Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2022 N 88-21689/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 03.08.2022 по делу N 33-4462/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Считая, что размер пенсии за выслугу лет не может быть пересмотрен в меньшую сторону, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Омского областного суда от 03.08.2022 по делу N 33-4462/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Считая, что размер пенсии за выслугу лет не может быть пересмотрен в меньшую сторону, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решение: Отказано.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2022 г. по делу N 33-4462/2022(2-1476/2022)
Председательствующий: Шевцова Н.А.
55RS0007-01-2022-001649-98
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Магденко И.Ю., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Р.
рассмотрела в судебном заседании 03 августа 2022 года
дело по апелляционной жалобе М. на решение Центрального районного суда города Омска от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования М. к Центру финансового обеспечения УМВД России по Омской области, Главному управлению МЧС России по Омской области о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, возмещении расходов по оплате государственной пошлине оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к Центру финансового обеспечения УМВД России по Омской области о признании незаконными действий, обязании установить пенсию, произвести перерасчет.
Определением суда к участию в качестве соответчика было привлечено ГУ МЧС России по Омской области.
В обоснование иска указал, что 26.11.2021 отделом пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области принято решение N о назначении ему пенсии с 16.11.2021 за выслугу 31 год в размере 43 351,32 руб. в месяц из расчета должностного оклада по месту службы 28 966 руб. 01.02.2022 ЦФО УМВД России по Омской области на основании справки ГУ МЧС России по Омской области об изменении размера должностного оклада по ранее занимаемой им должности из расчета 27 809 руб. произведен перерасчет пенсии, размер которой составил 42 395,49 руб., с 01.05.2022 пенсия установлена в размере 41 300,81 руб. из расчета должностного оклада 25 000 руб. С данным решением истец не согласен. Оснований для снижения пенсии при изменении размеров должностных окладов ст. 49 Закона N 4468-1. При этом должностной оклад ему был установлен приказом ГУ МЧС России по Омской области от 01.10.2021 N в размере 28 966 руб. и до увольнения истца не пересматривался.
Просил признать незаконными действия Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области о снижении размера пенсии за выслугу лет с 01.02.2022 с 43351,32 руб. (из расчета должностного оклада 28 966 руб.) до 42 395,49 руб. (из расчета должностного оклада 27 809 руб.), с 01.05.2022 до 41 300,81 руб. (из расчета должностного оклада 26 702 руб.), обязать ЦФО УМВД России по Омской области установить пенсию по последней штатной должности из расчета должностного оклада 28 966 руб., установленного приказом ГУ МЧС России по Омской области N от 01.10.2021, произвести перерасчет пенсии с 01.02.2021 из расчета должностного оклада 28 966 руб.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец М. исковые требования поддержал.
Представители ответчика УМВД России по Омской области К., Ш. в судебном заседании исковые требования не признали, представили отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержали.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что на момент его увольнения должностной оклад составлял 28 966 руб., с момента увольнения 26.11.2021 пенсия пересчитана 2 раза в сторону уменьшения, в настоящий момент выплата производится из должностного оклада - 25 000 руб. Полагал, что ссылки в решении на положения Федерального закона от 07.11.2011 N 306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и на ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 274-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются ошибочными, так как в данном случае правоотношения регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми во исполнение его подзаконными актами. Должностной оклад в размере 28 966 руб. назначен на основании указа Президента РФ N 424 от 26.06.2020, постановления Правительства РФ N 1534 от 23.09.2020, приказов МЧС России и письма Департамента кадровой политики МЧС России N М-4-608 от 16.03.2021. Ответчиком не представлены документы, подтверждающие ошибочность определения должностного оклада. При рассмотрении положений ст. 62 Закона N 4468-1, согласно которой в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством РФ, судом не была учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного суда РФ от 14.01.2016 N 1-П.
В отзыве на апелляционную жалобу УМВД России по Омской области, ГУ МЧС России по Омской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения М., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя УМВД России по Омской области Ш., представителя ГУ МЧС России по Омской области А., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М. проходил службу в ГУ МЧС России по Омской области, в том числе с 01.12.2010 по 01.12.2014 в должности заместителя начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области, 01.12.2014 по 25.11.2015 в должности заместителя начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области, с 25.11.2015 в должности начальника центра ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Омской области" с должностным окладом 24 000 руб., с 01.01.2020 в должности начальника центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Омской области с должностным окладом 26 034 руб., приказом ГУ МЧС России по Омской области от 10.11.2021 N истец уволен с вышеуказанной должности 15.11.2021 по пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На дату увольнения должностной оклад М. по сообщению ГУ МЧС России по Омской области составлял 28 966 руб.
26.11.2021 решением отдела пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области М. назначена пенсия с 16.11.2021 за выслугу лет в размере 43 351 руб. 32 коп. с учетом районного коэффициента из расчета должностного оклада по месту службы при увольнении в размере 28 966 руб., при этом ГУ МЧС России по Омской области указано, что должностной оклад в таком размере установлен на основании п. 4 Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 16.02.2013 N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", где прописано, что должностной оклад начальника центра управления в кризисных ситуациях составляет 25 000 руб. С учетом индексации должностного оклада в соответствии с постановлениями Правительства РФ о повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти: от 21.12.2017 N 1598 (в 1,04 раза), от 27.06.2019 N 820 (в 1,043 раза), от 27.06.2020 N 939 (в 1,03 раза), от 24.05.2021 N 772 (в 1,037 раза).
(25 000 x 1,04 x 1,043 x 1,03 x 1,037 = 28 966 руб.).
12.01.2021 ГУ МЧС России по Омской области на имя М. выдана справка N, где указано, что в соответствии с письмом Департамента кадровой политики МЧС России от 16.12.2021 N размер должностного оклада по должности начальника центра управления в кризисных ситуациях для назначения пенсии за выслугу лет (в указанной должности с 25.11.2015) составляет 27 809 руб. (установлен в соответствии с приказом МЧС России от 27.12.2019 N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (26 034 руб.) с учетом индексации по постановлениям Правительства РФ от 27.06.2020 N 939 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" и от 24.05.2021 N 772 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти").
(26 034 x 1.03 x 1.037 = 27 809 руб.).
01.02.2022 Центром финансового обеспечения УМВД России по Омской области на основании указанной справки об изменении должностного оклада по ранее занимаемой истцом должности произведен перерасчет размера пенсии, который составил 43 395 руб. 49 коп.
На запрос УМВД России по Омской области о размере должностного оклада по штатной должности начальника цента управления в кризисных ситуациях с 01.01.2013 по настоящее время согласно организационно-штатному расписанию ГУ МЧС России по Омской области представлена уточняющая информация о том, что должностной оклад по типовой должности "Начальник центра управления в кризисных ситуациях" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2013 N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" с численностью населения менее 2,5 млн. человек составляет 25 000 руб. и подлежит индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2020 N 939 (в 1,03 раза) и от 24.05.2021 N 772 (в 1,037 раза).
На этом основании ЦФО УМВД России по Омской области размер пенсии истцу пересчитан с учетом указанного оклада и с 01.05.2022 составил 41 300 руб. 81 коп.
Считая, что размере пенсии за выслугу лет не может быть пересмотрен в меньшую сторону, М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной Службы войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей".
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии и их семьям в Российской Федерации" определены составляющие денежного довольствия (оклады и другие выплаты), учитываемые при исчислении пенсии.
Согласно пп. "б" п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
В соответствии с ч. ч. 2, 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Аналогичные положения предусмотрены ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 274-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размеры окладов по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2013 N 128 определены оклады в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, при этом должность начальника центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек в данном постановлении поименована не была.
В связи с этим, при назначении на должность в 2015 году истцу был установлен оклад по штатной должности (нетиповой) согласно приказу МЧС России от 26.02.2013 3140 в размере 24 000 руб. с учетом индексации установленного оклада по вышеуказанным постановлениям Правительства Российской Федерации (в 1,04 раза, в 1,043 раза) оклад истца по должности составил 26 034 руб.
Указом Президента Российской Федерации от 26.06.2020 N 424 утвержден Перечень типовых должностей в ФПС ГПС исходя из установленной штатной численности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1524 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" от 16.02.2013 N 128, в том числе в части установления оклада по типовой должности начальника центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, его размер составил 25 000 руб.
Пунктом 3 постановления N 1524 от 23.09.2020 было определено, что указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 26.06.2020.
С 01.10.2020 из приказа МЧС России от 22.09.2020 N 714 ГУ МЧС России должность (нетиповая) начальника центра управления в кризисных ситуациях исключена, а истцу с 01.10.2020 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 N 128 установлен оклад 25 000 руб.
Следовательно, оклад по должности, установленный истцу с 01.10.2020, подлежал индексации 2 раза - с 01.10.2020 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 N 939 (в 1,03 раза), с 01.10.2021 от 24.05.2021 N 772 (в 1,037 раза) и на 01.10.2021 должен был составлять 26 702 руб. 00 коп.
Пунктом 9 подпунктом "б" постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.2002 N 132, от 08.08.2003 N 475, от 05.02.2013 N 93, от 04.01.2014 N 6, от 29.12.2016 N 1533) определено, что уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что оклад истца по последней штатной должности (после проведений организационно-штатных мероприятий) с 01.10.2020 составил 25 000 руб., а на день увольнения, с учетом индексации по вышеуказанным постановлениям Правительства Российской Федерации с 01.10.2020 (в 1,03 раза), с 01.10.2021 (в 1,037 раза), по состоянию на 01.10.2021 должен был составить 26 702 руб. Представление ГУ МЧС России по Омской области в ЦФО УМВД России по Омской области информации о размере должностного оклада истца на день его увольнения для назначения пенсии за выслугу лет равном 28 966 руб. обусловлено тем, что установленный истцу с 01.10.2020 должностной оклад 25 000 руб. был проиндексирован с 2018 года 4 раза (25 000 x 1.04 x 1,43 x 1,03 x 1,037 = 28 966 руб.), в то время как указанный оклад (25 000 руб.) подлежал индексации только 2 раза - с 01.10.2020 и с 01.10.2021 (25 000 x 1,03 x 1,037 = 26 702).
Указанное свидетельствует об ошибке, допущенной ГУ МЧС России по Омской области при применении индексации установленного истцу должностного оклада,
Возможность исправления ошибки при назначении пенсии предусмотрена частью 3 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, согласно которой в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации, что и было сделано отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Омской области.
Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.01.2016 N 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Учитывая вышеизложенное решение суда об отказе в перерасчете истцу пенсии за выслугу лет, исходя из денежного содержания по должности (нетиповая) начальника центра управления в кризисных ситуациях, является законным и обоснованным.
Суждения суда первой инстанции о том, что должностной оклад по замещаемой М. должности на дату его увольнения со службы составил 27 809 руб. судебная коллегия исключает из мотивировочной части обжалуемого решения суда, что само по себе (суждения суда) вынесение неправосудного решения не повлекло.
Оснований утверждать, что при назначении пенсии за выслугу лет должностной оклад истцу был необоснованно занижен - по делу не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для разрешения заявленных требований, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции. Они аналогичны приведенным в суде первой инстанции и сводятся к переоценке представленных доказательств и субъективному толкованию норм действующего законодательства, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 23 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 августа 2022 года.