Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 N 88-13468/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 23.03.2021 N 33-1503/2021 по делу N 2-2406/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение ответчика нарушает право на приобретение жилого помещения для семьи.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Омского областного суда от 23.03.2021 N 33-1503/2021 по делу N 2-2406/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение ответчика нарушает право на приобретение жилого помещения для семьи.
Решение: Отказано.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2021 г. N 33-1503/2021
Дело N 2-2406/2020
Председательствующий: Кириенко И.С. | 55RS0005-01-2020-003770-17 |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.
судей Беспятовой Н.Н., Панкратовой Е.А.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске 23 марта 2021 года
дело по апелляционным жалобам истца Е.М., третьего лица Е.И.П. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 15 декабря 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Е.М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области о признании незаконным решения, оформленного протоколом N 7 от 25 ноября 2019 года, по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты отказать".
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Е.М. обратился в суд с иском к У.Р. по Омской области о признании незаконным решения, оформленного протоколом N 7 от 25 ноября 2019 года, по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование требований указал, что согласно выписке из протокола N 7 от 25.11.2019 заседания комиссии УФСИН России по Омской области по рассмотрению вопросов о предоставлении социальной выплаты сотрудникам УИС, проходящим службу в УФСИН России по Омской области и подведомственных ему учреждений УИС, ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Отказ мотивирован тем, что супругой совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, путем снятия 24.07.2018 с регистрационного учета с прежнего места жительства на основании
части 8 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ. Считает данный отказ необоснованным ввиду того, что с момента регистрации брака истца с супругой, то есть с <...> они проживают совместно по адресу: г. Омск, <...>. Квартира по адресу: <...> принадлежит на праве долевой собственности родителям супруги. Оспариваемое решение ответчика нарушает право на приобретение жилого помещения для семьи.
С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Омской области от 25.11.2019 об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ, обязать У.Р. поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи трех человек с даты регистрации рапорта - с <...>.
Истец Е.М. в судебное заседание не явился, его представитель С.М. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагала отказ комиссии незаконным, поскольку супруга истца выписалась в июле 2018 года по настоянию родителей. Истец со своей семьей в настоящее время проживает по <...>.
П.Ф. и П.У. по Омской области С.Т. в судебном заседании требования не признала, в обоснование позиции привела доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, так же указала, что супруга истца совершила действия, которые ухудшили ее жилищное положение.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Е.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что супругой истца не совершались действия по ухудшению жилищных условий. Судом не учтено, что с момента регистрации брака они совместно с истцом проживают по адресу: г. Омск, <...>. Из квартиры по адресу: <...> Е.И.П. выселилась по просьбе родителей, которым на праве долевой собственности принадлежит указанная квартира, что подтверждается показаниями свидетелей.
В апелляционной жалобе третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Е.И.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что ею не совершались действия по ухудшению жилищных условий. Судом не учтено, что с момента регистрации брака они совместно с истцом проживают по адресу: г. Омск, <...>. Из квартиры по адресу: <...> Е.И.П. выселилась по просьбе родителей, которым на праве долевой собственности принадлежит указанная квартира, что подтверждается показаниями свидетелей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения третьего лица Е.И.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя У.Р. по Омской области М., выразившей согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.
В соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями
статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 декабря 2012 года N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
части 3 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условиях, установленных пунктами 1 - 7 названной нормы.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила от 24 апреля 2013 года N 369).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
пункт 2 Правил от 24 апреля 2013 года N 369,
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно
пункту 11 Правил от 24 апреля 2013 года N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, <...> Е.М. обратился в комиссию У.Р. по Омской области с рапортом и необходимыми документами для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, о чем внесена запись в книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты под N <...>.
<...> состоялось заседание Комиссии У.Р. по Омской области, по результатам которого было принято решение, оформленное протоколом N <...>, об отказе Е.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершением супругой заявителя действия, повлекшего ухудшение жилищных условий, путем снятия <...> с регистрационного учета с прежнего места жительства, в соответствии с
частью 8 статьи 4 ФЗ РФ от <...> N 283-ФЗ.
Не согласившись с названным решением комиссии, Е.М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования по существу, оценив представленные доказательства по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения супругой истца действий, приведших к ухудшению жилищных условий, подтвержден надлежащими доказательства по делу, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии законных основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и отвечающим требованиям действующего законодательства.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил от 24 апреля 2013 года N 369 установлено, что сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил от 24 апреля 2013 года N 369).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил от 24 апреля 2013 года N 369 при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил от 24 апреля 2013 года N 369).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела, с <...> Е.М. и Е. (З.) вступили в брак, имеют <...> <...>
<...> Е.И.П. по договору дарения подарила принадлежащую ей <...> долю в квартире, расположенной по адресу: г. Омск, <...>, своим родителям.
Согласно копии лицевого счета N <...>, супруга истца Е.И.П. в период с <...> по <...> была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, общей площадью <...> кв. м. Также в данной квартире зарегистрированы: З.Н. (собственник) и З.П. (собственник).
Согласно выписке из домовой книги Е.И.П. с <...> постоянно зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, общей площадью <...>, принадлежащем на праве собственности отцу истца - Е.Н.
В указанном жилом доме помимо Е.И.П. зарегистрировано еще 7 человек, в том числе, Е.М. (истец) и <...> Всего восемь зарегистрированных лиц с <...>.
Таким образом, до момента регистрации третьего лица Е.И.П. в жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, у истца Е.М. отсутствовало необходимое условие нуждаемости, поскольку на каждого члена семьи приходилось более 15 квадратных метров общей площади жилых помещений <...> Поэтому истец не мог обращаться с рапортом о постановке его на соответствующий учет.
С регистрацией супруги Е.М. - Е.И.П. в жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала составлять менее <...> квадратных метров (<...>
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что будучи зарегистрированной в квартире своих родителей, третье лицо Е.И.П. сохраняла право пользования этим жилым помещением, которое утратила в связи со снятием с регистрационного учета, действия Е.И.П. правильно оценены судом как повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника.
Также суд дал верную оценку показаниям свидетеля о том, что при снятии Е.И.П. с регистрационного учета по прежнему адресу в семье обсуждался вопрос о планах истца подать рапорт о постановке его на учет для получения соответствующей единовременной выплаты. Что безусловно свидетельствует о намеренном характере действий истца и его супруги, направленных на обеспечение предусмотренных законом условий для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Е.И.П. совершены действия по ухудшению жилищных условий, что подтверждается собранными по делу доказательствами, при этом истцом не представлены достоверные доказательства, подтверждающие, что действия Е.И.П. по смене регистрации по месту жительства носили вынужденный характер и не связаны с созданием условий, при которых сотрудник органа исполнительной власти имеет право на получение социальной выплаты, предусмотренной действующим законодательством, в связи с чем судебная коллегия считает вывод суда о необоснованности исковых требований правильным.
Доводам апелляционных жалоб о том, что снятие Е.И.П. с регистрационного учета по месту жительства ее родителей было вынужденным, и обусловлено тем, что отец Е.И.Н. является собственником жилья и относится к категории льготников, которому из бюджета возмещается оплата коммунальных услуг и плата за содержание и ремонт жилья, при этом размер льготы зависит от количества зарегистрированных лиц, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не находит.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о намеренности действий Е.И.Н. к ухудшению жилищных условий, что не могло быть не учтено при принятии решения комиссией УФСИН России по Омской области при рассмотрении вопроса о выплате истцу единой социальной выплаты, поскольку с момента снятия с регистрационного учета супруги истца и до принятия обжалуемого решения пятилетний срок не истек, в связи с чем, у ответчика имелись основания для вынесения решения об отказе в постановке Е.И.Н. на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Также судебная коллегия отмечает, что поскольку вселения Е.И.П. в жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, <...>, по утверждениям стороны истца <...> не было, у суда первой инстанции не имелось оснований для применения исключения, установленного
пунктом 1 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
При этом судом установлен иной характер недобросовестного поведения стороны истца, нежели действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают приведенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения районного суда без изменения.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.