Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.02.2018 по делу N 33-2757/2018
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные нарушения в случае совершения террористического акта либо возникновения пожара в учреждении не позволят минимизировать и своевременно ликвидировать последствия таких действий ввиду невозможности эффективной эвакуации посетителей. Данные нарушения могут повлечь наступление негативных последствий вплоть до смерти людей в случае возникновения пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.02.2018 по делу N 33-2757/2018
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные нарушения в случае совершения террористического акта либо возникновения пожара в учреждении не позволят минимизировать и своевременно ликвидировать последствия таких действий ввиду невозможности эффективной эвакуации посетителей. Данные нарушения могут повлечь наступление негативных последствий вплоть до смерти людей в случае возникновения пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2018 г. по делу N 33-2757/2018
Судья: Чернова Т.Л.
А-200г
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Гареевой Е.Б.,
судей: Авходиевой Ф.Г., Александрова А.О.,
с участием прокурора Шадриной Е.А.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Александрова А.О.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида", администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе заведующей МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" К.,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Л.,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 18 октября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида", администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 227 комбинированного вида", администрацию г. Красноярска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания ОНД по г. Красноярску ГУ МСЧ России по Красноярскому краю в части устранения нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания и находящихся в нем помещений, расположенного по адресу: <...> "а", а именно:
- оборудовать помещения N 1 комнаты 4, 5, 6, 7; комнаты 38, 39, 40 групповой ячейки, расположенные на 1-м этаже вторым эвакуационным выходом;
- оборудовать помещения N 2 комнаты 16, 17, 18, 19; комнаты 3, 4, 5, 7; комнаты 6, 8, 9, 10, 11; комнаты 23, 24, 25, 26, 27; комнаты 28, 29, 30, 31, 32; комнаты 36, 37, 38, 39 группой ячейки, расположенные на 2-м этаже вторым эвакуационным выходом".
установила:
Прокурор Советского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида", Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности исполнить требования предписания ОНД по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю в части устранения нарушений пожарной безопасности при эксплуатации здания и помещений, а именно: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещения N 1 комнаты 4, 5, 6, 7; комнаты 38, 39, 40 групповой ячейки, расположенные на 1-м этаже вторым эвакуационным выходом; оборудовать помещения N 2 комнаты 16, 17, 18, 19; комнаты 3, 4, 5, 7; комнаты 6, 8, 9, 10, 11; комнаты 23, 24, 25, 26, 27; комнаты 28, 29, 30, 31, 32; комнаты 36, 37, 38, 39 группой ячейки, расположенные на 2-м этаже вторым эвакуационным выходом.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска проверки исполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдения правил пожарной безопасности в МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида", установлено, что МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" не исполнены требования предписания ОДН по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю в части устранения нарушений пожарной безопасности при эксплуатации здания и помещений МБДОУ, расположенного по адресу: <...> "а", а именно: не оборудованы вторым эвакуационным выходом помещения N 1 комнаты 4, 5, 6, 7; комнаты 38, 39, 40 групповой ячейки, расположенные на первом этаже; не оборудованы вторым эвакуационным выходом помещения N 2 комнаты 16, 17, 18, 19; комнаты 3, 4, 5, 7; комнаты 6, 8, 9, 10, 11; комнаты 23, 24, 25, 26, 27; комнаты 28, 29, 30, 31, 32; комнаты 36, 37, 38, 39 групповой ячейки, расположенные на втором этаже. Истец считает, что указанные нарушения в случае совершения террористического акта либо возникновения пожара в учреждении не позволят руководству МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" минимизировать и своевременно ликвидировать последствия таких действий ввиду невозможности эффективной эвакуации посетителей детского сада из здания. Данные нарушения могут повлечь наступление негативных последствий, вплоть до смерти людей в случае возникновения пожара.
Определением суда первой инстанции от 29 мая 2017 года Главное управление образования администрации г. Красноярска по ходатайству прокурора исключено из состава ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, кроме того, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Красноярска.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заведующая МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" К. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что правоотношения по неисполнению МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" предписаний ОГПН России относятся к сфере административных правоотношений и не подлежат регламентированию гражданским законодательством. Кроме того, внеплановой проверкой ГУ МЧС России установлен срок установки вторых эвакуационных выходов до 01 ноября 2018 года, в связи с чем целесообразность вынесения судебного решения отсутствует.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления образования администрации г. Красноярска Л. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" осуществляются все необходимые действия, направленные на исполнение предписания ОНД по г. Красноярску ГУ МСЧ России по Красноярскому краю.
В представленных возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора Советского района г. Красноярска Сапинская Е.В. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив материалы дела в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, выслушав объяснения процессуального истца - прокурора прокуратуры Красноярского края Шадриной Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, объяснения представителя МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании
ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, строение по <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности муниципального образования - город Красноярск, закреплено на праве оперативного управления за МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида", в соответствии с Уставом МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация г. Красноярска.
05 октября 2012 года отделом надзорной деятельности по г. Красноярску УНД ГУ МЧС по Красноярскому краю на основании распоряжения от 19 сентября 2012 года N 2324 проведена плановая проверка в отношении МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в результате которой выявлен факт несоответствия здания и помещения учреждения требованиям пожарной безопасности, надзорным органом выдано предписание N 2324/1/1-57 от 05 октября 2012 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара с требованием устранить недостатки в срок до 05 октября 2013 года.
29 августа 2013 года отделом надзорной деятельности по г. Красноярску УНД ГУ МЧС по Красноярскому краю проведена внеплановая проверка МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида", в ходе которой выявлены факты невыполнения предписания.
На основании распоряжения от 25 августа 2014 года отделом надзорной деятельности по г. Красноярску УНД ГУ МЧС по Красноярскому краю проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в результате которой выявлен факт несоответствия здания и помещения учреждения требованиям пожарной безопасности, установлено, что предписание N 2324/1/1-57 от 05 октября 2012 года не исполнено.
08 сентября 2013 года в целях устранения выявленных нарушений надзорным органом выдано предписание N 2198/1/1-13, содержащее требование устранить недостатки в срок до 01 августа 2015 года.
На основании акта внеплановой проверки отдела надзорной деятельности по г. Красноярску УНД ГУ МЧС по Красноярскому краю N 1911 от 18 августа 2015 года МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" выдано предписание N 1911/1/1-3 с требованием устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2016 года.
МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" не исполнены требования предписания от 18 августа 2015 года об устранении нарушений в срок до 01 ноября 2016 года, доказательств иного материалы дела не содержат.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства устранения выявленных в МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" нарушений.
При этом, в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности возложено на руководителей муниципальных учреждений.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку несоблюдение норм законодательства о пожарной безопасности нарушает права не только воспитанников, их родителей, работников дошкольного учреждения, но и права неопределенного круга лиц, создает угрозу нарушения таких прав.
Изложенные в апелляционных жалобах заведующей МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" К. и представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Л. доводы о том, что образовательное учреждение исполняет предписание органа государственного пожарного надзора, не могут послужить основанием для отмены правильного по существу судебного решения, поскольку предписания отдела надзорной деятельности по г. Красноярску подлежат исполнению в полном объеме.
Не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения суда и доводы апелляционной жалобы заведующей МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" К. о том, что здание МБДОУ "Детский сад N 227 комбинированного вида" было введено в эксплуатацию в 1969 году, как соответствующее всем требованиям, в том числе требованиям пожарной безопасности, поскольку предписания ОНД по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю вынесены в целях соблюдения мер противопожарной безопасности в детском учреждении, являющееся наиболее социально значимым, в данном учреждении длительное время пребывают малолетние дети, требующие в силу возраста наиболее действенных мер защиты по всем направлениям, в том числе, в части соблюдения противопожарных мер.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, в исковом заявлении, а также в решении суда подробно изложено, какие конкретно права и интересы неопределенного круга лиц нарушены ответчиками при несоблюдении норм действующего законодательства в области обеспечения требований пожарной безопасности и соблюдения прав воспитанников и сотрудников образовательного учреждения.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что внеплановой проверкой ГУ МЧС России установлен срок установки вторых эвакуационных выходов до 01 ноября 2018 года, в связи с чем целесообразность вынесения судебного решения отсутствует, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку предписание N 1340/1/1, выданное 17 октября 2017 года, не являлось предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Представленное суду апелляционной инстанции ходатайство о продлении срока исполнения обязанностей, возложенных решением суда, до 2019 года, не свидетельствует о незаконности судебного решения и подлежит разрешению по существу в рамках исполнения решения суда.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328 -
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 18 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы заведующей МБДОУ "Детский сад 227 комбинированного вида" К. и представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Л. - без удовлетворения.