Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 26.06.2017 по делу N 33-6907/2017
Требование: О взыскании недоначисленной и неполученной заработной платы, денежной компенсации за неполученное вещевое довольствие, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что проходил службу в МЧС, был уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, при увольнении ответчиком были нарушены его права, поскольку не произведена выплата компенсаций за исполнение истцом обязанностей начальника караула, вещевое довольствие.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 26.06.2017 по делу N 33-6907/2017
Требование: О взыскании недоначисленной и неполученной заработной платы, денежной компенсации за неполученное вещевое довольствие, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что проходил службу в МЧС, был уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, при увольнении ответчиком были нарушены его права, поскольку не произведена выплата компенсаций за исполнение истцом обязанностей начальника караула, вещевое довольствие.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. по делу N 33-6907/2017, А-2.042
Судья Лазовская Г.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Охременко О.В., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску Л.В.АА. к ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" о взыскании недоначисленной и не полученной заработной платы, денежной компенсации за неполученное вещевое довольствие, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика К.,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Л.В.АА. к ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" удовлетворить частично.
Взыскать с ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" в пользу Л.В.АА. 5.884,00 рублей (пять тысяч восемьсот восемьдесят четыре рубля).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" в доход местного бюджета муниципального образования город Ачинск государственную пошлину в сумме 700 рублей (семьсот рублей) 00 коп.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Л.В.АА. обратился в суд с иском к ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" о взыскании недоначисленной и не полученной заработной платы, денежной компенсации за неполученное вещевое довольствие, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что проходил службу в МЧС с 06.05.1996 по 30.11.2016. Уволен со службы Приказом от 10.11.2016 N 149-НС по ч. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе. Полагает, что при увольнении ответчиком были нарушены его права, поскольку не произведена выплата компенсации за исполнение им обязанностей начальника караула в размере 340 960 рублей за период с января 2014 года по 25 августа 2016 года, также при увольнении ему полагалась к выплате денежная компенсация за вещевое довольствие в сумме 11 840 руб. Кроме того, продолжительность рабочей смены караула составляет 24 часа (16 часов дневное время и 8 часов ночное время), однако, на практике переработка за каждую смену составляет 30 минут, в связи с чем за 3 года (35 месяцев) переработка составила 34 000 руб., исходя из расчета 159,97 руб. за одну смену. Указанные суммы просил взыскать в его пользу с ответчика, а также компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "ОФПС-5" К. просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что при увольнении истца порядок выплаты был соблюден.
Проверив материалы дела, решение суда первой инстанции в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Л.В.АА., возражавшего против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд верно установил, что старший прапорщик внутренней службы Л.В.АА. проходил службу в ПЧ-52 ОФПС-5 с 06.05.1996 по 30.11.2016. Уволен со службы из ГПС МЧС с должности помощника начальника караула по
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по достижении им предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет составила 24 года 02 месяца 18 дней.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований Л.В.АА. о взыскании компенсации за вещевое довольствие в размере 5.384 руб., суд первой инстанции исходил из того, что до настоящего времени
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719, устанавливающий право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное указанное имущество в том случае, если право на его получение наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России лицам, уволенным, в том числе по достижению предельного возраста и имеющим общую продолжительность службы 20 лет и более, действует и никем не отменялся, а потому отказ ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" в выплате истцу, имеющему выслугу более 20 лет и уволенному в связи с достижением им предельного возраста пребывания на службе, является незаконным и основанным на формальном подходе в законодательным актам.
По мнению суда первой инстанции, тот факт, что в данном
Приказе имеется ссылка на установление права на получение указанной денежной компенсации лицам, уволенным по основаниям, предусмотренным в
пунктах "а",
"б",
"в",
"г",
"е",
"ж",
"з",
"н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в то время как данное
Положение в связи с принятием Федерального
закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ уже не применяется в отношении служащих федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, не влияет на права служащих, которые приобрели в период службы право на получение денежной компенсации за вещевое довольствие и фактически уволены по основанию, ранее предусмотренному в
Положении N 4202-1 от 23.12.1992 г.
Судебная коллегия считает, что приведенные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным
законом от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
До принятия
ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ правовое регулирование федеральной противопожарной службы регулировалось положениями, регламентирующими прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах РФ.
В соответствии с
п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.05.2008 N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников ГПС МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы - в порядке, устанавливаемом МЧС России. При этом, действие данного
постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 утвержден
Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (Порядок).
Согласно абзацу 2 п. 1 Порядка сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России), увольняемые по основаниям, предусмотренным в
пунктах "а",
"б",
"в",
"г",
"е",
"ж",
"з",
"н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (Положение), имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, имеют право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное указанное имущество в том случае, если право на его получение наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Поскольку с 23.05.2016 прохождение службы в ФПС ГПС России регулируется
ФЗ от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", то Положение о службе в органах внутренних дел РФ в отношении сотрудников МЧС России утратило силу, в то время как
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 предусматривает выплату компенсации только для лиц, уволенных в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
Кроме того,
статья 70 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ, регулирующая порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы, не предусматривает выплату компенсации за вещевое имущество, порядок такой выплаты не определен.
Как следует из материалов дела, истец уволен со службы по
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по достижении им предельного возраста пребывания на службе.
Соответственно, все правоотношения, связанные с прекращением службы, регулируются
ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ.
Поскольку положениями
ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя выплаты увольняемым сотрудникам денежной компенсации вместе положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Л.В.АА. о взыскании с ответчика компенсации за вещевое довольствие.
Судом также оставлено без внимания, что
Постановление Правительства РФ от 05.05.2008 N 339 предусматривало возможность получения сотрудниками противопожарной службы компенсации при увольнении по основаниям, предусмотренным в
пунктах "а",
"б",
"в",
"г",
"е",
"ж",
"з",
"н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в то время как истец уволен по основаниям, предусмотренным положениями Федерального
закона РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Судом не учтено, что
Постановление Правительства РФ от 05.05.2008 N 339 было принято до принятия и вступления в силу
ФЗ N 141-ФЗ от 23 мая 2016 г., в связи с чем не может предусматривать объем гарантий, не предусмотренных
ФЗ N 141-ФЗ от 23 мая 2016 г., имеющим большую юридическую силу.
Именно с момента прекращения сотрудником служебных отношений у него возникает право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных при увольнении, в том объеме, в котором они предусмотрены действующим Федеральным законом.
Кроме того, доказательств, подтверждающих, что в указанный истцом период он не был обеспечен предметами вещевого имущества личного пользования в результате каких-либо виновных действий ответчика, в материалах дела не содержится. Напротив, как следует из письменных пояснений представителя ответчика, из положенного Л.В.АА. вещевого имущества, право на получение которого наступило в период с ноября 2015 по ноябрь 2016, на складе ПЧ-52 имелось в наличии все вещевое имущество, кроме пилотки и галстука, что подтверждается Книгой учета наличие и движения вещевого имущества в подразделении ПЧ-52. Однако, за получением положенного вещевого имущества истец в течение года до увольнения не обращался к руководству ПЧ-52, виновные действий ОФПС-5 по не обеспечению Л.В.АБ. вещевым имуществом отсутствуют. Доказательств того, что истец обращался к ответчику за получением вещевого имущества и ему в этом было отказано, материалы дела не содержат.
Ввиду изложенного, учитывая, что положениями
ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не предусмотрена обязанность выплаты увольняемым сотрудникам денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации за вещевое довольствие является ошибочным, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Л.В.И. исковых требований.
Поскольку решение суда в части взыскания в пользу истца компенсации за вещевое довольствие отменено, других нарушений прав истца действиями ответчика не установлено, подлежит отмене решение суда и в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
определила:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 марта 2017 года в части взыскания с ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" в пользу Л.В.АА. компенсации за вещевое довольствие в размере 5.384 руб. и компенсации морального вреда в размере 500 руб., в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственной пошлины в размере 700 руб. - отменить.
В удовлетворении исковых требований Л.В.АА. к ФГКУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" о взыскании компенсации за вещевое довольствие и компенсации морального вреда отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.