Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2022 N 88-12345/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22.02.2022 N 33а-1549/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования: 1) О возложении обязанности осуществить выплату компенсации; 2) О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии об отказе в предоставлении компенсации за наем жилого помещения.
Обстоятельства: Истец, поставленный на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, ссылается на отказ в выплате ему компенсации за наем жилья, мотивированный представлением неполного пакета документов.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.


Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22.02.2022 N 33а-1549/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования: 1) О возложении обязанности осуществить выплату компенсации; 2) О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии об отказе в предоставлении компенсации за наем жилого помещения.
Обстоятельства: Истец, поставленный на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, ссылается на отказ в выплате ему компенсации за наем жилья, мотивированный представлением неполного пакета документов.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2022 г. N 33а-1549/2022
Судья Демидович Г.Ф. Дело N 2-336/2021
Докладчик Певина Е.А.
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.,
судей Кошелевой А.П., Шумовой Н.А.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Г., ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области на решение Первомайского районного суда города Новосибирска от 10 сентября 2021 года, которым частично удовлетворены исковые требования Г. к ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и обязании выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 01.10.2021.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения административного истца Г., его представителя С., представителя административного ответчика А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУСИН России по НСО и возложении обязанности осуществить выплату денежную компенсацию за наем жилого помещения.
В обоснование требований указано, что административный истец проходит службу в должности начальника караула отдела охраны ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области (г. Новосибирск). По месту прохождения службы жилого помещения не имеет, в связи с чем, обратился с рапортом о предоставлении его семье специализированного жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда (протокол от 23.03.2017 N). 07.09.2020 обратился к руководителю ФКУ ИК-3 с рапортом о предоставлении денежной компенсации за наем жилья. Однако 24.09.2020 жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО в предоставлении компенсации было отказано и предложено предоставить полный пакет документов (выписка из протокола от 24.09.2020 N). 13.10.2020 административный истец повторно обратился с заявлением на имя руководителя ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО о предоставлении денежной компенсации за наем жилья. Письмом от 16.11.2020 N/То/3-2-11093 за подписью врио начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО Ф.О.В. было отказано в предоставлении компенсации по тем же основаниям - представлен неполный пакет документов. Полагая, что административный ответчик необоснованно отказывает в предоставлении компенсации, просит признать незаконным отказ в выплате денежной компенсации и обязать ответчика принять решение о выплате компенсации (л.д. 3-5).
В последующем истцом были уточнены исковые требования (л.д. 41), а именно, истец просил признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения как сотруднику органов уголовно-исполнительной системы, замещающему должность начальствующего состава, не имеющему жилого помещения по месту службы, в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере 13 651,64 руб. (317,48 руб. х 43); а также обязать ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области принять решение о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии с абзацем первым п. 2 постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 894 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы..." (л.д. 36-37).
Решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10 сентября 2021 года, с учетом определения от 25 октября 2021 года об исправлении описки постановлено: "Исковые требования Г. удовлетворить в части. Обязать ФКУ ИК-3 произвести выплату денежной компенсации Г. за наем жилого помещения за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в сумме 3 600 руб. В остальной части иска - отказать. Взыскать с ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области в пользу Г. госпошлину в сумме 300 руб."
С указанным решением суда не согласились Г., ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области.
В апелляционной жалобе Г. изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что суду надлежало выяснить имелись ли у начальника ФКУ ИК-3 полномочия на выплату денежной компенсации в повышенном размере, и в связи с чем, решение о выплате не было принято уполномоченным лицом.
Автор жалобы не согласен с выводом суда о том, что решение о выплате компенсации в размере фактических расходов, но не выше предельного уровня, должно быть принято по согласованию с руководителем ФСИН России либо ГУФСИН России по Новосибирской области, поскольку нормативно-правовые акты не содержат такое условие для выплаты компенсации по фактическим расходам.
Полагает, что даже если существует необходимость согласования выплаты в повышенном размере с вышестоящим органом, данные действия обязан совершить руководитель учреждения по месту службы работника, в данном случае - начальник ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО. Однако вопрос о выплате истцу денежной компенсации в нарушение обязанности по недопущению действий, ущемляющих социальные гарантии сотрудников, в повышенном размере им не ставился.
Считает, что ссылки ответчика на недостаточное финансирование несостоятельны, поскольку подтверждены фактами, имевшими место в 2016 году. Доказательств недостатка финансирования в 2021 году в материалы дела не представлено.
Отмечает, что ГУФСИН России по НСО или ФСИН России не представили каких-либо возражений по иску, равно как и доказательств невозможности выплаты компенсации в размере фактических расходов с применением предельно допустимого размера.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что не согласен с выводом суда о том, что истцом все необходимые документы для назначения выплаты компенсации за найм жилого помещения были представлены в 2020 г., поскольку в 2020 году истцом не были представлены копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством РФ, а также документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимого имущества. Истцом только в ходе рассмотрения настоящего дела, т.е. в 2021 году, были представлены все необходимые документы в жилищно-бытовую комиссию.
Ссылаясь на ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что поскольку обязательство по выплате денежной компенсации у ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО возникло в 2021 году, с момента рассмотрения документов жилищно-бытовой комиссией, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ оплата за 2020 год не может быть произведена.
Считает, что решение суда постановлено с существенными нарушениями положений бюджетного законодательства РФ.
На апелляционную жалобу Г. поступили письменные возражения от ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО.
На апелляционную жалобу ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО поступили письменные возражения от Г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28.12.2021 настоящее дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.
Определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22.02.2022, вынесенным в протокольной форме, с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020 постановлено рассмотреть дело по правилам гражданского судопроизводства.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах, предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частично удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что 13 октября 2020 Г. в жилищно-бытовую комиссию был представлен полный пакет документов, перечень которых установлен п. 4 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2016 N 894, при этом, размер компенсации подлежит определению в соответствии с п. 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО от 23.03.2017 N Г. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании ст. 8 Федерального закона N 283-ФЗ от 16.03.2013 (л.д. 9-12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2016 N 894 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах" установлены размеры денежной компенсации, выплачиваемой за наем (поднаем) жилых помещений, а также Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно п. 4 указанных Правил для получения денежной компенсации сотрудник подает на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, рапорт с приложением следующих документов: а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
07.09.2020 Г. обратился с рапортом на имя начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО в котором просил предоставить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения. Также предоставил договор аренды жилого помещения от 01.07.2020, копии паспорта Г. и супруги Г.К.А., уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений о правах на недвижимое имущество в отношении себя и своей супруги (л.д. 14).
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО от 24.09.2020 N Г. предложено представить договор найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект, указанный в договоре найма, справку о составе семьи, свидетельство о рождении сотрудника и членов его семьи; выписку из домой книги и из лицевого счета по месту регистрации сотрудника и членов его семьи, справку о наличии недвижимого имущества по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ. При предоставлении документов в полном объеме повторно рассмотреть вопрос о выплате сотруднику денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (л.д. 15-17).
13.10.2020 Г. вновь обратился с заявлением о выплате ему компенсации за наем жилого помещения представив договор найма от 01.10.2020, справки ОГУП "Техцентр НСО", справки Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (л.д. 18-19).
Письмом врио начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО от 16.11.2020 Г. указано, что жилищно-бытовая комиссии не имеет возможности рассмотреть вопрос о выплате ему компенсации, предлагает представить полный пакет документов.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 31.03.2021 Г. назначена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения с 01.10.2020 по 31.09.2021 до окончания срока действия договора найма в размере 3 600 рублей в месяц, связи с чем, начальником исправительной колонии N издан соответствующий приказ N от 12.04.2021 (л.д. 43-48).
Приказом начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО от 20.08.2021 N в приказ N-лс от 12.04.2021 внесены изменения период выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения установлен с 01.01.2021 по 30.09.2021 (л.д. 143)
Согласно п. 2 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого соответственно Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной таможенной службой.
Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц (п. 8 Правил).
Выплата денежной компенсации производится со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты денежной компенсации является приказ руководителя органа (учреждения) (п. 9 Правил).
Поскольку выплата указанной компенсации носит заявительный характер, с заявлением о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения Г. обратился 07.09.2020, полный пакет документов, перечень которых указан в п. 4 Правил, включая сведения о праве собственности на объекты недвижимого имущества за период до 1999 года, представил 13.10.2020, то суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что право на получение денежной компенсации возникло у истца с 01.10.2020. Ссылку ответчика на нарушение требований бюджетного законодательства судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку невыплата компенсации в 2020 году в период с 01.10.2020 имела место не по вине истца.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2016 N 894 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ... замещающим должности младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники ... не обеспеченным жилым помещением специализированного жилищного фонда и не являющимся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения (далее - члены семьи погибшего (умершего) сотрудника), до истечения 3 месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения выплачивается в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения".
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 3 настоящего постановления, денежная компенсация указанной в настоящем пункте категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, установленных пунктом 3 настоящего постановления.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров для одиноко проживающего сотрудника либо члена семьи погибшего (умершего) сотрудника, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Денежная компенсация, размеры которой превышают размеры, установленные пунктом 3 настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, или уполномоченных ими должностных лиц), выплачивается этими федеральными органами исполнительной власти за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели. В случае если решение о выплате денежной компенсации в размерах, рассчитанных в соответствии с настоящим пунктом, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, или уполномоченными ими должностными лицами не принято, денежная компенсация выплачивается в размерах, установленных пунктом 3 настоящего постановления.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается в размере не превышающем 3 600 рублей в месяц в городах и районных центрах за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
Руководителем федерального органа исполнительной власти в области исполнения наказания является руководитель федеральной службы исполнения наказания (ФСИН России).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, к компетенции руководителя ФКУ ИК-3 ГУФСИН России либо ГУФСИН России по НСО решение вопроса об оплате компенсации за наем жилого помещения в размере фактически понесенных сотрудником расходов, но не превышающем предельных размеров, не относится. При этом, положениями указанного постановления Правительства не предусмотрено, что руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате компенсации в размере фактически понесенных расходов за наем жилого помещения в отношении конкретного сотрудника службы исполнения наказания, в связи с чем, оснований для направления обращения о выплате Г. компенсации за наем жилого помещения в размере, определяемом в соответствии с п. 2 постановления ни у начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО, ни у начальника ГУФСИН России по НСО не имелось.
В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда города Новосибирска от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Г., ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.