Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.11.2017 по делу N 33-14982/2017
Требование: О возложении обязанности по установке пожарной сигнализации.
Обстоятельства: Истец указал, что эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы РФ по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.11.2017 по делу N 33-14982/2017
Требование: О возложении обязанности по установке пожарной сигнализации.
Обстоятельства: Истец указал, что эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы РФ по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. по делу N 33-14982/2017
Судья Полякова Т.П.
А-200г
27 ноября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Макаровой Ю.М.
судей Харитонова А.С., Кучеровой С.М.
при секретаре М.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М.
гражданское дело по исковому заявлению Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности по установке пожарной сигнализации,
по апелляционному представлению и.о. прокурора Иланской транспортной прокуратуры Красноярского края Гисса Е.В. и дополнениям к нему прокурора Иланской транспортной прокуратуры Красноярского края Лебедева А.А.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от <дата>, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности по установке пожарной сигнализации - отказать".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Иланский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности по установке пожарной сигнализации на электровоз.
Требования мотивированы тем, что электровоз серии ВЛ80С N 1595Б, год постройки 1986, приписанный эксплуатационному локомотивному депо Иланская, имеющий кузов вагонного типа, проходивший капитальный ремонт в объеме КР-2 в 2008 году, эксплуатируется без системы пожарной сигнализации. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Иланской транспортной прокуратуры Красноярского края Гисса Е.В. просит решение отменить, вынести по делу новое, ссылаясь на нарушение норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что действующие нормативные акты не содержат обязательных требований по оборудованию электровозов системой пожарной сигнализацией.
В дополнениях к апелляционному представлению прокурор Иланской транспортной прокуратуры Красноярского края Лебедев А.А. просит отменить решение, вынести по делу новое, которым требования удовлетворить, ссылаясь на доводы искового заявления.
В отзыве на апелляционное представление представитель ОАО "РЖД" Ш. просит апелляционное представление оставить без удовлетворения, решение без изменений.
В соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения помощника прокурора Иланской транспортной прокуратуры Красноярского края Подоляка Е.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ОАО "РЖД" Ш., полагавшей решение законным и обоснованным, доводы представления несостоятельными, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Статьей 2 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, Иланской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном транспорте при эксплуатации локомотивного приписного парка эксплуатационного локомотивного депо Иланская - структурного подразделения Красноярской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой было установлено, что электровоз серии ВЛ80С N 1595Б, год постройки 1986, эксплуатирующийся в локомотивном депо Иланская, имеющий кузов вагонного типа, проходивший капитальный ремонт в объеме КР-2 в 2008 году, эксплуатируется без системы пожарной сигнализации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку последним не представлено доказательств тому, что электровоз серии ВЛ80С N 1595Б, год постройки 1986 в обязательном порядке должен быть оборудован автоматической системой пожарной сигнализации в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора.
Исковые требования прокурора обоснованы тем, что Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе N ЦТ-ЦУО/175 запрещают эксплуатировать подвижной состав без установленной системы пожарной сигнализации.
Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Анализируя нормы законодательства, указанные в исковом заявлении судебная коллегия приходит выводам о том, что нормативным регулированием отношений по обеспечению пожарной безопасности на электровозе не запрещается эксплуатировать локомотив в отсутствие установленной на нем системы пожарной сигнализации, когда наличие такой системы конструктивно не предусмотрено на локомотиве и МПС не утверждена в установленном порядке конструкторская документация по оборудованию локомотива такой установкой.
Согласно п. 3.6 Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе N ЦТ-ЦУО/175, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации 27.04.1993 запрещается выпуск в эксплуатацию из всех видов технического обслуживания и ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава, не имеющих полного комплекта средств пожаротушения по нормам п. 2.2 настоящей инструкции, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, а также с неисправной пожарной сигнализацией.
При этом, пунктом п. 1.3 Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, предусмотрено, что при применении данной инструкции должны учитываться конструктивные особенности эксплуатируемых в депо локомотивов и применяемых на них средств пожаротушения. С учетом конструктивных особенностей эксплуатируемых в депо локомотивов и применяемых на них средств пожаротушения разрабатываются конкретные инструкции для каждого типа (серии) локомотива моторвагонного подвижного состава, которые согласовываются со службой военизированной охраны дороги.
Согласно пункту 2.2.13 этой же Инструкции локомотивы и моторовагонный подвижной состав в соответствии с указаниями МПС должны проходить модернизацию по оборудованию установками пожаротушения и средствами оповещения о пожаре или замене существующих более совершенными по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке (п. 2.2.13).
Согласно пункту 1.4. указанной Инструкции ее требования должны учитываться при разработке правил технического обслуживания, текущего и капитальных ремонтов для каждого конкретного типа (серии) локомотива и моторвагонного подвижного состава.
Из анализа положений указанной инструкции следует, что модернизация локомотивов годов выпуска, где конструктивно не было предусмотрена установка систем оповещения о пожаре производится по указанию МПС, после утверждения соответствующей конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке, то есть не является документом, запрещающим эксплуатацию локомотива без автоматической системы пожарной сигнализации.
Кроме того, исковые требования имеют ссылку на
Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 11.11.1992 N ЦУО-112.
В соответствии с п. 2.2. гл. 2 Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92 начальники служб локомотивного хозяйства и их заместители (главные инженеры), начальники локомотивных отделов отделений дорог и их заместители, начальники основных локомотивных и моторвагонных депо и их заместители (главные инженеры) обязаны обеспечить выполнение требований, изложенных в разделах 2,3, 6 и 7 главы 1 настоящих Правил, не допускать выхода на линию локомотивов с неисправностями, могущими привести к пожару, а также с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, не обеспеченными огнетушащими средствами соответствующего качества.
В соответствии с пунктом 1.3. главы 4 указанных Правил "Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог" начальники депо и ремонтных заводов должны обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности при проведении ремонтов КР-1, КР-2 и текущего ремонта подвижного состава в полном объеме и не допускать его выпуск в эксплуатацию с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также в случаях невыполнения работ по модернизации пожароопасных узлов и средств пожаротушения, регламентированных планом МПС.
Согласно п. 1.4. гл. 4 ППБО запрещается выпускать в эксплуатацию после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижной состав, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией.
Таким образом, вопреки доводам искового заявления, указанные Правила пожарной безопасности также не содержат обязательного требования по оборудованию электровозов автоматической системой пожарной сигнализации; при этом, предусматривает положение, не допускающее эксплуатацию локомотивов с неисправной установкой пожарной сигнализации, а не с отсутствующей.
Из содержания приведенного пункта 1.3. следует, что модернизация средств пожаротушения производится при проведении ремонтов КР-1, КР-2 и текущего ремонта в соответствии с планом МПС.
Пунктом 1.5.3. ГОСТ 12.2.056-81 предусмотрено, что электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и тепловозы типов 1-4 по ГОСТ 22339 должны иметь установку пожарной сигнализации. Вместе с тем, указанный ГОСТ не является документом, подлежащим обязательному применению.
Согласно
пункту 3 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Приказом Росстандарта от 16.04.2014 N 474 утвержден
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Указанный ГОСТ в этом перечне документов не приведен.
К иным документам, содержащим требования пожарной безопасности, относятся ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности.
При этом, в
Письме МЧС от 18 декабря 2013 г. N 19-3-1-5587 "О ведомственных документах по пожарной безопасности" указано, что принимая во внимание положения
статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются документами добровольного применения и не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
При этом, в соответствии с
п. 3.1. введенного в действие с 01.07.1992 г. Межгосударственного стандарта "Пожарная безопасность" ГОСТ 12.1.004-91, противопожарная защита должна достигаться применением одного из следующих способов или их комбинаций: применением средств пожаротушения и соответствующих видов пожарной техники; применением автоматических установок пожарной сигнализаций и пожаротушения; применением основных строительных конструкций и материалов, в том числе используемых для облицовок конструкций, с нормированными показателями пожарной опасности; применением пропитки конструкций объектов антипиренами и нанесением на их поверхности огнезащитных красок (составов); организацией с помощью технических средств, включения автоматические, своевременного оповещения и эвакуации людей; применением средств коллективной и индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара; применением средств противопожарной защиты.
Судом на основе анализа приведенных выше правовых норм верно указано, что применение установок пожарной сигнализации на электровозах не являются основным и обязательными способом обеспечения противопожарной защиты.
Как видно из материалов дела, электровоз, на который прокурор требует установить систему пожарной сигнализации, оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями из расчета 20 литров на одну секцию локомотива, а также ведрами с песком. Организационно-распорядительными документами запрещен выпуск в эксплуатацию локомотива, не укомплектованного первичными средствами пожаротушения.
С локомотивными бригадами на регулярной основе проводятся инструктажи и практические занятия (тренировки) о действиях в нестандартных ситуациях и при возникновении пожара в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2010 г. N 2817.
В каждую поездку локомотивная бригада оснащена комплектом газо- дымозащиты для безопасной эвакуации из локомотива при возникновении пожара, в соответствии с
инструкцией по охране труда, утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" от 27.12.2012 г. N 2707р.
Кроме того, согласно выписке из технического паспорта при проведении капитального ремонта 20.12.2008 г. электровоз серии ВЛ 80С N 1595Б оборудован системой автоматического пожаротушения. Согласно характеристикам указанной системы она предназначена для обнаружения очага загорания, оповещения обслуживающего персонала и выпуска огнетушащего вещества в защищаемом помещении в автоматическом и дистанционном режимах.
Учитывая изложенное, при эксплуатации электровоза обеспечивается соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта.
Обосновывая исковые требования о возложении обязанности по установке системы пожарной сигнализации прокурор также ссылается на нарушение ответчиком Общих технических требований к противопожарной защите тягового подвижного состава, утвержденной Приказом МПС России от 29.12.1995 N ЦТ-6 (пункты 1.1 и 6.1) о том, что все построенные с 01.01.1996 локомотивы, а также локомотивы, прошедшие капитальный ремонт в объеме КР-2 должны быть оборудованы установкой пожарной сигнализации.
В соответствии с Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;
пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре;
система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.
Из содержания раздела 6.1 Общих технических требований не следует обязательных требований по установке на электровозе системы пожарной сигнализации. Пункт 6.1 содержит требования к пожарным извещателям (датчикам), местам их размещения.
При этом пункт 6.2. указанных требований содержит требование об оборудовании машинных отделений электровозов установками пожаротушения (УПТ).
Как следует из представленных ответчиком в дело доказательств, такая установка при проведении последнего ремонта электровоза в 2008 году была установлена.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционного представления о несоблюдении ответчиком Общих технических требований к противопожарной защите, утвержденных Приказом ЦТ-6 подлежат отклонению.
Также отклоняются и доводы представления о том, что судом первой инстанции не учтены требования пункта 2.2.12 Инструкции по обеспечению пожарной безопасности ЦТ-ЦУО-175 о том, что электровозы оборудуются автоматической пожарной сигнализацией.
В приведенном пункте указано, что электровозы оборудуются пожарной сигнализацией, при этом, как было указано выше эта инструкция применяется с учетом конструктивных особенностей эксплуатируемых локомотивов и применяемых на них средств пожаротушения. Пункт 2.2.13 указанной инструкции уточняет, что локомотивы должны проходить модернизацию, в том числе по оборудованию средствами оповещения о пожаре по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Кроме того, пунктом 6.1. указанной инструкции предусмотрено, что объем противопожарных мероприятий определяется Правилами капитального ремонта ТПС, с внесенными в них изменениями и дополнениями.
На дату выполнения ремонта в 2008 году собственником локомотива было предусмотрена установка на электровоз автоматической системы пожаротушения, технические характеристики которой приведены выше. Указанная система предусматривает, что при возникновении пожара соответствующие пожарные извещатели подают сигналы в ППКП (прибор приемо-контрольный пожарный). На передней панели прибора включается световое табло "пожар", прерывистый звуковой сигнал типа сирены и соответствующий месту возникновения пожара светодиод линии сигнализации. Одновременно включаются генераторы аэрозолей.
С учетом изложенного, оснований в настоящее время, до даты проведения следующего капитального ремонта, возлагать на ответчика обязанность по установке системы пожарной сигнализации не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, подробно мотивированы в решении суда.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.