Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 16.02.2017 N 33-1243/2017
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения пожарного законодательства.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлен факт осуществления ответчиком образовательной деятельности с нарушениями требований пожарной безопасности, угрожающими жизни и здоровью учащихся и работников учреждения.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 16.02.2017 N 33-1243/2017
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения пожарного законодательства.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлен факт осуществления ответчиком образовательной деятельности с нарушениями требований пожарной безопасности, угрожающими жизни и здоровью учащихся и работников учреждения.
Решение: Требование удовлетворено частично.
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2017 года
Судья Тарабарина Т.В.
Докладчик Савельева М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
Председательствующего Савельевой М.А.,
судей Давыдовой И.В., Карболиной В.А.,
при участии прокурора Садовниковой Е.И.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 16 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии <адрес> на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено
возложить на Мэрию <адрес> и МКОУ С (К) ШИ N обязанность в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарного законодательства в части: обеспечить противопожарное расстояние между зданием школы и гаражами не менее 10 метров.
В остальной части - в иске отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Савельевой М.А., пояснения представителя Мэрии <адрес> С.В., С.Н., представителя МКОУ С (К) ШИ N З., судебная коллегия
установила:
<адрес> обратился в суд с иском к Мэрии <адрес>, МКОУ С (К) ШИ N, в котором просил обязать ответчиков устранить нарушения правил пожарной безопасности в Муниципальном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <адрес> (коррекционной общеобразовательной школе-интернате N, 1,2 вида), а именно: обеспечить этажность школы, не превышающую максимально допустимую для зданий школ третью степень огнестойкости (п. 1.2.3 табл. 6 СНиП 2.08.-89); отделить спальные помещения от других помещений противопожарными стенами и перегородками (п. 1.26 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89); обеспечить противопожарное расстояние между зданием школы и частным жилым домом, хозяйственными постройками не менее 10 метров (п. 1 табл. 1 прил. 1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89).
В обоснование указано, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, лицензировании отдельных видов деятельности, в ходе которой выявлен факт осуществления Муниципальным казенным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <адрес> "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1, 2, вида" (далее - школа) образовательной деятельности с нарушениями требований пожарной безопасности, угрожающих жизни и здоровью учащихся и работников учреждения.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна Мэрия <адрес>, в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывает, что истец в обоснование своих требований ссылается на несуществующие нормы права. Так, в соответствии с приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 признаны утратившими силу. В соответствии с действующим СП 118.13330.2012 (Свод правил. Общественные здания й сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)) допускается этажность общеобразовательных организаций четыре этажа (п. 6.8, 6.88, 6.89).
Строительные правила и нормы распространяются на строящиеся объекты и объекты, находящиеся на реконструкции. Здание МКОУ С(К)ШИ N года постройки, не находится в состоянии реконструкции, поэтому СНиП к указанному зданию не применяются.
Кроме того, указывает, что возложение обязанности по устранению нарушений пожарного законодательства не является целесообразным, поскольку в настоящее время строится новое здание школы, кроме того, устранение нарушений повлечет высокие затраты, приведет к остановке учебного процесса.
Проверив материалы дела с учетом требований
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий
(пункт 1 части 1 статьи 9); к обязанностям образовательной организации - создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
(пункт 2 части 6 статьи 28), равно как и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
(пункт 8 части 1 статьи 41).
В
преамбуле к Федеральному закону N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В
статье 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
К обязанностям организаций в лице руководителей
статья 37 Закона о пожарной безопасности относит соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, устанавливая в
статье 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным
законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статья 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.
Согласно части 1 приведенной правовой нормы оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
При этом в силу пункта 8 статьи 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного указанным выше Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона N 123 индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выезда из здания, сооружения и строения точке.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что здание МКОУ С(К)ШИ N по адресу: <адрес>А, построено в 1938 году.
В имеющейся в материалах дела копии акта обследования N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 - 12) указано, что здание МКОУ С(К)ШИ N не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности в части требуемой степени огнестойкости здания и предела огнестойкости строительных конструкций: этажность школы превышает максимально допустимую для зданий школ третьей степени огнестойкости (и. 1.2.3* табл. 6* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*); спальные помещения не отделены от других помещений противопожарными стенами и перегородками (и. 1.26 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*); противопожарное расстояние между зданием школы и частным жилым домом., хозяйственными постройками менее 10 метров (п. 1 табл. 1 прил. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*).
На территории школы находятся 2 гаража, собственником которых является Мэрия <адрес>, один из гаражей расположен на расстоянии менее 10 метров, в настоящее время данный гараж школой не используется.
Судом первой инстанции также установлено, что в настоящее время строится новое здание МКОУ С(К)ШИ N по адресу: <адрес> спуск. Заказчиком строительства является МКУ <адрес> "Управление капитального строительства". По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на строительстве школы выполнен монтаж коробки здания, устройство кровли, внутренних перегородок, ведется штукатурка и кладка плитки в санузлах, установлено около 95% окон, выполнено около 50% фасада, ведется монтаж систем отопления, электроснабжения, благоустройство территории. На завершение работ по строительству здания школы-интерната N бюджетом <адрес> на 2016 год предусмотрено 114743,5 тыс. рублей и бюджетом <адрес> - 100000 тыс. рублей. Срок завершения строительно-монтажных работ согласно муниципального контракта - декабрь 2016 года. Поставка технологического и учебного оборудования в образовательное учреждение, его монтаж, пусконаладочные работы должны быть выполнены в 1 - 2 кварталах 2017 года. Начало занятий в новом здании школы-интерната N планируется с ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей ответчиков, фотографиями (л.д. 55 - 60), представленной письменной информацией заместителя начальника департамента образования Мэрии <адрес>.
Частично удовлетворяя исковые требования в указанном выше объеме, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Суд исходил из того, что здание МКОУ С(К)ШИ N, построенное в 1938 году, не соответствует действующим в настоящее время противопожарным нормам, а именно: этажность школы превышает максимально допустимую для зданий школ третьей степени огнестойкости; спальные помещения не отделены от других помещений противопожарными стенами и перегородками; противопожарное расстояние между зданием школы и частным жилым домом, хозяйственными постройками менее 10 метров.
Между тем, суд первой инстанции обратил внимание на то, что приведение здания школы в соответствие с действующим законодательством о пожарной безопасности возможно только путем реконструкции или строительства нового здания (в части изменения этажности, в части обеспечения противопожарного расстояния между зданием школы и частным жилым домом, а также в части отделения спальных помещений от других помещений школы), что подтверждается, в том числе, и представленной в судебное заседание копией акта плановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собственник имущества (здания школы) вправе самостоятельно принимать решения о способах устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, и в данном случае собственник принял решение в виде строительства нового здания школы.
В части удовлетворенных исковых требований суд указал, что обеспечение противопожарного расстояния между зданием школы и хозяйственными постройками (гаражами) не менее 10 метров не требует реконструкции старого здания школы, так как возможно путем сноса гаражей, поэтому не приведет к нарушению прав на получение образования обучающихся в данной школе детей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что требования о наличии противопожарного расстояния между зданием школы и гаражами не менее 10 метров установлено СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, утвержденными приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. N, не утратившими силу до настоящего времени.
Кроме того, как установлено решением Железнодорожного районного суда <адрес> от 02.11.2016 г. N обеспечение противопожарного расстояния между зданием школы и гаражами не менее 10 метров возможно путем сноса гаража.
Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу, на то, что работы по сносу гаража создадут угрозу жизни и здоровью граждан, является необоснованной.
Указание на нецелесообразность устранению нарушений пожарного законодательства в связи со строительством новой школы, не имеет правового значения, поскольку из материалов дела следует, что учебный процесс в настоящее время в МКОУ С (К) ШИ N не прекращен, а нарушения пожарного законодательства создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь
ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии <адрес> без удовлетворения.