Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 14.02.2018 по делу N 33А-930/2018
Требование: О возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что были выявлены объекты с признаками несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов населения, и по окружности они не были очищены от растительных горючих остатков и мусора, чем создавалась угроза санитарной безопасности лесов.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Омского областного суда от 14.02.2018 по делу N 33А-930/2018
Требование: О возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что были выявлены объекты с признаками несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов населения, и по окружности они не были очищены от растительных горючих остатков и мусора, чем создавалась угроза санитарной безопасности лесов.
Решение: Требование удовлетворено.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2018 г. по делу N 33А-930/2018
Председательствующий: Боронко Н.Д.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.
судей областного суда Цериградских И.В., Шукеновой М.А.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 14 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение Исилькульского городского суда Омской области от 06 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление Главного управления лесного хозяйства Омской области удовлетворено, на Министерство строительства, и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района возложена обязанность ликвидировать несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в суд с административными исками к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса-Омской области, Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований указало, что 03.11.2017 года в процессе текущего патрулирования лесных участков в урочище Исилькульское городское поселение, квартал <...>, лесотаксационный выдел г. Исилькуль, выявлены 3 объекта с признаками несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов населения.
Тело свалок расположено на землях Исилькульского муниципального района (неразграниченная государственная собственность), на расстоянии менее <...> метров от стены защитного леса, не имеет обуртовки, противопожарных минерализированных полос шириной не менее 1,4 метров, по окружности свалки не очищены от растительных горючих остатков и мусора, чем создается угроза санитарной безопасности лесов.
Просило суд обязать административных ответчиков ликвидировать несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов.
Определением суда от 05.12.2017 года административные дела по искам Главного управления лесного хозяйства Омской области объединены в одно производство.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области просит решение суда отменить, принять новое. В обоснование приводит доводы, изложенные в возражениях на иск.
В частности, указывает, что территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 года N 74, не позволяет Министерству реализовать полномочия по выбору регионального оператора ввиду невозможности расчета основного критерия отбора регионального оператора - максимальной стоимости его услуг, а также в связи с необходимостью приведения территориальной схемы обращения с отходами в соответствие с документами территориального планирования.
Ссылается на осуществление организационных и административных функций. В частности, отмечает, что в 2017 году Министерством разработан проект документации о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; разработано постановление "Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами"; приказом от 15 августа 2017 года N 49-п утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Омской области, приняты иные меры.
Полагает, что даже при выборе регионального оператора обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на собственника земельного участка.
Со ссылкой на положения
статей 1 и
6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отмечает, что на субъекты Российской Федерации обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, то есть изъятия отходов, не возлагается.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ст. 310 КАС РФ). Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном
законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу
п. 7 ст. 12 названного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Со дня вступления в силу Федерального
закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с
п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим
Кодексом, Федеральным
законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами
(ч. 1).
На основании
п. 3 Правил безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
В соответствии с п. 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 03.11.2017 года в ходе осмотра лесного участка, расположенного в Исилькульском лесничестве, урочище Исилькульское городское поселение, квартал 120, лесотаксационный выдел г. Исилькуль, главным специалистом Исилькульского лесничества, государственным лесным инспектором Д. установлены признаки захламления территории твердыми коммунальными отходами, а именно выявлены следующие очаги несанкционированного размещения отходов:
- на территории, прилегающей к границам лесных насаждений, на расстоянии <...> м от них и <...> м от телевышки и ограждений предприятия ВНИИМК "Опытная станция", <...> м от дороги сообщением Йсилькуль-Комсомол-Каскат-Кромы, с левой стороны, относительно телевышки С проездом в сторону леса наблюдается несанкционированная свалка с неправильными размерами ориентировочно 4,5*6,5 м и неровными краями. Состав отходов определен как твердые коммунальные отходы (пластиковые бутылки, отходы бумаги, целлофан и изделия из него, стеклянные бутылки, пакеты химической продукции (распылители в металлическом корпусе);
- на территории, прилегающей к границам лесных насаждений, на расстоянии <...> м от них и <...> м от телевышки и ограждений предприятия ВНИИМК "Опытная станция", <...> м от дороги сообщением Исилькуль-Комсомол-Каскат-Кромы, с левой стороны относительно телевышки с проездом в сторону леса, наблюдается несанкционированная свалка с неправильными размерами ориентировочно 2,3*2,5 м и неровными краями. Состав отходов определен как твердые коммунальные отходы (пластиковые бутылки, бумага, целлофан и изделия из него, фрагменты ковровых изделий и отходов от них, резина, стеклянные бутылки, пакеты от молочной продукции, деревянные изделия);
- на территории, прилегающей к границам лесных насаждений, на расстоянии <...> м от них и <...> м от телевышки и ограждений предприятия ВНИИМК "Опытная станция", <...> м от дороги сообщением Исилькуль-Комсомол-Каскат-Кромы, с левой стороны относительно телевышки с проездом в сторону леса наблюдается несанкционированная свалка с неправильными размерами ориентировочно 2,3*2,5 м и неровными краями. Состав отходов определен как твердые коммунальные отходы (пластиковые бутылки, бумага, целлофана и изделия из него, фрагменты ковровых изделий, стеклянных бутылок, пакетов от молочной продукции.
Несанкционированные объекты размещения отходов не имеют обуртовки противопожарных минерализированных полос шириной не менее 1,4 метров установления сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов. Под влиянием природно-климатических условий легкие фракции отходов свободно распространяются на прилегающие лесные участки, вызывая их захламление. Несанкционированные объекты создают угрозу санитарной безопасности лесов, а в период действия пожароопасного сезона - пожарной безопасности лесов.
Данные факты подтверждены актами осмотра лесного участка N <...>, N <...>, N <...> от 03.11.2017 года и административными ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Оснований сомневаться в достоверности содержащихся в актах осмотра сведений относительно размещения несанкционированных объектов у судебной коллегии не имеется. Акты оформлены должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольных мероприятий, содержат подробное описание выявленного нарушения, к ним приложены фотоматериалы, обозначающие места расположения несанкционированных объектов.
Обнаруженные свалки расположены на землях Исилькульского муниципального района (неразграниченная государственная собственность).
Возлагая на Администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов* суд обоснованно исходил из того, что в силу установленного правового регулирования обязанным лицом является не только орган местного самоуправления, но и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с чем судебная коллегия соглашается.
С принятием Федерального
закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" изменилось правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления.
С 01.01.2016 года к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (
пункт 18 части 1 статьи 14, и
пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
постановлении от 13.10.2015 N 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
В силу
абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.г.7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 6 Закона Омской области от 27.12.2006 N 842-03 "Об отходах производства и потребления" в Омской области к полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса, в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области сводятся к указанию на незаконное возложение на него вышеназванной обязанности и судебной коллегией отклоняются. Н Указание в жалобе на осуществление Министерством ряда организационных и административных функций, вместе с тем, не свидетельствуют о достаточности предпринятых им мер. Ответчик не представил доказательств осуществления действий по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов субъектами Российской Федерации предполагает помимо нормативного, технического регулирования, реализации необходимых разрешительных, контрольных действий, также и непосредственное решение задачи по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, в том числе и предоставлением материально-финансовых ресурсов.
Доводы жалобы о том, что Министерство не имеет возможности реализовать полномочия по выбору регионального оператора, равно как и указание на наличие затруднении в части осуществление расчета единого тарифа для регионального оператора и стоимости его услуг и прочее, во всяком случае не освобождает его от обязанности по выполнению мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, защиты леса от негативного воздействия.
Мнение о том, что действующим законодательством на субъекты Российской Федерации не возлагается обязанность изъятия отходов с территорий не предназначенных для их хранения, во внимание принята быть не могут.
Указание на положения
п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 г. N 607-ст), согласно которому если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, во внимание не принимается, поскольку правовое регулирование в указанной сфере с 01.01.2016 года претерпело существенные изменения.
Доводы жалобы о том, что Министерство собственником земельного участка, на котором расположена свалка, не является, к иным выводам привести не может, поскольку в силу вышеприведенного нормативного регулирования ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды, и не предопределяет всю полному ответственности по ликвидации несанкционированной свалки лишь на орган местного самоуправления, в ведении которого находится рассматриваемый земельный участок.
Таким образом, обобщая изложенное, судебная коллегия полагает вывод суда об удовлетворении требований о возложении на администрацию Исилькульского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов с рассматриваемого земельного участка правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и, не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам и по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом, первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку.
Оснований к отмене постановленного по делу решения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь
статьями 308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Исилькульского городского суда Омской области от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.