м (л.д. 169-174).
Согласно отчету ГУ лесного хозяйства О. области о результатах мониторинга окружающей среды, проведенного в период с октября 2018 года по июнь 2019 года по объектам, поставленным под экологическое наблюдение (несанкционированным свалкам твердых коммунальных отходов), решение И. городского суда О. области от <...> по делу N <...> исполнено А.И. городского поселения И. муниципального района О. области в августе - сентябре 2018 года.
Вместе с тем, проведенными мероприятиями по рейдовому патрулированию лесных участков в период с октября 2018 года по N <...> 2019 года ГУ лесного хозяйства О. области вновь установлены факты размещения несанкционированной свалки на обозначенном земельном участке.
При этом начальным периодом несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов указано <...> с последующим увеличением тела свалки (л.д. 118-129). Данный факт представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался и со стороны истца не уточнялся.
Судом установлено, что земельный участок, на котором непосредственно расположена несанкционированная свалка, находится на территории И. городского поселения И. муниципального района О. области, собственность на который не разграничена.
В связи с выявлением указанного факта, наличием угрозы санитарной и пожарной безопасности, истец обратился с требованиями о ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Разрешая спор по существу и возлагая А.И. городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, суд со ссылкой на положения Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Омской области от 27 декабря 2006 года N 842-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Омской области", Указа Губернатора Омской области от 18 апреля 2019 года N 55 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области", исходил из того, что ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обязанностью органов местного самоуправления, в ведении которых находится земельный участок.
При этом суд указал, что оснований для возложения указанной обязанности на ООО "Магнит" в данном случае не имеется, так как свалка ТБО формировалась с октября 2018 года, тогда как ООО "Магнит" приступило к выполнению обязанностей регионального оператора только с <...>.
Судебная коллегия полагает выводы районного суда верными.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (муниципального района) по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство РФ постановлением от <...> N <...> утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с подп. "в" п. 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (п. 18 Правил).
Таким образом, в указанных пунктах Правил определена последовательность действий регионального оператора в случае обнаружения им мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 кб.м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, в частности, с возмещением понесенных расходов по их ликвидации за счет собственника земельного участка.
Земельный участок под свалкой, находится в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которым осуществляется органом местного самоуправления.
<...> между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области и ООО "Магнит" (региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории О. области, который начал осуществлять свою деятельность на территории О. области с <...>, то есть даты введения в действие приказа РЭК О. области от <...> N <...> "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Магнит".
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ лесного хозяйства О. области пояснил, что обстоятельства дела, применительно к действиям (бездействию) ООО "Магнит" судом не установлены.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, спорная свалка формировалась с октября 2018 года, ООО "Магнит" приступило к выполнению своих обязанностей <...>, указанной свалки не выявляло, а также не было в установленном порядке проинформировано Главным управлением лесного хозяйства О. области (либо иным лицом) о выявлении данной несанкционированной свалки, соответственно, полагать, что общество не выполнило предписания пунктов 16 - 17 Правил, в связи с чем на регионального оператора необходимо возложить обязанность по ликвидации вышеуказанной свалки оснований не имеется.
Доказательств обратного истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в судебное заседании не представлено, в том числе и суду апелляционной инстанции.
Тот факт, что ООО "Магнит" определением суда от <...> было привлечено к участию в деле в качестве соответчика и получило сведения о данной несанкционированной свалке из искового заявления также не может свидетельствовать о нарушении указанным обществом Порядка, установленного постановлением Правительства РФ от <...> N <...>.
Применительно к высказанной позиции истца следует указать, что в судебном заседании <...> представитель истца Д. пояснил суду, что требований к ООО "Магнит" ГУ лесного хозяйства О. области не предъявляет (л.д. 139); заявил о том, что просит возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на ООО "Магнит" в судебном заседании <...>, то есть в день вынесения решения судом первой инстанции (л.д. 176).
При этом, во всяком случае ответственным лицом по ликвидации свалки является А.И. городского поселения И. муниципального района О. области, либо за ее счет посредством возмещения расходов региональному оператору.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение И. городского суда О. области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.