Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 N 88-699/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 17.08.2022 по делу N 33-4785/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет.
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком неправомерно в качестве основания для снятия ее с учета указано на невозможность определения ее нуждаемости в жилом помещении, поскольку отсутствуют подтверждающие документы о наличии находящихся в собственности жилых помещений на территории РФ у совместно зарегистрированных родственников, членом семьи которых являются истец и ее дочь, поскольку они зарегистрированы и вселены в жилое помещение как члены семьи собственника (дочь и внучка).
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Омского областного суда от 17.08.2022 по делу N 33-4785/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет.
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком неправомерно в качестве основания для снятия ее с учета указано на невозможность определения ее нуждаемости в жилом помещении, поскольку отсутствуют подтверждающие документы о наличии находящихся в собственности жилых помещений на территории РФ у совместно зарегистрированных родственников, членом семьи которых являются истец и ее дочь, поскольку они зарегистрированы и вселены в жилое помещение как члены семьи собственника (дочь и внучка).
Решение: Отказано.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2022 г. по делу N 33-4785/2022
Председательствующий: Эннс Т.Н. УИД 55RS0007-01-2021-009284-69
| Дело N 2-775/2022 УИД 55RS0007-01-2021-009284-69 |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Леневой Ю.А., Магденко И.Ю.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца З.О. на решение Центрального районного суда города Омска от 1 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований З.О. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о восстановлении на учете в списке лиц на получение единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения с даты постановки на учет.
Заслушав доклад судьи Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
установила:
З.О. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Главное управление МЧС России по Омской области) о восстановлении на учете в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 4 июня 2014 г. Состав семьи 2 человека, она и несовершеннолетняя дочь ЗЛВ, года рождения. Решение комиссии от 4 июня 2014 г. не оспорено, незаконным не признано. Согласно копии финансового лицевого счета N от она и ее дочь ЗЛВ зарегистрированы по адресу:, с 19 мая 2016 г. Указанная квартира принадлежит ее матери МЛП По месту регистрации они не вселялись, фактически там не проживали, о чем был предоставлен акт о не проживании. Полагает, что требование ответчика о предоставлении сведений о наличии прав на недвижимое имущество на имя МЛП не основано на законе.
Просит обязать ответчика восстановить ее на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в очередности по первоначальной постановке на учет.
В судебном заседании истец З.О. участия не принимала, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца К. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Пояснила, что в 2014 году встала на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья. Во время службы проживала с дочерью в общежитии и имела временную прописку. Потом была сокращена, но в связи с наличием необходимого стажа пошла на пенсию. Временную регистрацию ей не продлили, а для оформления пенсии и льгот необходима была регистрация. Собственником жилого помещения является ее мать. В квартире по, собственником ? доли в праве собственности которой является ее мать, проживает мать истца с супругом, в квартире по, собственником которой является ее мать, проживают родная сестра истца КОА с сыновьями КНА, САА последнего своя семья и где он проживает неизвестно. В квартире по, собственником которой является ее мать, никто не проживает. Фактически квартира принадлежит брату матери истца, но документально оформлена на мать. Сама истец снимает квартиру у знакомой. Кроме того, считает, что мать и сестра не являются членами ее семьи, так как они совместно не проживают.
Представитель ответчика В. возражала против удовлетворения требований в полном объеме. Пояснила, что З.О. была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. Самостоятельно истребовать данные не представилось возможным из-за отсутствия сведений о членах семьи. С истцом велась переписка с просьбой предоставить сведения, но был получен отказ. Изучив материалы гражданского дела, пришли к выводу, что нуждаемости у истца в жилом помещении нет. Просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Полагает, что выводы суда о тождественности родственных отношений и членов семьи не основан на законе и является ошибочным, поскольку в соответствии с положениями
статьи 31 и
статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, необходимо установление факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Указывает, что она и ее дочь совместно с МЛП не проживали ни на момент постановки на учет, ни на момент увольнения, ни на сегодняшний день. Тот факт, что МЛП является собственником указанного помещения, сам по себе не является доказательством совместного проживания. Кроме того, обращает внимание, что КОА, САА членами ее семьи не являются, и, соответственно, требование о предоставлении сведений о них не основано на положениях действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Главное управление МЧС России по Омской области полагает решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения представителя истца К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З.О. проходила службу в должности старшего инспектора территориального отдела надзорной деятельности (Советского АО г. Омска) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области. 31 марта 2016 г. уволена со службы на основании
пункта "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 20 лет 06 месяцев 12 дней.
В период прохождения службы 27 марта 2014 г. З.О. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 2 человека: она и несовершеннолетняя дочь З.Л. Истцом было указано, что не имеет жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или занимаемых по договорам социального найма.
4 июня 2014 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области З.О. была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 2 человека.
18 ноября 2021 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В качестве основания для снятия с учета указано на невозможность определения нуждаемости З.О. в жилом помещении, поскольку отсутствуют подтверждающие документы о наличии (отсутствии) находящихся (находившихся) в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации у совместно зарегистрированных родственников, членом семьи которых являются З.О. и ЗЛВ, поскольку они зарегистрированы и вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: как члены семьи собственника (дочь и внучка).
Не согласившись с названным решением комиссии, З.О. обратилась в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на З.О., как на лице, претендующем на социальную выплату, лежала обязанность по предоставлению необходимых документов, учитывая, что с момента постановки на учет изменились ее жилищные условия, она изменила адрес регистрации по месту жительства.
Кроме того, судом установлено, что обеспеченность семьи истца жилой площадью на момент рассмотрения дела превышает 15 кв. на одного человека, в связи с чем у нее не имеется права на получение единовременной социальной выплаты.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с
пунктом 5 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного
закона, являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона. К ним относятся, в том числе, супруга, состоящая в зарегистрированном браке с сотрудником, а также его несовершеннолетние дети.
Пунктом 7 статьи 4 названного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный
пункт также содержит перечень документов, предоставляемых в комиссию, где в том числе указаны: документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений -
подпункт "и" пункта 5 названных Правил.
Как следует из материалов дела, на момент принятия З.О. на учет для получения единовременной выплаты 4 июня 2014 г. она была временно зарегистрирована и проживала с дочерью на основании договора (краткосрочного) найма жилого помещения от N в комнате общей площадью 26,7 кв. м в общежитии ФГБОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина", по адресу:
Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности З.О. и ее дочери, а также жилых помещений, в которых она и ее дочь проживают по договору социального найма жилого помещения, на дату подачи заявления о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, и на дату принятия решения о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, не имелось.
Таким образом, З.О. имела право быть поставленной на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как следует из материалов дела, с 19 мая 2016 г. З.О. и ее дочь зарегистрированы по месту жительства как члены семьи собственника (дочь, внучка) в квартире, общей площадью 31.1 кв. м, принадлежащей на праве собственности матери истца МЛП, по адресу:
Согласно
пункту 11 Правил предоставления социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил предоставления социальной выплаты следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следует, что за МЛП, кроме права собственности на квартиру по адресу:, зарегистрированы следующие права: собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (дата регистрации); общая долевая собственность на помещение (квартира), расположенное по адресу (дата регистрации).
Следовательно, при определении уровня обеспеченности истца и членов его семьи на момент снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилой площадью учету подлежит суммарная площадь жилых помещений по адресам: (31,1 кв. м), (в размер ? доли равной 31,3 кв. м), (30,9 кв. м), составившая 93,3 кв. м, а также общее число лиц, имеющих право пользования названными жилыми помещениями, 5 человек: З.О. (истец), ЗЛВ (дочь истца), МЛП (мать истца), КОА (сестра истца), САА (сын КОА).
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет 18,66 кв. м, т.е. более 15 кв. м.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что ошибочное указание суда первой инстанции на то, что при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца учету подлежит вся площадь жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, на правильность принятого решения не повлияло.
Также судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции обоснованно, исходя из положений Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ,
Правил предоставления социальной выплаты,
статьи 31 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что истец и ее дочь являются членами семьи МЛП, поскольку они зарегистрированы в, принадлежащей на праве собственности МЛП, именно как члены семьи собственника. Доказательств вселения в указанное жилое помещение на иных основаниях, условиях либо в соответствии с каким-либо соглашением, исключающим признание их членами семьи собственника, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что З.О. и ее дочь фактически не проживают в квартире, расположенной по адресу:, не опровергает факт наличия у них права пользования указанным жилым помещением как у членов семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом указанных обстоятельств, имеющих значение для дела, суд правильно пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для снятия З.О. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу
статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием к отмене или изменению судебного постановления, судом не допущено.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 1 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 августа 2022 года.