Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 26.09.2018 по делу N 33-6357/2018
Требование: О взыскании недополученной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, расходов на оплату услуг представителя, расходов на уплату государственной пошлины.
Обстоятельства: Получатель единовременной социальной выплаты ссылается на то, что поступившие на его расчетный счет денежные средства составляют размер выплаты, рассчитанной на состав семьи из двух человек, в то время как его семья поставлена на учет составом из трех человек.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Омского областного суда от 26.09.2018 по делу N 33-6357/2018
Требование: О взыскании недополученной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, расходов на оплату услуг представителя, расходов на уплату государственной пошлины.
Обстоятельства: Получатель единовременной социальной выплаты ссылается на то, что поступившие на его расчетный счет денежные средства составляют размер выплаты, рассчитанной на состав семьи из двух человек, в то время как его семья поставлена на учет составом из трех человек.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2018 г. по делу N 33-6357/2018
Председательствующий: Макарочкина О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В.,
судей областного суда: Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Б.
рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2018 года
дело по апелляционной жалобе ФСИН Р. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 13 июля 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу М. 689188,50 рублей в счет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судебные расходы в размере 20092 рублей.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к ФСИН Р., УФСИН России по Омской области о взыскании недополученной суммы единовременной социальной выплаты дл о взыскании недополученной суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указал, что во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Омска от <...> решением комиссии ФСИН Р. от <...> был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 3 человека с <...>. Размер единовременной социальной выплаты на состав семьи из трех человек составляет 3 101 348,25 рублей.
<...> на его расчетный счет поступили денежные средства в размере 2 412 159,75 рублей, что составляют размер выплаты, рассчитанной на состав семьи из двух человек.
Полагая, что его семья состоит из трех человек и поставлена на учет именно таким составом, просил взыскать с ФСИН Р. недополученную сумму единовременной социальной выплаты 689188,50 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 092 рублей.
В судебном заседании истец М. и его представитель К. требования поддержали.
Представитель Ф.Р. и УФСИН Р. по Омской области С. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что Маковецкий был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи три человека с <...>. На момент принятия решения о производстве выплаты сын истца достиг совершеннолетия, сведений о том, что он проходит обучение по очной форме не имеется, с <...> находится в армии на срочной службе. В связи с этим размер выплаты был произведен на состав семьи из двух человек.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Ф.Р. - С. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Отмечает, что поскольку на дату принятия решения о выплате истцу единовременной социальной выплаты его сын достиг совершеннолетия, не проходит обучение по очной форме, он применительно к положениям Федерального закона N 283-ФЗ перестал быть членом семьи сотрудника, претендующего по получение указанной выплаты. Не соглашается с решением суда о взыскании в пользу истца расходов на оплату услуг представителя, отмечая, что истцом не доказан факт несения таких расходов. Кроме этого полагает размер взысканных расходов завышенным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца К. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела по правилам
главы 39 ГПК РФ, выслушав пояснения представителя Ф.Р., УФСИН Р. по Омской области С., М.Н.А. и его представителя К., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что М. проходил службу в уголовно-исполнительной системе УФСИН Р. по Омской области, уволен <...> по пункту "е" части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Постановлением ВС РФ от <...> N <...>, по сокращению штатов. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 01 мес. 05 дней, в льготном исчислении - 22 года 04 мес. 04 дня.
<...> М. подал на имя начальника ФКУ ИК-7 УФСИН Р. по Омской области рапорт о рассмотрении вопроса о принятии его на учет нуждающегося в получении жилья и получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в составе семьи из трех человек.
Апелляционным определением Омского областного суда от <...> отменено решение Октябрьского районного суда г. Омска в части отказа в удовлетворении заявления М.Н.А. о признании бездействия ФСИН Р. незаконным. Принято новое решение, которым признано незаконным бездействие комиссии ФСИН Р. по не рассмотрению заявления М.Н.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; на комиссию ФСИН Р. возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня получения данного судебного постановления рассмотреть по существу заявление М.Н.А.
<...> решением комиссии ФСИН Р.М.Н.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Омска от <...> признано незаконным указанное решение комиссии ФСИН Р., на последнюю возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке М.Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
<...> решением комиссии ФСИН Р. М. составом семьи 3 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с <...>.
Приказом ФСИН Р. от <...> М.Н.А. была предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2412159,75 руб., исходя из состава семьи 2 человека.
<...> денежные средства в указанном размере поступили на расчетный счет истца.
Поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило несогласие М.Н.А. с размером денежных средств, поступивших ему на счет в качестве единовременной социальной выплаты. Истец полагает, что единовременная социальная выплата необоснованно была определена ответчиком на состав семьи 2 человека, тогда как его семья состоит из трех человек, поставлен он был на учет для получения такой выплаты составом семьи три человека.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, М. был принят на учет составом семьи три человека, на момент производства выплаты сын истца, несмотря на то, что достиг совершеннолетия, членом семьи последнего являться не перестал, собственную семью не создал. Кроме этого, суд учел те обстоятельства, что между сторонами спор по вопросу восстановления прав М.Н.А. на получение единовременной социальной выплаты неоднократно находился на разрешении в судебных инстанциях с 2014 года.
Такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными, сделаны вследствие неправильного применения норм материального права.
Федеральным законом N 283-ФЗ от 30.12.2013 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В
части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установлено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом,
часть 2 ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 содержит специальную норму, определяющую категорию граждан, имеющих право на установленные социальные гарантии, и раскрывающую именно для этих целей понятие членов семей граждан, уволенных со службы в органах уголовно-исполнительной системы. Иное понятие членов семей для указанных целей может быть использовано в тех случаях, когда это специально предусмотрено другими федеральными законами.
Согласно
ст. 7 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 33 кв. м общей площади жилого помещения - на одного человека и 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек, 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства от 24.04.2013 N 369.
Согласно пункту 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с им членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона N 283-ФЗ.
Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что она предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет (п. 23 Правил).
Установлено, что М. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с <...>.
Решение о предоставлении единовременной социальной выплаты принималось руководителем ФСИН Р. <...>.
Достижение сыном истца на дату принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты 18-летнего возраста, при достоверно установленном факте того, что он не обучается в образовательной организации по очной форме обучения, в силу положений
п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, п. 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты является основанием для исключения его из числа членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах уголовно-исполнительной системы, при расчете размера единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции со ссылкой на
ст. 31 ЖК РФ о том, что сын истца, достигнув совершеннолетия, не перестал быть членом его семьи, судебная коллегия применительно к рассмотренному спору находит неправильными.
Доводы стороны истца о том, что он был принят на учет составом семьи три человека, следовательно и выплата должна производиться на состав семьи три человека, основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм права.
То обстоятельство, что истец длительное время не был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты, само по себе основанием для удовлетворения заявленного иска по указанным в нем основаниям не является. Вместе с тем, коллегия судей отмечает, что истец не лишен права восстановить свои права иным способом, в том числе путем взыскания убытков.
В приведенной связи, доводы жалобы ФСИН Р. заслуживают внимания судебной коллегии, а решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным
п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
определила:
Апелляционную жалобу ФСИН Р. удовлетворить, решение Первомайского районного суда г. Омска от 13 июля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска М.Н.А. отказать.