Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 26.12.2018 по делу N 33-8664/2018
Требование: Об обязании включить в трудовой стаж период работы, период нахождения на курсах повышения квалификации и назначении досрочной страховой пенсии.
Обстоятельства: Истец подал заявление в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости, решением ответчика в установлении страховой пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Решение: Требование частично удовлетворено.
Апелляционное определение Омского областного суда от 26.12.2018 по делу N 33-8664/2018
Требование: Об обязании включить в трудовой стаж период работы, период нахождения на курсах повышения квалификации и назначении досрочной страховой пенсии.
Обстоятельства: Истец подал заявление в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости, решением ответчика в установлении страховой пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Решение: Требование частично удовлетворено.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2018 г. по делу N 33-8664/2018
Председательствующий: Казаковой Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко А.А.,
судей Рассказовой Г.В., Астапчук Р.В.,
при секретаре А.,
рассмотрела в судебном заседании 26 декабря 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Тарского городского суда Омской области от <...>, которым постановлено:
"Исковые требования П. удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <...> Омской области включить П. в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> по <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований П. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
установила:
Истец П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <...> Омской области об обязании включить в трудовой стаж период работы, период нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную страховую пенсию с <...>. В обоснование требований истец указал, что <...> подал заявление в ГУ УПФ РФ в <...> Омской области о назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в должности водителя пожарного автомобиля. Решением ответчика <...> ему отказано в установлении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы. Из его специального стажа ответчиком исключен период с <...> по <...> - курсы повышения квалификации; не принят во внимание период работы водителем пожарного автомобиля с <...> по <...> на Тарской нефтебазе ОАО "Омскнефтепродукт". Просил суд обязать ГУ УПФ РФ в <...> Омской области включить в специальный стаж период работы водителем пожарного автомобиля с <...> - <...> на Тарской нефтебазе ОАО "Омскнефтепродукт", период нахождения на курсах повышения квалификации с <...> - <...>, назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, то есть с <...>.
В судебном заседании П. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <...> Омской области - Г. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражении на иск (л.д. <...>), просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГКУ "12 отряд ФПС по Омской области" - Р. против удовлетворения иска не возражал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе П. с решением суда не согласен, просит его отменить. Не согласен с отказом суда во включении в специальный стаж периода работы водителем пожарного автомобиля с <...> - <...> на Тарской нефтебазе ОАО "Омскнефтепродукт". Отмечает, что суд пришел к неправильному выводу о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца. Отмечает, что он был трудоустроен на Тарскую нефтебазу в тот период, когда предприятие являлось государственным, а МЧС России еще не было создано. Во время работы в спорный период истцом выполнялись задачи по тушению техногенных и природных пожаров на территории <...> Омской области, его служебные обязанности были полностью идентичны той профессии, которая подлежит включению в специальный стаж. Указывает, что суд руководствовался положениями законодательства, которое не действовало в период его работы.
ГУ УПФ РФ в <...> Омской области принесены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения.
В соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Из материалов дела следует, что <...> П. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <...> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в <...> Омской области от <...> N <...> П. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы, предусмотренного
пп. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете специального стажа пенсионным органом был исключен период с <...> по <...> курсов повышения квалификации и исключен период работы истца в должности водителя пожарного автомобиля с <...> по <...> на Тарской нефтебазе ОАО "Омскнефтепродукт".
Специальный стаж истца на время обращения составил 18 лет 07 месяцев 03 дня.
Дата регистрации П. в системе индивидуального (персонифицированного) учета <...>.
Из трудовой книжки истца усматривается, что с <...> по <...> П. работал на Тарском предприятии по обеспечению нефтепродуктами в должности водителя пожарного автомобиля, которое <...> было переименовано в Тарскую нефтебазу, в 1999 году преобразовано в АООТ "Омскнефтепродукт", в настоящее время ООО "Газпромнефть-Центр".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с <...> по <...> не имеется, поскольку включение в специальный стаж периодов работы в пожарной службе в ведомственном органе законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с позицией районного суда в силу следующего.
Как предусмотрено
ст. 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с <...>, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу подпункта 18 п. 1 ст. 30 названного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "л" п. 1 Постановления Правительства РФ от <...> N <...> "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со
ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от <...> N <...>.
Постановлением Правительства Российской Федерации N <...> от <...> утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы водители (шоферы) автомобиля (пожарного), командиры отделения, пожарные.
Статьей 8 Федерального закона от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ (пожарной охраны Министерства внутренних дел РФ, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел РФ).
Положениями
ст. 4 и
5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до <...>, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В силу
ст. 12 данного Федерального закона ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти или организациями в целях обеспечения пожарной безопасности и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании
пп. 18 п. 1 ст. 27 действовавшего до <...> Федерального закона от <...> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом подпункт 18 пункта 1 статьи 27 названного закона впервые законодателем был введен Федеральным законом от <...> N 319-ФЗ.
Как следует из
пп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников противопожарной службы ведомственной пожарной охраны ни данной нормой закона, ни действующей в настоящее время ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ, не предусмотрено.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что в период с <...> по <...> П. работал в должности водителя пожарного автомобиля на Тарской нефтебазе ОАО "Омскнефтепродукт", его работа в указанный период проходила в ведомственной пожарной охране, а не в государственной противопожарной службе. В такой ситуации, правильно применив приведенные нормы права, районный суд пришел к верному выводу о том, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по
пп. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Предприятие, в котором в спорный период осуществлял трудовую деятельность П., относится к ведомственной противопожарной службе и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Доводы истца о том, что на момент его трудоустройства предприятие являлось государственным, выводов о том, что работа истца не относилась к государственной противопожарной службе, не опровергает. Доводы жалобы о том, что функциональные обязанности истца являлись тождественными тем обязанностям, которые исполняли сотрудники федеральной противопожарной службы, судебной коллегией отклоняются. Суд при разрешении спора о праве на пенсию не вправе устанавливать тождество должностей. Приведенные выше положения законодательства судом истолкованы правильно. На спорные правоотношения указанные положения не распространяются, поскольку истец работал в ведомственной пожарной охране, а не в государственной противопожарной службе. Доводы жалобы о том, что суд не применил к спорным правоотношениям положения законодательства, действовавшего на период начала работы истца, судебная коллегия отклоняет. Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости работникам государственной противопожарной службы впервые законодателем было установлено Федеральным законом от <...> N 319-ФЗ. При этом, ни в старой редакции ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни в действующей редакции ФЗ "О страховых пенсиях" сотрудники ведомственной пожарной охраны правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются. Положения закона судом при рассмотрении спора применены верно.
Материалами дела установлено и следует из приказа о направлении П. в командировку в ФАУ ДПО "Омский учебный центр ФПС" с <...> по <...> (7 дней) для повышения квалификации водителей транспортных средств за счет средств федерального бюджета (л.д. <...>).
Установив, что П. в период нахождения на курсах повышения квалификации с <...> по <...> работал в должности, предусмотренной Списком должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от <...> N <...> районный суд удовлетворил требования истца о включении период прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж истца. В данной части решение суда не обжалуется, соответственно предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Поскольку у истца отсутствует требуемый специальный стаж продолжительностью 25 лет, районный суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со
ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке
ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
определила:
решение Тарского городского суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.