Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 19.06.2017 N 33-7638/2017
Требование: О признании деятельности по организации розничного рынка незаконной.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиками был организован розничный рынок без наличия паспорта безопасности и разрешения органа местного самоуправления. На территории указанного торгового комплекса выявлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, что создает угрозу для неопределенного круга лиц.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 19.06.2017 N 33-7638/2017
Требование: О признании деятельности по организации розничного рынка незаконной.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиками был организован розничный рынок без наличия паспорта безопасности и разрешения органа местного самоуправления. На территории указанного торгового комплекса выявлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, что создает угрозу для неопределенного круга лиц.
Решение: Требование удовлетворено частично.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N 33-7638/2017
Судья Калмыков А.А.
178Г
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Тихоновой Т.В., Ашихминой Е.Ю.
с участием прокурора Гайдук О.В.
при секретаре Ш.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Тарараевой Т.С.
дело по иску по иску заместителя прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП С.К., ИП Х.Ч.Т. о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной,
по апелляционной жалобе ИП С.Л.
на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района, удовлетворить частично.
Признать незаконной деятельность индивидуальных предпринимателей С.Л., Х.Ч.Т. по организации розничного рынка, расположенного по адресу: <адрес>
Запретить индивидуальным предпринимателям С.Л., Ха Чыонг Тхань осуществлять деятельность по организации розничного рынка, расположенного по адресу: <адрес>, без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, паспорта безопасности рынка, а также до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности: произвести демонтаж горючей отделки полов, стен на путях эвакуации, назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте; обеспечить ширину прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, не менее 2 метров; обеспечить ширину эвакуационных выходов (дверных проемов) не менее 1,2 метра.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора ТДН района обратился в суд с иском к ИП С.К., ИП <адрес> о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной.
Требования мотивировал тем, что в аренде ответчиков находится земельный участок, на котором расположено временное сооружение площадью 104 кв. м - <адрес> Внутри указанного помещения организованы торговые места, переданные на основании заключенных договоров аренды другим предпринимателям для розничной реализации товаров. Фактически ответчиками организован розничный рынок без наличия паспорта безопасности и разрешения органа местного самоуправления. На территории указанного торгового комплекса выявлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, что создает угрозу для неопределенного круга лиц.
Просили суд признать незаконной деятельность ответчиков по организации розничного рынка, расположенного по адресу <адрес>, запретить им осуществлять указанную деятельность без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, паспорта безопасности рынка, а также без устранения нарушений правил пожарной безопасности, а именно: провести демонтаж горючей отделки на путях эвакуации либо предоставить сертификат пожарной безопасности; выполнить (изготовить) план эвакуации людей на пожаре; установить знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы; провести с лицами, допущенными к работе противопожарный инструктаж, руководителю пройти обучение пожарно-технического минимума; назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте; установить таблички с вызовом пожарной охраны; изготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности; пронумеровать огнетушители, установленные на объекте; изготовить журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; разместить огнетушители в соответствии с требованиями норм и правил пожарной безопасности; обеспечить ширину эвакуационных выходов (дверных проемов) не менее 1,2 метра; изготовить декларацию пожарной безопасности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение, указывая на не представление истцом доказательств в обоснование заявленных требований, организация торговли на территории торгового комплекса "Заполярник" не подпадает под понятие розничный рынок. Приостановление или прекращение деятельности по организации рынка не отвечает интересам жителей города, носит признаки нарушения антимонопольного законодательства. Отсутствие разрешения на организацию рынка само по себе не влечет опасности, для устранения нарушений правил пожарной безопасности, частично устраненных, имеется другой способ защиты права, а именно путем возложения такой обязанности. Все выявленные нарушения требований пожарной безопасности будут ответчиками устранены.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Гайдук О.В., полагавшую постановленное судом решение законным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее Закон РФ N 271-ФЗ), под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Управляющей рынком компанией является юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (п. 7 ч. 1 ст. 3). Продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке (п. 10 ч. 1 ст. 3).
В силу ст. 4 указанного Закона РФ, рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 5 Закон РФ N 271-ФЗ установлено, что разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Статьей 3 Закона Красноярского края N 1-32 от 25.05.2007 года "Об организации розничных рынков на территории Красноярского края" установлено, что органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу разрешения на право организации рынка, является исполнительный орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого планируется организация рынка.
Согласно ст. 2 Закона КК N 1-32, рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории края, утверждаемым Правительством края.
План организации розничных рынков на территории Красноярского края утвержден Постановлением Совета администрации Красноярского края N 205-п от 29.05.2007 года, при этом, в указанном плане организация розничных рынков на территории Таймырского района, не предусмотрена.
Как правильно установлено судом, на основании договора купли-продажи временного строения N 2 от 01.01.2014 года ответчики являются собственниками временного строения <адрес>.
06.06.2014 года ответчики заключили с Управлением имущественных отношений администрации ТДН района договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Участок предоставлен на 10 лет для эксплуатации временного строения.
Также судом достоверно установлено, что как собственники указанного сооружения, ответчики сдают распределенные в нем торговые места в аренду индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу промышленных товаров, что подтверждается представленными суду договорами аренды с индивидуальными предпринимателями ФИО, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, заключенными на срок до 31.12.2017 года, по условиям которых последним переданы в аренду торговые места, выделенные в вышеуказанном строении и имеющие свои порядковые номера, для осуществления предпринимательской деятельности. Торговые места предназначены для использования в качестве места для осуществления торговой деятельности. Арендаторы приняли на себя обязательства использовать торговое место в соответствии с условиями договора, устанавливать на торговом месте торговое оборудование, соблюдать законодательство, регулирующее торговую деятельность, осуществлять торговлю исключительно в границах установленных торговых мест.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, нормы материального права, суд пришел к выводу о правомерности требований прокурора.
При этом суд обоснованно исходил из представленных по делу доказательств, совокупность которых свидетельствует о том, что ответчиками, в отсутствие соответствующего разрешения органа местного самоуправления, фактически организован в принадлежащем им временном строении, не зарегистрированном в качестве объекта недвижимости, розничный рынок, в целях чего внутренняя площадь строения распределены торговые места, с передачей их на условиях аренды индивидуальным предпринимателям для осуществления торговой деятельности.
Между тем, действующее законодательство предъявляет специальные требования к рынкам, являющимся местом повышенного скопления людей.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ N 271-ФЗ, в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством РФ требованиям безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона РФ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ N от 25.04.2012 года утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Организация розничного рынка ответчиками произведена в отсутствие необходимых разрешений, паспорта безопасности.
Согласно сведений ОНДиПР по ТМР УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 16.02.2017 года, требования законодательства о пожарной безопасности в помещении организованного ответчиками рынка нарушены.
Доказательств обратно, с достоверностью свидетельствующих об отсутствии данных нарушений, либо их устранении, не представлено.
Требования прокурора в части устранения допущенных ответчиками нарушений ППБ РФ, выявленные в ходе проведенной в 2015 году проверки, оставлены без удовлетворения, ввиду устранения указанных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно того, что их деятельность не подпадает под понятие "розничный рынок", заявлялись в качестве возражений на иск прокурора, были оценены судом первой инстанции, правомерно признаны несостоятельными с изложение подробных мотивов в тексте решения.
Оснований для иной правовой оценки представленных по делу доказательств, существа спорных правоотношений не имеется.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт осуществления ответчиками деятельности по организации розничного рынка, без соответствующего разрешения и в нарушение установленных законом требований, что безусловно нарушает право неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни и здоровью у суда имелись законные оснований к признанию данной деятельности незаконной с применением к ответчикам гражданско-правовой ответственности в виде пресечением незаконной деятельности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП С.Л. - без удовлетворения.