Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 10.06.2019 по делу N 33-8145/2019
Требование: Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в дошкольном учреждении.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 10.06.2019 по делу N 33-8145/2019
Требование: Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в дошкольном учреждении.
Решение: Требование удовлетворено.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2019 г. по делу N 33-8145/2019
Судья Богдевич Н.В.
2.209г
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макурина В.М.,
судей Русанова Р.А., Славской Л.А.,
при секретаре С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А.. гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N 208", Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности об обязании совершения определенных действий,
по апелляционной жалобе заведующей МБДОУ "Детский сад N 208" С.О.,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Р.
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N 208", главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать МБДОУ "Детский сад N 208", Главное управление образования администрации г. Красноярска выполнить действия в пределах их полномочий по обустройству вторых эвакуационных выходов в групповых помещениях "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже дошкольного образовательного учреждения по адресу: <...> Октября, 47Б в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а при невозможности и не представлении учредителем денежных средств на указанные цели, обязанность по исполнению указанных действий возложить на администрацию г. Красноярска".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад N 208" (далее по тексту - МБДОУ "Детский сад N 208"), Главному управлению образования администрации г. Красноярска, в котором с учетом уточнения требований просил обязать МБДОУ N 208, администрацию г. Красноярска устранить допущенные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в помещении МБДОУ "Детский сад N 208", расположенного по адресу: г. Красноярск, <адрес>, а именно: обеспечить помещения групповых ячеек "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания МБДОУ "Детский сад N 208" вторыми эвакуационными выходами в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Свердловского района г. Красноярска совместно со специалистами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: отсутствие вторых эвакуационных выходов из групповых ячеек "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания, что является нарушением требований
статей 1,
4,
53,
89 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.2.12 Свода правил 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", в соответствии с которыми помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. В соответствии с пунктом 1.2 Устава МДОУ "Детский сад N 208", организационно-правовая форма МБДОУ "Детский сад N 208" - бюджетное учреждение. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с
ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со
ст. 296 ГК РФ, которой предусмотрено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Таким образом, оборудование вторых эвакуационных выходов из групповых ячеек "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания, согласно действующему законодательству, возможно исключительно с согласия учредителя МБДОУ "Детский сад N 208" - города Красноярска в лице Главного управления образования администрации г. Красноярска. Право по распределению лимита бюджетных обязательств и ассигнований предоставлено распорядителю бюджетных средств - Главному управлению образования администрации г. Красноярска, куда заведующий МБДОУ "Детский сад N 208" С.О. обращалась с вопросом о необходимости выделения денежных средств на оборудование вторых эвакуационных выходов из названных групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, однако до настоящего времени необходимые денежные средства учреждению выделены не были, в связи с чем устранение нарушений требований пожарной безопасности не представляется возможным.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности не позволяют обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре и создают условия для наступления тяжелых последствий в случае возникновения пожара, такого как массовая гибель людей, в данном случае угроза для жизни детей.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах заведующая МБДОУ "Детский сад N 208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" С.О. и представитель Главного управления образования администрации г. Красноярска Р. просят решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме, в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, из которых следует, что МБДОУ "Детский сад N 208" осуществляются все необходимые действия, направленные на создание надлежащих требований пожарной безопасности и условий функционирования всего здания в целом при посещении его детьми и работниками учреждения.
Проверив материалы дела и решение суда в соответствии с требованиями
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав объяснения представителя истца - прокурора прокуратуры Красноярского края Шадриной Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 45 ГПК, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ (далее - ФЗ "О пожарной безопасности") пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности", руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со
ст. 38 указанного выше Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный
закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 вышеуказанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность учащихся несет образовательное учреждение.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарным риском статьей 2 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" признается мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Согласно
ч. 1 ст. 6 приведенного Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом либо в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании".
Согласно пункту 5.2.12 Свода правил. Системы противопожарной защиты, утвержденных приказом МЧС от 25.03.2009 года N 171, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам плановой проверки государственным инспектором по пожарному надзору в период с 01.11.2016 года по 07.11.2016 года в отношении МБДОУ "Детский сад N 208" выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе в здании детского сада в групповых ячейках "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания отсутствуют вторые эвакуационные выходы, МБДОУ "Детский сад N 208" выдано предписание по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Прокуратурой Свердловского района г. Красноярска совместно со специалистами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в отношении МБДОУ "Детский сад N 208", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно отсутствие вторых эвакуационных выходов из групповых ячеек "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания, что является нарушением требований
статей 1,
4,
53,
89 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.2.12 Свода правил 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", в силу которых помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
По результатам проверки составлен акт проверки от N 1207 от 24.10.2017 года.
На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены, доказательств обратного ответчиком, в нарушение требований
ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Рассматривая требования истца, суд первой инстанции, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ответчиками не исполнена предусмотренная законодательством обязанность устранить допущенные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в помещении МБДОУ "Детский сад N 208", расположенного по адресу: <...> Октября, 47Б, в связи с чем суд обоснованно обязал ответчиков выполнить действия в пределах их полномочий по обустройству вторых эвакуационных выходов в групповых помещениях "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку законодательством РФ о пожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности возложено именно на руководителей муниципальных учреждений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и дана правильная оценка всем представленным сторонами доказательствам в совокупности. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
В соответствии со
статьями 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ - О пожарной безопасности" лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не до назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченный владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Довод апелляционных жалоб ответчиков о том, что администрацией МБДОУ "Детский сад N 208" фактически осуществляются все необходимые действия, направленные на создание надлежащих требований пожарной безопасности и условий функционирования здания детского сада в целом при посещении его детьми и работниками учреждения, отклоняется судебной коллегией, поскольку необходимость исполнения предусмотренной законодательством обязанности устранить конкретные допущенные и выявленные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, следует из анализа названных выше нормативных правовых актов.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, в исковом заявлении, а также в решении суда подробно изложено, какие конкретно права и интересы неопределенного круга лиц нарушены ответчиками при несоблюдении норм действующего законодательства в области обеспечения требований пожарной безопасности и соблюдения прав воспитанников и сотрудников образовательного учреждения.
Не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения суда и доводы апелляционной жалобы заведующей МБДОУ "Детский сад N 208" о том, что здание было введено в эксплуатацию в 1967 году, как соответствующее всем требованиям, в том числе требованиям пожарной безопасности и оно может эксплуатироваться в соответствии с проектным решением в части эвакуационных выходов, поскольку предписания ОНД по г. Красноярску вынесены в целях соблюдения мер противопожарной безопасности в детском учреждении, являющееся наиболее социально значимым, в данном учреждении длительное время пребывают малолетние дети, требующие в силу возраста наиболее действенных мер защиты по всем направлениям, в том числе в части соблюдения противопожарных мер.
Довод жалоб о невозможности реализации решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования, также не может быть принят во внимание.
В соответствии с
п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Учитывая изложенное, обязанность по оборудованию вторых эвакуационных выходов из групповых помещений "Капитошки", "Рыбки", "Подсолнушки", "Звездочки", расположенных на втором этаже здания МДОУ "Детский сад N 208" лежит на Главном управлении образования администрации г. Красноярска, а при недостаточности денежных средств на администрации г. Красноярска.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер разрешенных требований, направленных на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, учитывая положения
ст. 206 ГПК РФ, а также принимая во внимание механизм исполнения бюджетных обязательств о действиях, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений, учитывая нормы Бюджетного
кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, и считает необходимым лишь внести изменение в резолютивную часть решения суда в части субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения, изложив ее в форме, способствующей более точному исполнению этого решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328 -
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Красноярска от 20 марта 2019 года изменить, исключив из его резолютивной части указание "при невозможности и не предоставлении учредителем денежных средств на выполнение возложенных на ответчиков обязанностей", заменив эту фразу указанием, что в случае недостаточности денежных средств возложить обязанность по совершению действий на администрацию города Красноярска.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы заведующей МБДОУ "Детский сад N 208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" С.О., представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Р. - без удовлетворения.