Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.07.2019 по делу N 33-9159/2019
Требование: Об отмене решения жилищной комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения, постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец проходит службу в уголовно-исполнительной системе. Истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Решение: Требование частично удовлетворено.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.07.2019 по делу N 33-9159/2019
Требование: Об отмене решения жилищной комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения, постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец проходит службу в уголовно-исполнительной системе. Истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Решение: Требование частично удовлетворено.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2019 г. по делу N 33-9159/2019
Судья Туранова Н.В.
А-079г
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Гавриляченко М.Н.
при секретаре К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску К.И. к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения, о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и выплате единой социальной выплате
по апелляционной жалобе представителя ФСИН России - С.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 04 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН, оформленное протоколом N 2 от 19.01.2017 года об отказе К.И. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов поставить К.И. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи 4 (четыре) человека с даты обращения с рапортом 25.11.2014 года.
В удовлетворении исковых требований К.И. о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья на состав семьи 5 человек, выплате единовременной социальной выплаты жилья, отказать."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
К.И. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 2 от 19.09.2017 года, в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и выплате единовременной социальной выплаты на состав семьи из пяти человек с даты регистрации рапорта - 25.11.2014 года.
Требования мотивированы тем, что с 23.01.2001 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора 2 отделения по конвоированию 1 отдела ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю. 19.09.2017 года ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Истец состоит в браке, имеет троих детей, его семья имеет статус многодетной. В его собственности и собственности его супруги и двоих несовершеннолетних детей имеется жилое помещение по ? доле, общей площадью 35,50 кв. м. В общей долевой собственности имеется земельный участок. Также в собственности жены имеется 1/7 доля в жилом доме по адресу: <адрес>. Обеспеченность на каждого члена семьи менее положенных 15 кв. м. В связи с чем с решением не согласен, считает его незаконным.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России - С. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю - С., поддержавшего доводы жалобы, заслушав представителя К.И. - Г., полагавшую решение суда законным, обсудив доводы жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы) регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства, либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5 комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Как следует из пункта 11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункта 17 Правил, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.
В силу пункта 18 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.
При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв. метров сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований (п. 19 Правил).
Согласно пункта 20 Правил, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Устанавливая перечень документов, которые предоставляются в комиссию, пункт 5 Правил предусматривает, что в заявлении сотрудника указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, что соответствует положениям жилищного законодательства. Данная норма Правил содержит отсылочные положения к правилам регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи или бывшими членами его семьи, а именно статье 31 ЖК РФ, которая определяет права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, статье 69 названого Кодекса, определяющей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи сотрудника, исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, соответствует ч. 7 ст. 57 ЖК РФ. В данной норме закреплен правовой принцип, направленный на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных требований и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, являются установление нуждаемости К.И. в жилом помещении по одному из оснований, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м), и соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как видно из дела, К.И. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора 2 отделения по конвоированию 1 отдела по конвоированию ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю непрерывно с 23 января 2001 года по настоящее время.
25.11.2014 года К.И. обратился к Директору ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
В своем рапорте К.И. указал, что состав его семьи составляет 4 человека, включая его, супругу ФИО10, несовершеннолетних детей ФИО11, ФИО14, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет менее 15 кв. м.
По результатам заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отраженным в протоколе N 25 от 12 декабря 2014 года, принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления ЕСВ старшему прапорщику внутренней службы К.И., младшему инспектору 1 категории отделения по конвоированию отдела по конвоированию ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю на семью в составе четырех человек.
По результатам заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, отраженным в протоколе N 2 от 19 января 2017 года, принято решение об отказе К.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Не согласившись с данным решением, К.И. обратился с иском в суд о признании решения комиссии незаконным, признании его права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановке на учет и выплате единовременной социальной выплаты на состав семьи из пяти человек с даты регистрации рапорта - 25.11.2014 года.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к обоснованному выводу о незаконности решения комиссии ФСИН, оформленное протоколом N 2 от 19.01.2017 года, и возложил на ответчика ФСИН России обязанность поставить истца на учет с составом семьи 4 человека на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты обращения с рапортом, а именно с 25 ноября 2014 года. При этом суд исходил из того, что на дату обращения с рапортом о постановке на учет истца К.И. по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения размер жилой площади, приходящейся на одного члена семьи К.И., составлял менее 15 кв. м.
Удовлетворяя вышеуказанные требования К.И., суд первой инстанции исходил из того, что супруге истца ФИО17. на основании договора передачи жилого дома в собственность граждан принадлежит 1/7 доля жилого дома общей площадью 93,10 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, а не весь дом, как указывает ответчик.
Кроме того, семье истца К.И. на основании договора купли-продажи от 02.05.2009 года принадлежал на праве собственности в долях жилой дом N N, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 62,9 кв. м, состоящий из двух квартир.
Между тем, соглашением от 05.09.2011 года собственники жилого дома - ФИО12, ФИО13, К.И., ФИО10, ФИО11, ФИО14 выделили принадлежащие им доли в натуре, в результате чего, в общую долевую собственность по ? доле каждому, К.И., ФИО10, ФИО11, ФИО14 перешла квартира (лит.А) общей площадью 35,5 кв. м, по адресу: <адрес>, а в общую долевую собственность по ? доле каждому, ФИО12, ФИО13 перешла квартира (лит.А1) общей площадью 27,4 кв. м, по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом первой инстанции объективно установлено, что на дату обращения с рапортом о постановке на учет истца К.И. по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на семью К.И., состоящую из 4 человек, составляла: 48,80 кв. м (35,50 кв. м - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), + 13,30 кв. м - 1/7 доля супруги истца ФИО10 в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), а обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи К.И. составила менее 15 кв. м, в связи с чем правомерно сделан вывод о незаконности решения об отказе К.И. в постановке на учет с составом семьи 4 человека на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они в решении суда подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которым судом дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья на состав семьи 5 человек, выплате единовременной социальной выплаты жилья, поскольку как правильно указано судом, единовременная социальная выплата производится в порядке очередности согласно дате постановке на учет, а также, что на дату подачи рапорта семья истца К.И. состояла из 4 человек, что не лишает К.И. права в связи с изменением состава семьи, обратиться с соответствующим заявлением в комиссию.
Поскольку в данной части решение суда не обжалуется, судебная коллегия на основании положений ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, что в данном случае не нарушает права сторон.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, так как они сводятся к повторению позиции, изложенной ответчиками в суде первой инстанции, которой судом дана в решении надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик не представил каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 04 апреля 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФСИН России - С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПЛАТОВ
Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
М.Н.ГАВРИЛЯЧЕНКО