Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 07.07.2016 по делу N 33-6007/2016
Требование: О признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности отменить решение в части.
Обстоятельства: В период службы в уголовно-исполнительной системе истец состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, однако после увольнения и перехода на службу в таможенные органы оспариваемым решением был снят с жилищного учета.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 07.07.2016 по делу N 33-6007/2016
Требование: О признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности отменить решение в части.
Обстоятельства: В период службы в уголовно-исполнительной системе истец состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, однако после увольнения и перехода на службу в таможенные органы оспариваемым решением был снят с жилищного учета.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. по делу N 33-6007/2016
Судья: Махамбетова Н.Ж.
Докладчик: Быкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.,
Судей Зуевой С.М., Черных С.В.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске "7" июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУФСИН России по <адрес> Репной В.С. на решение Дзержинского районного суда <адрес> от 22 марта 2016 года по иску К.Ю. к ГУФСИН России по <адрес>, начальнику ГУФСИН России по <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности отменить решение по утверждению протокола жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся снятия с жилищного учета, которым постановлено:
Исковые требования К.Ю. удовлетворить.
Признать право К.Ю. на обеспечение жилым помещением от ГУФСИН России по <адрес>.
Обязать ГУФСИН России по <адрес> отменить решение по утверждению протокола жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся снятия К.Ю. с учета, нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителя ГУФСИН России по <адрес> К.В., К.Ю., судебная коллегия
установила:
К.Ю. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по <адрес>, в котором просил признать право на обеспечение жилым помещением и возложить на начальника ГУФСИН России по <адрес> обязанность отменить решение по утверждению протокола жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. в части, касающейся снятия К.Ю. с жилищного учета.
В обоснование исковых требований указано, что К.Ю. согласно приказа начальника Сибирской оперативной таможни N -к от ДД.ММ.ГГГГ уволен ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах РФ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. До службы в таможенных органах РФ в период с ноября ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года К.Ю. проходил службу в Главном управлении ФСИН по <адрес>.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ГУИН Минюста России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с момента подачи рапорта (ДД.ММ.ГГГГ). После увольнения из системы ГУФСИН по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году он остался на жилищном учете. С ДД.ММ.ГГГГ года ежегодно он по запросу комиссии представлял сведения о наличии жилья, изменении места работы и семейного положения и оставался на жилищном учете.
Примерно в середине сентября ДД.ММ.ГГГГ года он случайно узнал от бывших сослуживцев о том, что якобы жилищно-бытовая комиссия сняла его с жилищного учета, как утратившего связь с системой ГУФСИН. Решение жилищно-бытовая комиссия ГУФСИН по <адрес> ему до настоящего времени не доведено.
Считает, что решение о снятии его с жилищного учета нарушает его права, поскольку в законодательстве РФ не предусмотрено в качестве основания для снятия с жилищного учета утрата связи с силовым ведомством. Данное решение жилищно-бытовой комиссии в порядке подчиненности им не оспаривалось.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес> Репная В.С., в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в нарушение ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ гражданское дело N по иску К.Ю. к ГУФСИН России по <адрес> рассмотрено в порядке, предусмотренном
ГПК РФ.
Апеллянт полагает, что решение ЖБК ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства. Судом не принят во внимание действовавший до введения в действие
ЖК РФ исключительный случай, предусмотренный в п. "г" ст. 21 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных Постановлением исполкома <адрес> Совета народных депутатов, Президиума <адрес> областного Совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судом первой инстанции не учтено, что К.Ю. прекратил правоотношения с уголовно-исполнительной системой <адрес> (прекратил являться пенсионером уголовно-исполнительной системы) и в настоящее время находится в правоотношениях с таможенным органом (является пенсионером таможенных органов).
Судом необоснованно были отклонены доводы о пропуске срока, установленного для обращения в суд, поскольку в судебном заседании подтвержден факт извещения К.Ю. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в конце июля, а также в начале августа ДД.ММ.ГГГГ года. О принятом ЖБК ГУФСИН России по <адрес> решения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истец был поставлен в известность уведомлением ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, а также членом ЖБК ГУФСИН России по <адрес> К.А.Г.
Проверив материалы дела с учетом требований
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в ГУФСИН России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ К.Ю. подал рапорт о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 59).
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии, К.Ю. был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с момента подачи рапорта (ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д. 7).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из уголовно-исполнительной системы по п. "В" ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Согласно приказу об увольнении выслуга лет в органах для назначения и выплаты пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении 20 год 1 месяц 8 дней, в льготном исчислении - 25 лет 8 месяцев 14 дней (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ К.Ю. был принят на службу в таможенные органы РФ, назначен на должность заместителя начальника кинологической службы.
ДД.ММ.ГГГГ К.Ю. был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с
п. п. 3 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (по выслуге лет службы, дающего право на пенсию). Согласно приказу об увольнении выслуга лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении 21 год 10 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 5 лет 7 месяцев 3 дня, общая 27 лет 5 месяцев 24 дня (л.д. 57), зачтен весь периоды работы в органах ФСИН.
Согласно пенсионному удостоверению (л.д. 56), выданного ДД.ММ.ГГГГ. К.Ю. является пенсионером таможенной службы, спец. звание - подполковник.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К.Ю. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, на основании
п. п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ,
ст. 50 ЖК РФ,
п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (л.д. 27).
Снятие К.Ю. с учета мотивировано тем, что в связи с переходом на службу в таможенные органы после увольнения по ст. 58 п. "В" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) из уголовно-исполнительной системы - К.Ю. утратил основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма в уголовно - исполнительной системе за счет финансовых средств, выделенных УИС на указанные цели. К.Ю. прекратил правоотношения с УИС <адрес> (прекратил являться пенсионером УИС) и в настоящее время находится в правоотношениях с Таможенным органом (является пенсионером Таможенных органов). Финансирование из Федерального бюджета производится в целях улучшения жилищных условий только сотрудников, работников и пенсионеров УИС, т.е. лиц, состоящих в правоотношениях с УИС, на момент улучшения жилищных условий за счет средств ФСИН России. К.Ю. состоял и учитывался в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий именно как пенсионер УИС. ДД.ММ.ГГГГ ЖБК стало известно о том, что К.Ю. является пенсионером таможенной службы и, соответственно, не является пенсионером УИС.
На момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий истец был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., собственниками указанной квартиры являются С., К.К. (по 1/2 доли).
На момент постановки на учет К.Ю. в браке с матерью К.К. (дочь) не состоял и не состоит.
Согласно имеющимся в деле сообщениям Управления Росреестра по <адрес>, сведения о регистрации прав в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним за К.Ю. - отсутствуют.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 36), К.Ю. признан прекратившим право пользования <адрес> в <адрес>.
Постанавливая обжалуемое решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение жилищно-бытовой комиссии вынесено незаконно и нарушает права истца, поскольку жилищно-бытовая комиссия необоснованно исходила из того, что К.Ю. утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку на момент вынесения решения о снятии с учета в правоотношениях с УИС не состоял. На момент принятия решения истец, поставленный на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, членом семьи собственника, как и сам собственником жилого помещения не является, в связи с чем считать, что основания, дающие ему право на получение жилого помещения, утрачены, не имеется. Так как истец до настоящего времени является нуждающимся в жилом помещении, то суд требования удовлетворил.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции, решение суда постановлено на неправильном применении норм материального права и неправильной оценке доказательств по делу, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание.
В соответствии с ранее действующей с
ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма в домах муниципального жилищного фонда.
Установленный порядок означает, что предоставление жилого помещения предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (
ст. 28 ЖК РСФСР) с соблюдением очередности предоставления жилого помещения (
ст. 33 ЖК РСФСР).
Объективная нуждаемость в жилом помещении подтверждается принятием на соответствующий учет (
ст. 30 ЖК РСФСР) на основании заявления граждан (
ст. 31 ЖК РСФСР).
В соответствии со
ст. 30 ч. 2 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Как следует из
ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В соответствии с ранее действующем пп. "г" п. 20 Постановления Совмина от ДД.ММ.ГГГГ (редакция с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР".
Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем положении.
На основании ранее действующего пп. 21 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных Постановлением исполкома <адрес> Совета народных депутатов, Президиума <адрес> областного Совета профсоюзов от 20.12.1984 N 1230/44 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городах, рабочих поселках и сельской местности <адрес>" право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию (под.п. "г").
Статьей 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищный
кодекс Российской Федерации введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании
ст. 5 данного Закона, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации,
Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
законом.
Как следует из
ч. 2 ст. 6 данного Закона, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
п. 1,
3 -
6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие
ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным
кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статья 56 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Условием снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 названой нормы является утрата гражданами оснований дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со
ст. 6 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, Федеральный закон N 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на правоотношения, возникшие до введения в действие этого Закона.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N -О указал, что право на жилищные льготы непосредственно из
Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
Принимая во внимание, что социальные гарантии уволенным сотрудникам в порядке ст. 6 указанного федерального закона гарантированы сотрудникам за счет федерального органа исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, а К.Ю. прекратил правоотношения с органами уголовно-исполнительной системы, вся выслуга лет была зачтена при определении его пенсионных прав при уходе на пенсию в таможенных органах, оснований для сохранения социальных гарантий за счет органа федеральной исполнительной власти ФСИН России, нет.
Тот факт, что К.Ю. принят на учет до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, К.Ю. прекратил трудовые отношения с учреждением, а потому утратил право на какие-либо социальные гарантии, вступив в трудовые отношения с другим учреждением, откуда и был уволен за выслугу лет, что в соответствии с
ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия его с жилищного учета.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации, откуда и был уволен по выслуге лет с назначением соответствующей пенсии, это ему не позволяло с ДД.ММ.ГГГГ года находиться на жилищном учете в системе ГУФСИН, так как в данном случае имеет место двойная социальная гарантия, что является недопустимым, соответственно, решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по <адрес> о снятии К.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, является правильным.
Кроме того, заявитель не был лишен каких-либо жилищных гарантий, предусмотренных законодательством для лиц, увольняемых со службы в таможенных органах.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что уволенные со службы сотрудники таможенных органов могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью единовременной социальной выплаты на его приобретение.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 в целях организации в таможенных органах Российской Федерации работы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам семей сотрудников и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 1111 утвержден
Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Частью 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены основания предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам таможенной службы. К.Ю. не лишен права воспользоваться социальными гарантиями по месту службы, откуда вышел на пенсию по выслуге лет.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочном неприменении судом первой инстанции как основания для отказа в иске заявления ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с данным требованием правового значения не имеют, так как суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции на основании
ст. 330 ГПК РФ отказывает в удовлетворении исковых требований К.Ю. по существу.
определила:
решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить по делу новое решение, которым К.Ю. отказать в удовлетворении заявленного требования к ГУФСИН России по <адрес>, начальнику ГУФСИН России по <адрес>, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУФСИН России по <адрес> Репной В.С. удовлетворить.