Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2023 N 88А-13588/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22.11.2022 N 33а-9923/2022 (УИД 54RS0004-01-2022-002326-94)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным решения органа государственной власти.
Обстоятельства: Административный истец указал, что ограждающая конструкция находится в границах земельного участка, относящегося к территории многоквартирного дома.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22.11.2022 N 33а-9923/2022 (УИД 54RS0004-01-2022-002326-94)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконным решения органа государственной власти.
Обстоятельства: Административный истец указал, что ограждающая конструкция находится в границах земельного участка, относящегося к территории многоквартирного дома.
Решение: Отказано.
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2022 г. N 33а-9923/2022
Судья Белоцеркавская Л.В. Дело N 2а-2420/2022
Докладчик Певина Е.А.
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.
судей Кошелевой А.П., Курановой Л.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ТСЖ "Ласка" на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 23 июня 2022 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление ТСЖ "Ласка" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административного истца Н., представителя административного ответчика В., показания свидетеля Ф.А.И. изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Административный истец ТСЖ "Ласка" обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по НСО) о признании незаконным предостережения от 09.02.2022 N 01-15-51-10/22 о недопустимости нарушения обязательных требований.
В обоснование заявленных требований указано, что 09.02.2022 Управлением Росреестра по НСО вынесено предостережение N 01-15-51-10/22, согласно которому ТСЖ "Ласка" нарушило обязательные требования
ст. ст. 25,
26 ЗК РФ (несоблюдение обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них), а, именно, разместило ограждающие конструкции (железный забор с автоматическими воротами, калиткой со шлагбаумом) на части земельного участка с кадастровым номером N, местоположением: <адрес> и Товариществу предложено устранить данное нарушение путем исключения размещения ограждающих конструкций на части указанного земельного участка в срок до 04.05.2022.
Не согласившись с данным предостережением административным истцом направлены возражения на имя руководителя Управления Росреестра. Согласно ответу Управления Росреестра по НСО от 08.04.2022 доводы истца о правомерности размещения ограждения отклонены.
Административный истец считает предостережение от 09.02.2022 не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ТСЖ "Ласка". 07.02.2022 государственным инспектором Новосибирской области по использованию и охране земель Ф.А.И. на основании задания о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований при использовании объекта земельных отношений - земельного участка с кадастровым номером N, местоположением: <адрес>, путем анализа сведений электронных ресурсов. В акте наблюдения указано, что в ходе проведения надзорных мероприятий без взаимодействия с субъектом надзора определено следующее: по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "занимаемый жилым домом со встроенными нежилыми помещениями", дата государственного кадастрового учета - 13.04.2005, площадь занимаемого участка - 3111 кв. м. Согласно
ст. 36 ЖК РФ земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>. В ходе осмотра определено, что земельный участок с кадастровым номером N имеет характерные границы - железный забор. В ходе инструментального обследования определено фактическое местоположение характерных точек границ земельного участка - металлического забора, определено, что металлический забор ТСЖ "Ласка" фактически расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадь 67,7 кв. м. На основании акта наблюдения и иных документов подготовлено предостережение от 09.02.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Однако, в январе 2021 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по НСО от 13.01.2021 N 84 проведена внеплановая документарная/выездная проверка в отношении ТСЖ "Ласка" и вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства РФ N 84/2 от 02.03.2021, был установлен срок для устранения выявленных нарушений до 02.07.2021. 29.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 43 в отношении ТСЖ "Ласка", 27.04.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении Товарищества прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Срок исполнения предписания был продлен сначала до 18.10.2021, а затем до 23.03.2022. 09.02.2022 Управлением Росреестра по НСО вынесено решение о прекращении исполнения предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства РФ N 84/2. Предписание выдается в целях устранения последствий уже совершенного правонарушения, а предостережение вносится в целях профилактики и недопущения противоправных действия и данное лицо имеет возможность подкорректировать свою деятельность.
10.09.2007 состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирных домов по адресу: <адрес> N, по результатам которого, объединенным протоколом N 4 от 10.09.2007 принято решение об утверждении схемы установки ограждения дома по <адрес>, N и N. Письмом администрации Калининского района г. Новосибирска от 08.05.2008 N 1113-в сообщено о согласовании в установке указанного ограждения. Ограждение установлено в мае 2010 года согласно проекту и схеме. 25.08.2011 было возбуждено дело об административном правонарушении по
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ТСЖ "Ласка". 31.08.2011 постановлением N 444 ТСЖ "Ласка" привлечено к административной ответственности. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 решение Арбитражного суда НСО от 01.10.2012 отменено, принят новый судебный акт, заявленные ТСЖ "Ласка" требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление отдела надзорной деятельности по Калининскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по НСО от 31.08.2011 N 444 о назначении ТСЖ "Ласка" административного наказания по
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ. Судами установлен факт, что ограждение находится в границах земельного участка, относящегося к территории многоквартирного <адрес> в г. Новосибирске и нарушения границ земельных участков нет. На основании изложенного, ТСЖ "Ласка" считает предостережение от 09.02.2022 N 01-15-51-10/22 о недопустимости нарушения обязательных требований незаконным.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 23.06.2022 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С указанным решением суда не согласился административный истец. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции не изучил все обстоятельства, имеющие значение для данного дела и не применил нормы, подлежащие применению.
Районным судом оставлены без внимания доводы административного истца о том, что установка ограждающих конструкций не является самовольным занятием части земельного участка с кадастровым номером N, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что забор установлен в границах земельного участка с кадастровым номером N без каких-либо нарушений.
Из пояснений административного ответчика следует, что земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет без выезда кадастровых инженеров, составления межевого плана, основания установления Управлением Росреестра или Кадастровой палатой границ земельного участка непонятны.
Апеллянт считает, что районным судом необоснованно отклонено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения гражданско-правового спора (дела N) по иску ПВФ к ТСЖ "Ласка" об устранении нарушения прав собственников многоквартирного жилого дома и встречному иску ТСЖ "Ласка" об установлении фактических границ земельного участка с кадастровым номером N исходя из исторически сложившегося фактического землепользования с учетом установленных заборов и ограждений. Обстоятельства в рамках гражданско-правового спора имеют одинаковую правовую природу с обстоятельствами настоящего дела, поскольку в случае удовлетворения встречного иска в рамках гражданского дела нарушение, указанное в оспариваемом предостережении, будет устранено на основании судебного акта.
На апелляционную жалобу административным ответчиком поданы письменные возражения.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями
ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с
частями 9,
11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
Исходя из положений
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что административный ответчик, принимая во внимание сведения, содержащиеся в ЕГРН и данные, установленные в ходе выездного обследования, в силу предоставленной ему федеральным законом компетенции по осуществлению государственного земельного контроля (надзора), обосновано объявил административному истцу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на верном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела, при этом исходит из следующего.
Порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор) (за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями) устанавливает
Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 5 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.
Согласно
части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно
абз. 3 подпункта "а" ст. 26 Положения при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии могут проводиться профилактические мероприятия, в том числе, в виде объявления предостережений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления председателя Совета дома многоквартирного жилого <адрес>, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером N, в котором указано о самовольном размещении ТСЖ "Ласка" ограждающих конструкций на земельном участке, являющемся общим имуществом собственников помещений <адрес>, Управлением Росреестра по НСО проведены надзорные мероприятия в отношении земельного участка с кадастровым номером N (смежного с земельным участком с кадастровым номером N).
По результатам проведения надзорных мероприятий 09.02.2022 Управлением Росреестра по НСО ТСЖ "Ласка" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено исключить размещение ограждающих конструкций (железного забора с автоматическими воротами, калиткой со шлагбаумом) на части земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: <адрес>, в срок до 04.05.2022.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным
законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным
законом сведений.
Как следует из
ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в
части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части необходимо установление не соответствия указанных действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
По настоящему делу указанная совокупность оснований для удовлетворения требований административного иска отсутствует.
Установив, что ТСЖ "Ласка", осуществляющее управление многоквартирным домом, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 54:35:042190:15, разместило ограждающую конструкцию, в том числе, на части смежного земельного участка с кадастровым номером N, Управлением Росреестра по НСО обоснованно объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Изложенные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРН, актом выездного обследования N 32-ФА от 02.02.2022 с приложениями: протоколом N 32-ФА инструментального обследования, протоколом N 32-ФА осмотра от 02.02.2022, фототаблицей, пояснениями государственного инспектора Новосибирской области по использованию и охране земель Ф., опрошенного судом апелляционной инстанции и пояснившего суду, что в ЕГРН имеется описание границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:042190:15, сведения о границах земельного участка были внесены в ЕГРН в 2013 году с учетом перехода на местную систему координат, как ранее учтенного земельного участка. При составлении акта наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N была проведена съемка спутником и геодезическим оборудованием по фактическим границам земельных участков - по металлическому забору, проведено сравнение со сведениями, указанными в ЕГРН путем наложения фактической съемки, в результате чего, был сделан вывод, что границы земельных участков не соответствует сведениям об их границах, указанных в ЕГРН.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно
пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных, предусмотренных
кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее качестве индивидуально определенной вещи.
Положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 128-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), который состоит в том числе, из кадастра недвижимости.
Согласно статьи 8 указанного Федерального закона, в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, включая описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Основанием для внесения актуальных сведений в ЕГРН о границах ранее учтенного земельного участка является межевой план, подготовленный кадастровым инженером в соответствии с требованиям, установленными ст. 22 настоящего Федерального закона, также ступивший законную силу судебный акт, в котором содержатся сведения о границах земельного участка (ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, обязанность актуализации сведений о земельном участке с кадастровым номером 54:35:042190:15 и смежном земельном участке, имеющихся в ЕГРН, в том числе и с учетом их фактических границ, имеющихся в настоящее время, является обязанностью собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на указанных земельных участках.
Доводы апелляционной жалобы о том, что производство по административному делу подлежало приостановлению до разрешения гражданского дела об установлении фактических границ земельного участка, являются несостоятельными.
В силу
пункта 4 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан приостановить производство по административному делу в случае невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта).
Вместе с тем рассмотрение гражданско-правового спора об установлении фактических границ земельного участка с учетом исторически сложившегося землепользования не препятствовало рассмотрению настоящего административного дела, более того, правовые последствия относительно границ смежных земельных участков, установленные решением суда, принятым по гражданско-правовому спору будут иметь место после вступления решения в суда в законную силу и не могут свидетельствовать о законности либо незаконности оспариваемого предостережения, внесенного Управлением Росреестра по НСО ТСЖ "Ласка" 09.02.2022.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены судебных актов в апелляционном порядке не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь
статьями 309 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 23 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Ласка"- без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.