Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2022 N 88-14809/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 18.05.2022 по делу N 33-3074/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что неправомерно основанием для принятия оспариваемого решения о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения указывается то, что его супруга произвела отчуждение принадлежавшей ей доли жилого помещения. Истец полагает, что, поскольку она произвела отчуждение принадлежавшей ей доли жилого помещения до постановки на учет, это не относится к данным правоотношениям.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Омского областного суда от 18.05.2022 по делу N 33-3074/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что неправомерно основанием для принятия оспариваемого решения о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения указывается то, что его супруга произвела отчуждение принадлежавшей ей доли жилого помещения. Истец полагает, что, поскольку она произвела отчуждение принадлежавшей ей доли жилого помещения до постановки на учет, это не относится к данным правоотношениям.
Решение: Отказано.


Содержание


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2022 г. по делу N 33-3074/2022
Председательствующий судья Марченко Е.С.
УИД 55RS0001-01-2021-009907-70
Дело N 2-310/2022
УИД 55RS0001-01-2021-009907-70
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Беспятовой Н.Н., Магденко И.Ю.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе О.С. на решение Центрального районного суда города Омска от 20 января 2022 года, которым исковые требования О.С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения территориальной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты и восстановлении на учете в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
установила:
О.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области) о признании незаконным решения территориальной комиссии ГУ МЧС России по Омской области о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты и восстановлении на учете в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что 1 апреля 2014 г. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На основании решения территориальной комиссии ГУ МЧС России по Омской области от 28 октября 2020 г. снят с учета в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах. Основанием для принятия решения о снятии его с учета на получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения явилось то, что его супруга О.Б.А. 4 сентября 2013 г. произвела отчуждение принадлежавшей ей 1/6 доли жилого помещения по адресу: <...> Поскольку О.Б.А. произвела отчуждение принадлежавшей ей доли жилого помещения до постановки на учет, то данный подпункт нельзя применять к данным правоотношениям. Указывает, что с учетом имеющихся в его собственности и собственности членов его семьи жилых помещений на каждого члена семьи приходится жилая площадь 14,43 кв. м.
Просит признать решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Омской области от 28 октября 2020 г. незаконным; обязать ответчика поставить на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты поставки на учет, то есть с 1 апреля 2014 г.
В судебном заседании истец О.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что после снятия с учета, в 2021 г. он с супругой приобрел квартиру по адресу: <...>, которую оформили на супругу. Несмотря на то, что на каждого члена семьи в настоящее время приходится более 15 кв. м, настаивал на удовлетворении иска, т.к. на момент снятия с учета на каждого члена семьи приходилось менее 15 кв. м.
Представитель ответчика П. исковые требования не признала. Пояснила, что поскольку супругой истца совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в таком случае сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица О.Б.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что до постановки на учет в ее собственности имелась 1/6 доля жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. В данном жилом помещении она проживала с детства вместе с бабушкой и дедушкой до совершеннолетия и при приватизации 1/6 доля была оформлена на нее. Поскольку она в указанном доме более не проживала, в 2013 году, чтобы не платить налоги, подарила свою долю дяде.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец О.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в протоколе заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Омской области от 28 октября 2020 г. не содержится сведений или разъяснений, которые позволили бы членам комиссии характеризовать действия О.Б.А. как намеренные, направленные на приобретение права на получение единовременной выплаты. Полагает, что даже в случае совершения намеренных действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с целью получения выгоды, сотрудник имеет право встать на учет через 5 лет после совершения указанных действий, что можно охарактеризовать как срок давности для применения указанной в норме санкции. Поскольку О.Б.А. произвела действия по отчуждению 1/6 доли жилого помещения 4 сентября 2013 года, то срок давности для применения указанной в норме санкции прошел 4 сентября 2018 г., а решение комиссии было принято 28 октября 2020 г.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Омской области полагает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения О.С., третьего лица О.Б.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика П., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, О.С. проходил службу в ГУ МЧС России по Омской области в должности пожарного 4 пожарно-спасательной части ФПС по охране Кировского АО г. Омска ФГКУ "4 отряд ФПС по Омской области". 30 сентября 2015 г. уволен из федеральной противопожарной службы на основании пункта "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья). Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 23 года 05 месяцев 10 дней.
27 марта 2014 г. О.С. обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека: он, супруга О.Б.А. и несовершеннолетняя дочь О.А. Истцом было указано, что ему на праве собственности принадлежит 1/7 доля в жилом помещении по адресу: <...>, общей площадью 91, 1 кв. м.
01 апреля 2014 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области О.С. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 3 человека.
Согласно выписке из протокола N 13 заседания указанной комиссии от 17 июня 2014 г. общая продолжительность службы О.С. на 18 марта 2014 г. составляла 21 год 05 месяцев 28 дней.
28 октября 2020 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основанием для снятия с учета указано, что жена заявителя О.Б.А. 04 сентября 2013 г. произвела отчуждение принадлежавшей ей на праве собственности 1/6 доли жилого помещения по адресу: Омская область, <...>, тем самым совершила действия по искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Не согласившись с названным решением комиссии, О.С. обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований О.С., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в 2014 году у О.С. правовых оснований для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как супругой истца в 2013 году были совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, так как данные выводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
В частности, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, однако обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного закона, являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона. К ним относятся, в том числе, супруга, состоящая в зарегистрированном браке с сотрудником, а также его несовершеннолетние дети.
Пунктом 7 статьи 4 названного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт также содержит перечень документов, предоставляемых в комиссию, где в том числе указаны: документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений - подпункт "и" пункта 5 названных Правил.
Как следует из материалов дела, на момент принятия О.С. на учет для получения единовременной выплаты 1 апреля 2014 г. истцу на праве собственности принадлежала 1/7 доля жилого помещения, расположенного в <...> общей площадью 91, 1 кв. м. Ранее, до 20 августа 2013 г., супруга истца О.Б.А. являлась собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, общей площадью 69, 90 кв. м, отчуждение которой О.Б.А. произвела 20 августа 2013 г. на основании договора дарения.
Других жилых помещений, принадлежащих на праве собственности О.С. и членам его семьи, а также жилых помещений, в которых сотрудник и (или) члены его семьи проживают по договору социального найма жилого помещения, на дату подачи заявления о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, 27 марта 2014 г., и на дату принятия решения о постановки О.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты, не имелось.
Таким образом, на момент принятия О.С. на учет для получения единовременной выплаты обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, включая принадлежавшую О.Б.В. 1/6 долю в жилом помещении по адресу: Омская область, <...>, составляла 8,22 кв. м, то есть менее 15 квадратных метров (91,1/7 + 69,9/6 = 13, 01+11,65 = 24,66/3 = 8,22), и О.С. имел право состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, совершение О.Б.А. в 2013 году действий по отчуждению принадлежавшей ей 1/6 доли в жилом помещении Омская область, <...>, не повлияло на право О.С. в составе семьи 3 человека быть принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты. Принадлежавшая супруге истца О.Б.А. 1/6 доля (площадью 11, 65 кв. м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, отчуждение которой произведено в 2013 году, подлежала учету при определении размера единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и разделом III Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Вместе с тем, ошибочные выводы суда не повлекли вынесение незаконного решения, которым в удовлетворении исковых требований О.С. отказано.
Как следует из материалов дела, до обращения в суд с настоящим иском семья истца улучшила жилищные условия и в настоящий момент не может быть признана имеющей право на единовременную социальную выплату.
Согласно представленному суду договору купли-продажи, копия которого приобщена в материалы дела, 24 ноября 2020 г. на основании договора купли-продажи О.Б.А., супруга истца, приобрела квартиру по адресу: <...>, площадью 60,1 кв. м, дата государственной регистрации 25 ноября 2020 г., номер государственной регистрации N <...>.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным суду ответом филиала ФГГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 29 октября 2021 г. и не оспаривалось в суде истцом О.С. и третьим лицом О.Б.А.
Согласно пункту 11 Правил предоставления социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления социальной выплаты следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Следовательно для определения уровня обеспеченности истца и его семьи жилой площадью в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения учету подлежат оба жилых помещения: по ул. <...>, где О.С. принадлежит 1/7 доля в праве собственности, и по <...>, находящаяся в собственности супруги истца О.Б.А. (13, 01 кв. м и 60, 1 кв. м), то есть на каждого члена семьи приходится площадь жилого помещения более учетной нормы (73, 11 кв. м / 3 человека = 24, 37 кв. м).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что с декабря 2021 года семья истца нуждающейся в улучшении жилищных условий признана быть не может.
В соответствии с подпунктом "б" пункт 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
Ошибочный учет судом первой инстанции при определении обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью принадлежавшую О.С. и О.Б.А. на праве общей совместной собственности квартиры по адресу: <...> общей площадью 30, 3 кв. м, проданной О.С. и О.Б.А. по договору купли-продажи 26 сентября 2021 г. КГЖ, не повлиял на правильность выводов суда об отсутствии в настоящее время у О.С. права на получение единовременной социальной выплаты, так как только при установлении нуждаемости в жилом помещении у сотрудника возникает право на единовременную социальную выплату.
В данной связи доводы апелляционной жалобы, в том числе о пропуске срока исковой давности, являются не состоятельными и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием к отмене или изменению судебного постановления, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 мая 2022 года.