Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 01.02.2019 N 33-224/2019
Требование: О включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Гражданину органом Пенсионного фонда РФ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом из его трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", был исключен период работы в органе государственной противопожарной службы.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Апелляционное определение Омского областного суда от 01.02.2019 N 33-224/2019
Требование: О включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Гражданину органом Пенсионного фонда РФ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом из его трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", был исключен период работы в органе государственной противопожарной службы.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2019 года
Председательствующий: Мусаэльянц Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В.
и судей Дьякова А.Н., Осадчей Е.А.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе М.С. на решение Нововаршавского районного суда Омской области от 31 октября 2018 года, которым постановлено:
"Исковое заявление М.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о включении спорных периодов в специальный стаж работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Включить период работы М.С. в Федеральном государственном казенном учреждении "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" с 16.03.2018 года по 01.06.2018 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать",
установила:
М.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное), указывая, что решением комиссии по пенсионным вопросам при ГУ УПФР в Нововаршавском районе от 18.07.2018 ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом, из его трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года исключен период работы в Управлении государственной противопожарной службы в лице Таврической пожарной части N <...> с 20.05.1993 по 31.12.2004 в должности шофера 1 класса, 1.10.2004 ему присвоен 7 разряд водителя пожарного автомобиля.
С решением комиссии истец не согласен, так как согласно записям в трудовой книжке, 20.05.1993 истец был принят на работу в Павлоградское РПСО в качестве шофера 1 класса (приказ N <...> от 20.05.1993 года), которое являлось государственной противопожарной службой при МВД России. С 20.05.1993 по 01.06.2018 истец фактически работал в одной и той же организации, менялись только ее наименования. Условия его труда, на протяжении всего этого периода не менялись. С первых дней работы за истцом был закреплен пожарный автомобиль. За время работы истец имел постоянный режим работы: 1 сутки дежурства и 3 суток выходных. Каких-либо иных функций, кроме как водитель пожарного автомобиля истец не выполнял. Согласно записям в трудовой книжке, 26.01.2004 истцу был присвоен 7 разряд водителя пожарного автомобиля.
Просил обязать ГУ УПФР в Нововаршавском муниципальном районе Омской области (межрайонное) включить в его М.С. специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: в УГПС в лице Таврической пожарной части N <...> с 20.05.1993 по 31.12.2004 в должности шофера 1 класса - 11 лет 7 месяцев 12 дней, в ФГКУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" после обращения с заявлением о назначении пенсии с 16.03.2018 по 1.06.2018-2 месяца 16 дней. Обязать ГУ УПФР в Нововаршавском муниципальном районе Омской области (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 19.05.2018, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании М.С. и его представитель М.Л. доводы и требования иска поддержали.
Представитель ответчика З. просила в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в решении ГУ УПФР.
Третье лицо С. пояснил, что М.С. действительно работал водителем пожарного автомобиля. Сам он работает в ПЧ - 70 с 1996 года, финансирование до момента реорганизации было из местного бюджета.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит М.С., поскольку судом необоснованно отказано во включении в специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в Управлении государственной противопожарной службы в лице Таврической пожарной части N <...> с 20.05.1993 по 31.12.2004 в должности шофера 1 класса - 11 лет 7 месяцев 12 дней, указывает на неверное применение судом норм материального права, ненадлежащую оценку доводов истца, судом не принята во внимание уточняющая справка ФГКУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области", не дана надлежащая оценка записям в трудовой книжке. Подтверждающим полную занятость, также суд не учел, что не предоставление кода льготы в спорный период и несообщение иных сведений в пенсионный фонд РФ не может являться основанием отказа работнику в назначении досрочной страховой пенсии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме (л.д. 147, 149-152), в суд не явились третье лицо С., представитель третьего лица ФГКУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области", о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца М.С., его представителя по ордеру адвоката Зубаревой О.Б., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика по доверенности З., обсудив доводы апелляционной жалобы после перерыва в судебном заседании 31.01.2019, суд апелляционной инстанции оснований к отмене решения суда не находит.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании ч. 3 ст. 30 N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Также из данного определения следует, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, в силу вышеперечисленных положений, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы водители (шоферы) автомобиля (пожарного).
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Из материалов дела, в том числе сведений из трудовой книжки, следует, что М.С. 20.05.1993 года был принят на работу в Павлоградский районный пожарно - спасательный отряд (РПСО) в качестве шофера 1 класса.
С 1.01.2002 Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. 1.10.2004 истцу присвоен 7 разряд водителя пожарного автомобиля, о чем имеется оттиск штампа в его трудовой книжке.
1.01.2009 М.С. назначен на должность водителя 70 пожарной части федеральной противопожарной службы по охране р.п. Павлоградка Омской области Государственного учреждения "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области".
Как следует из справки от 23.10.2018 N <...> (л.д. 48-49), предоставленной ФГКУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" Павлоградский пожарно - спасательный отряд являлся структурным подразделением противопожарной аварийно - спасательной службы (ПАСС) УВД Омского облисполкома, вводимые в действие с 1 сентября 1991 года.
С 1.09.1991 Павлоградская ППС ПАСС УВД Омской области преобразована в Павлоградский районный пожарно - спасательный отряд противопожарной и аварийно - спасательной службы Управления внутренних дел Омского облисполкома.
С 1.07.1993 Павлоградский районный пожарно - спасательный отряд противопожарной и аварийно - спасательной службы Управления внутренних дел Омского облисполкома преобразован в Пожарную часть N <...> противопожарной и аварийно - спасательной службы Управления внутренних дел Омской области по охране Павлоградского района.
С 1.01.1994 противопожарная аварийно - спасательная служба Управления внутренних дел (ПАСС УВД) Омской области преобразована в Управление Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел (УГПС УВД) Омской области.
С 10.09.2003 пожарная часть N <...> по охране Павлоградского района переименована в 70 пожарную часть Государственной противопожарной службы МЧС России по охране Павлоградского района Омской области (70 ПЧ ГПС МЧС России по охране Павлоградского района Омской области).
С 1.01.2009 г. пожарная часть N <...> Государственной противопожарной службы МЧС России по охране Павлоградского района Омской области (63 ПЧ ГПС МЧС России по охране Павлоградского района Омской области) переименована в 70 пожарную часть федеральной противопожарной службы по охране р.п. Павлоградка Омской области (70 ПЧ ФПС по охране р.п. Павлоградка Омской области) Государственного учреждения "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" (ГУ "14 отряд ФПС по Омской области").
С 1.01.2012 Государственное учреждение "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" переименовано в Федеральное государственное учреждение "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" (ФГКУ "14 отряд ФПС по Омской области").
С 1.04.2016 70 пожарная часть федеральной противопожарной службы по охране Павлоградского района Омской области (70 ПЧ ФПС по охране Павлоградского района Омской области) ФГКУ "14 отряд ФПС по Омской области" переименована в 70 пожарно-спасательную часть федеральной противопожарной службы по охране Павлоградского района Омской области (70 ПСЧ ФПС по охране Павлоградского района Омской области) ФГКУ "14 отряд ФПС по Омской области".
Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица, М.С. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 14 декабря 1999 года.
Ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж работы истца включен период работы с 1.01.2005 по 14.03.2018 в ФГКУ 14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области в должности водителя автомобиля (пожарного), продолжительностью 13 лет 2 месяца 14 дней.
В спорный период работы с 20.05.1993 по 31.12.2004 Павлоградский районный пожарно - спасательный отряд противопожарной и аварийно - спасательной службы, преобразованный в Пожарную часть N <...> противопожарной и аварийно - спасательной службы, а позднее - в Управление Государственной противопожарной службы, где осуществлял трудовую деятельность истец, являлись структурными подразделениями противопожарной аварийно - спасательной службы (ПАСС) УВД Омского облисполкома, а с 10.09.2003 - пожарная часть N <...> являлась структурным подразделением ГПС Омской области.
Из объяснений третьего лица С., начальника пожарной части N <...>, в судебном заседании суда первой инстанции 31.10.2018 следует, что финансирование ПЧ-70 до 2003 года было от УВД Омской области, с 2003 по 2007 г.г. - областным (л.д. 85 оборот).
При изложенном, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают. При этом, включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в ведомственной пожарной охране также не предусмотрено.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Поскольку сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом "а" части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств, достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе в должности "водитель пожарного автомобиля", ГУ-УПФ РФ в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) обоснованно принято решение об исключении из специального стажа периода работы истца в Управлении государственной противопожарной службы в лице Таврической пожарной части N <...> с 20.05.1993 по 31.12.2004 в должности шофера 1 класса, (с 1.10.2004 - водителя пожарного автомобиля 7 разряда), так как в оспариваемый период истец в должности водителя пожарного автомобиля в федеральной противопожарной службе не работал.
Решение районного суда в части включения в специальный стаж работы М.С. периода работы в ФГКУ "14 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области" с 16.03.2018 по 1.06.2018 продолжительностью 2 месяца 16 дней не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов решения суда, которые соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Кроме того, установление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости именно для работников Государственной противопожарной службы обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.
Само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца М.С. соответствовали требованиям должностей водителя (шофера) автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы, указанных в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, существенным для разрешения данного спора не является.
Постановленное решение суда первой инстанции соответствует требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены при проверке в пределах доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Нововаршавского районного суда Омской области от 31 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.С. - без удовлетворения.
Судьи
областного суда