Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2020 N 88-1796/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 17.10.2019 N 33-6423/2019
Требование: О восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Однако принято решение снять истца с данного учета, поскольку установлены сведения, не соответствующие действительности. Истец полагает данное решение незаконным, поскольку не соответствующих документам сведений он не сообщал. Жилых помещений у истца и членов его семьи не имеется, в настоящее время они проживают в жилом помещении, предоставленном его матерью в безвозмездное пользование, в связи с чем дом матери не должен учитываться при определении права на выплату.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Омского областного суда от 17.10.2019 N 33-6423/2019
Требование: О восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Однако принято решение снять истца с данного учета, поскольку установлены сведения, не соответствующие действительности. Истец полагает данное решение незаконным, поскольку не соответствующих документам сведений он не сообщал. Жилых помещений у истца и членов его семьи не имеется, в настоящее время они проживают в жилом помещении, предоставленном его матерью в безвозмездное пользование, в связи с чем дом матери не должен учитываться при определении права на выплату.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2019 года
Председательствующий: Казанцева Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Ивановой В.П., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Ж.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Васиной Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Омске 17.10.2019 дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
"Исковые требования А.М. удовлетворить.
Признать незаконным протокол N <...> от <...> Главного управления МЧС России по Омской области в части снятия А.М. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области восстановить А.М. в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <...> составом семьи 3 человека".
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия
установила:
А.М. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Омской области о восстановлении в списке лиц, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, указав, что <...> он согласно выписке из протокола N <...> заседания постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, был поставлен на учет для получения названной единовременной социальной выплаты. Однако <...> комиссией принято решение снять А.М. с учета для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 3 (три) человека с <...> на основании пп. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, предусматривающего снятие с учета в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет. А.М. полагал данное решение незаконным, поскольку не соответствующих документам сведений он не сообщал. Указал, что его семья состоит из четырех человек - его супруги А.И.В., дочери А.В.М. и сына А.В.С. При этом жилых помещений у истца и членов его семьи не имеется. <...> в г. Омске, где истец с супругой и детьми зарегистрирован и фактически проживает, принадлежит его матери, которая членом семьи А.М. не является, проживает отдельно. Указывал на то, что данное жилое помещение предоставлено его матерью в безвозмездное пользование, в связи с чем не должно учитываться при определении его права на единовременную социальную выплату. На основании изложенного, А.М. просил обязать Главное управление МЧС России по Омской области восстановить его в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, составом семьи 3 человека с <...>.
В судебном заседании А.М. участия не принимал, извещен надлежащим образом, его представитель К.Е. заявленные требования поддержал. Пояснил, что мать истца членом его семьи не является, поскольку проживает в другом доме со своим супругом. Просил также признать незаконным протокол N <...> от <...>.
Представитель ГУ МЧС России по Омской области К.Т. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что мать истца является членом его семьи, поскольку как собственник вселила сына с семьей в свой дом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Омской области К.Т. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, ненадлежащую оценку доказательств. Указывает, что договор безвозмездного пользования не был приложен истцом к рапорту от <...>, суду также не представлен, не являлся предметом оценки жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области. Оспаривает выводы суда о пропуске срока для снятия с учетом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ МЧС России по Омской области К.Т., просившую об отмене решения, представителя истца К.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 названного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N <...> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
По смыслу п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. 2 данной статьи вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Подпункт "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
По смыслу положений ч. 1 ст. 12 и ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В настоящем деле такие основания имеются.
Из материалов дела следует, что А.М. с <...> проходит службу в ГПС МЧС России по Омской области, в том числе с <...> в должности помощника начальника караула 5 пожарной части ФПС по охране Октябрьского АО г. Омска ФГКУ "2 отряд ФПС по Омской области" (должность связана с обеспечением деятельности ГПС).
<...> А.М. обратился в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области с соответствующим заявлением, в котором указал, что его семья состоит из трех человек, членами его семьи является супруга - А.И.В., <...> года рождения - и дочь - А.В.М., <...> года рождения.
Также истцом было указано, что заявитель и члены его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности не имеют.
<...> постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Протокол N <...> от <...>) А.М. с составом семьи 3 человека поставлен на учет для получения единовременной выплаты.
Однако при проверке представленных заявителем сведений ответчиком установлено, что заявитель, его супруга, дочь и сын супруги с <...> зарегистрированы по месту жительства в <...> в г. Омске площадью 80,5 кв. м. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца - А.И.А., соответственно, А.М. и члены его семьи обеспечены жилой площадью более 15 кв. м на одного человека.
В такой ситуации Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области <...> приняла решение о снятии А.М. составом семьи из трех человек с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> N <...>.
Признавая данное решение Комиссии незаконным и возлагая на ответчика обязанность восстановить А.М. в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что мать истца членом его семьи не является, жилое помещение предоставлено А.М. на основании договора безвозмездного пользования, истцом при принятии на учет не сообщались не соответствующие документам сведения, кроме того, предусмотренный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ 30-дневный срок для снятия с учета граждан ответчиком пропущен.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, постановлены при неправильном определении предмета доказывания.
По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных А.М. требований и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, является нуждаемость в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
Для выяснения этих обстоятельств суду следовало установить, был ли А.М. с семьей зарегистрирован в квартире его матери в качестве членов семьи собственника жилого помещения, заключалось ли между ними какое-либо соглашение, определяющее их право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, <...> в г. Омске имеет площадь 74,6 кв. м и принадлежит на праве собственности А.И.А. с <...>.
А.М. приходится сыном А.И.А. и был вселен с супругой и детьми в указанный дом в 2004 году.
Доказательств заключения между А.И.А. и А.М. или членами его семьи соглашения, определяющего их право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Напротив, в выписке из домовой книги (л.д. 44) указана степень родства истца, его супруги и детей по отношению к А.И.А.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что А.М., его супруга и дети были вселены в жилое помещение в качестве членов семьи А.И.А.
В такой ситуации, с учетом п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, юридическое значение для разрешения настоящего дела имеет вопрос о наличии не только у А.М., его супруги и детей, но также у А.И.А. и членов ее семьи других жилых помещений в собственности.
Между тем, соответствующие вопросы не выносились на обсуждение судом первой инстанции.
В то же время, как следует из представленных по запросу судебной коллегии выписок из ЕГРН, А.И.А. на праве собственности помимо <...> в г. Омске площадью 74,6 кв. м принадлежит также ? доля в праве общей долевой собственности на <...> в г. Омске площадью 45,1 кв. м.
Кроме того, А.И.А. зарегистрирована и проживает со своим супругом А.А. в принадлежащем ему <...> в г. Омске площадью 45 кв. м.
Иные лица в данном доме по месту жительства не зарегистрированы.
С учетом изложенного, на одного члена семьи А.М. приходится более 15 кв. м площади жилого помещения, в связи с чем он не имеет права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы истца о том, что он не сообщал сведений, не соответствующих представленным документам, при включении в список на получение единовременной социальной выплаты, не принимаются во внимание.
Как усматривается из материалов учетного дела, в заявлении, адресованном Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, А.М. не указал, что членом его семьи является А.И.А., соответственно, не представил сведений о принадлежащих ей на праве собственности жилых помещениях.
В результате этого Комиссией без достаточных оснований принято решение о постановке А.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Что касается ссылки в решении на нарушение требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о сроке принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то, с учетом выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, это обстоятельство не влечет сохранение за истцом права состоять на данном учете при отсутствии права на получение единовременной социальной выплаты. Тем более, что срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на принятие решения о снятия гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока. В связи с изложенным само по себе данное обстоятельство, без учета иных фактических данных, установленных по делу, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя и восстановления его на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В такой ситуации доводы апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Омской области являются обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Омской области удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Омска от <...> отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований А.М. к Главному управлению МЧС России по Омской области отказать.