Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 13.03.2019 по делу N 33-2610/2019
Требование: О признании незаконным решения об исключении из списка очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, возложении обязанности восстановить постановку на учет.
Обстоятельства: Истица указала на то, что была поставлена на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек. Позже она была исключена из списка очередников, нуждающихся в получении жилых помещений на условиях социального найма по месту прохождения службы. Основанием для снятия с данного учета послужил вывод комиссии об обеспеченности ее и членов ее семьи жилыми помещениями.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 13.03.2019 по делу N 33-2610/2019
Требование: О признании незаконным решения об исключении из списка очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, возложении обязанности восстановить постановку на учет.
Обстоятельства: Истица указала на то, что была поставлена на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек. Позже она была исключена из списка очередников, нуждающихся в получении жилых помещений на условиях социального найма по месту прохождения службы. Основанием для снятия с данного учета послужил вывод комиссии об обеспеченности ее и членов ее семьи жилыми помещениями.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2019 г. по делу N 33-2610/2019
Судья Дидур Н.Н.
2.095г.
13 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.
при секретаре: П.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску П.Н. к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным решения об исключении из списка очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, возложении обязанности восстановить постановку на учет,
по апелляционной жалобе представителя П.Н. - О.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 29 августа 2018 года, которым постановлено:
"Отказать П.Н. в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным решения об исключении из списка очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, возложении обязанности восстановить постановку на учет".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
П.Н. обратилась с иском к ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным решения об исключении из списка очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, возложении обязанности восстановить постановку на учет.
Требования мотивированы тем, что истец проходила службу в должности начальника отделения кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю".
П.Н. была поставлена на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек с 02.02.2004 года.
15.01.2018 года протоколом N 1 заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю П.Н. исключена из списка очередников, нуждающихся в получении жилых помещений на условиях социального найма по месту прохождения службы в г. Красноярске Красноярского края.
Согласно выводам комиссии на дату постановки на учет - 02.02.2004 года П.Н. не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживала и была зарегистрирована с дочерью в качестве члена семьи в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 44.6 кв. м, жилой 30,9 кв. м, ранее принадлежавшей ее матери, а затем сестре ФИО2, имела обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и более в соответствии с пп. 5 п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений..", утвержденных Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 года N 63/3. (30,9 : 4 человека = 7,72 кв. м). Кроме того, с учетом жилых помещений, принадлежащих членам семьи истца, последняя обеспечена более учетной нормы - 14,9 кв. м.
Полагая данные выводы противоречащими требованиям действующего законодательства, истец указывала, что они с дочерью не являются членами семьи собственника квартиры N, расположенной по <адрес>.
В указанной связи истец просила суд признать незаконным решение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю об исключении из списка очередников, нуждающихся в получении жилых помещений на условиях социального найма по месту прохождения службы в г. Красноярске Красноярского края П.Н. с составом семьи 2 человека (дочь - ФИО1), изложенным в выписке из протокола N 1 от 15.01.2018 года; обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю восстановить постановку на учет П.Н. с составом семьи 2 человека (дочь - ФИО1 в качестве нуждающихся в получении жилого помещения на условиях социального найма по месту прохождения службу в г. Красноярске Красноярского края с 02.02.2004 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель П.Н. - О. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, требований Приказа МЧС России от 12.01.2012 года N 5 "Об утверждении порядка учета в системе МЧС сотрудников...", положений п. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ", ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что на момент принятия на учет истец не являлась нуждающейся в обеспечении жильем, была обеспечена жильем площадью 11,15 кв. м, а также указывая, что на момент постановки на учет в 2004 году истец фактически не проживала по адресу: <адрес>, в связи с чем обеспеченность жилой площадью отсутствовала.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю Ю. (доверенность от 14.02.2019 года), просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 12.01.2012 года N 5 утвержден прилагаемый Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений.
В соответствии с п. 14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 15 Порядка учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему "Жилье МЧС России".
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае N 63/3 от 01.03.1990 года, действовавших на момент принятия П.Н. на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и менее.
В соответствии с п. 8 Правил учета граждан обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений, являлось постоянное проживание в данном населенном пункте, если иное не установлено законодательством и настоящими Правилами. Разрешается, в порядке исключения, исходя из местных условий района, населенного пункта принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы рабочих и служащих, длительное время добросовестно работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающих в другом близлежащем населенном пункте и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 10 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года, граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.Н. проходит службу в ГУ МЧС России по Красноярскому краю в должности начальника отделения кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
С 02.02.2004 года П.Н. состоит на учете в списках очередников на получение жилых помещений по условиям социального найма в составе семьи из двух человек, включая дочь ФИО1, <дата> г.р.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов о постановке на учет для предоставления федеральным государственным служащим МЧС России единовременной субсидии для приобретения жилого помещения от 15.01.2018 года П.Н. исключена из списков очередников, нуждающихся в получении жилых помещений. Основанием для снятия с данного учета послужил вывод комиссии об обеспеченности истца и членов ее семьи жилыми помещениями в размере более 12 кв. м на каждого.
При этом из материалов учетного дела истца следует, что П.Н. была поставлена на соответствующий учет 02.02.2004 года на основании поданного ею заявления, в котором указала, что с 14.04.1994 года зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей ее матери ФИО5, впоследствии переданной по договору дарения от 22.12.2009 года сестре истца ФИО2, и расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44,6 кв. м, жилой 30,9 кв. м, где согласно выписке из домовой книги от 29.01.2004 года были зарегистрированы: ФИО5 (мать истца), П.Н. (истец), ФИО2. (сестра истца), ФИО9 (племянница истца).
В настоящее время на регистрационном учете по указанному адресу состоят: П.Т. (собственник), ФИО5. (мать истца), П.Н. (истец), ФИО1. (дочь истца), что подтверждается выпиской из домовой книги от 22.12.2017 года.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец с дочерью проживали, были зарегистрированы и продолжают состоят на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ее сестре ФИО2 в качестве членов семьи последней.
При этом, согласно пояснениям истца, несмотря на то, что она с дочерью продолжает состоять на регистрационном учете по вышеуказанному адресу, фактически они проживают в предоставленном ей работодателем служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Между тем, согласно выводам комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю, с которыми согласился суд первой инстанции, П.Н. имеет право проживать и пользоваться жилым помещением по адресу: <адрес> без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего ее права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, право ее пользования жилым помещением не ограничено, следовательно собственник жилого помещения признает за истцом и ее дочерью право пользования жилым помещением как за членами своей семьи.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае N 63/3 от 01.03.1990 года, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки истца на учет нуждающихся в обеспечении жильем ввиду ее обеспеченности жилой площадью свыше 7 кв. м, и как следствие, о правомерности снятия истца с дочерью с жилищного учета.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Как следует из материалов дела, на момент обращения с заявлением от 02.02.2004 года указанной квартирой общей площадью 44,6 кв. м (жилой 30,9 кв. м) вправе было пользоваться четверо человек, в связи с чем на каждого пользователя приходилось 7, 72 кв. м, что составляет более 7 кв. м, установленных специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Факт предоставления истцу служебного жилья не свидетельствует об отсутствии у истца права пользования жилым помещением, в котором он состоит на регистрационном учете, в связи с чем не является основанием для признания решения жилищной комиссии незаконным.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца П.Н. - О. о том, что факт регистрации его в жилом помещении не свидетельствует о наличии права пользования жилым помещением, судебная коллегия во внимание не принимает, так как имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что истец имеет право проживать и пользоваться указанным жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственниками, которые признают за истцом право пользования жилым помещением как за членом семьи.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, в указанной связи они не могут являться основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 29 августа 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя П.Н. - О. - без удовлетворения.