Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.08.2016 по делу N 33-10367/2016
Требование: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Эксплуатируемое ответчиком здание является технически сложным социальным объектом, в котором круглосуточно находится значительное количество людей, неустранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях, ставит в опасность жизнь и здоровье значительного количества людей.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.08.2016 по делу N 33-10367/2016
Требование: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Эксплуатируемое ответчиком здание является технически сложным социальным объектом, в котором круглосуточно находится значительное количество людей, неустранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях, ставит в опасность жизнь и здоровье значительного количества людей.
Решение: Требование удовлетворено.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2016 г. по делу N 33-10367/2016
Судья Ковалева Т.В.
03 августа 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Андриишина Д.В., Соснина Ю.А.,
рассмотрела по докладу судьи Полынцева С.Н.,
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Красноярск), Министерству здравоохранения РФ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
по апелляционной жалобе ФГБУ "ФЦССХ" Министерства здравоохранения РФ г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 мая 2016 года, которым постановлено:
"Обязать ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Красноярск), Министерство здравоохранения РФ устранить в рамках имеющейся компетенции в срок до <дата> нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>);
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>);
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>);
- обеспечить при эксплуатации эксплуатационных путей и выходов соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по ПБ (устранить глухую перегородку без световых проемов, отделяющую световой холл от общего коридора отделения реанимации и интенсивной терапии с обеспечением общего коридора естественным освещением);
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>);
- установить в помещении газовой станции газоанализаторы для контроля за образованием взрывоопасных концентраций и установить порядок отбора и контроля проб газовоздушной среды;
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>);
- оборудовать помещение автоматической системой пожарной сигнализации (<данные изъяты>);
- установить в части помещений подвального этажа систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (<данные изъяты>);
- разделить ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости помещения различных классов функциональной пожарной опасности (<данные изъяты>
- устранить в подвальном этаже размещение мастерских, складских и кладовых помещений".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор Центрального района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Красноярск), Министерству здравоохранению РФ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что ОНД по г. Красноярску в период с <дата> года по <дата> года в ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России г. Красноярска проведена плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности, по результатам которой <дата> года ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Красноярск) выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.<дата> года прокуратурой совместно с ОНД по г. Красноярску проведена проверка ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России г. Красноярска, в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Поскольку, эксплуатируемое ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России г. Красноярска здание по адресу: <адрес> является техническим сложным социальным объектом, в котором круглосуточно находятся значительное количество людей, не устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях, ставит в опасность жизнь и здоровье значительного количества людей, истец обратился в суд с требованиями обязать ответчика устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В связи с тем, что финансирование ФГБУ "ФЦССХ" осуществляется Минздравом России, ответчиком принимаются все необходимые и зависящие от него меры к получению дополнительного финансирования для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, однако необходимые средства были предоставлены Минздравом России лишь частично, в связи с чем у ответчика отсутствует объективная возможность для выполнения установленных предписаний. Также ответчик полагает, что вышеуказанные предписания Прокуратуры необходимо выносить в адрес Минздрава России, как распорядителя бюджетных средств. Указывает, что в сроки, установленные судом, недостаточны для устранения выявленных нарушений. Также ссылается на то, что в резолютивной части не указан номер здания, находящегося по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем невозможно установить к каком именно здании суд обязал ответчика устранить нарушения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Центрального района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России г. Красноярска - К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Ковязина М.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 54 указанного Закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Исходя из ч. 1 ст. 88 ФЗ N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Согласно ст. 91 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 1). Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания (ч. 2).
В соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно п. 136 указанного Постановления запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
В силу п. 355 Постановления N 390 при хранении газа в помещениях должны устанавливаться газоанализаторы для контроля за образованием взрывоопасных концентраций. При отсутствии газоанализаторов руководитель организации должен установить порядок отбора и контроля проб газовоздушной среды.
Из материалов дела усматривается, что на праве оперативного управления ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ находится <данные изъяты> здание, общей площадью <данные изъяты>м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> года.
Как следует из акта проверки от <дата> года инспектором ОДН по г. Красноярску была проведена плановая проверка ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Красноярск), в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации; расстояние от пожарного извещателя до вентиляционного отверстия менее чем 1 м; запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открытия изнутри без ключа; допускается загромождение эвакуационных путей горючими материалами; помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости; не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий в месте пересечения противопожарной преграды электрическими проводами, кабелями; в складских помещениях установлены штепсельные розетки; установлены аппараты, предназначенные для отключения электроэнергии в складских помещениях; не обеспечено наличие на дверях складского и производственного назначения обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. <дата> года государственным инспектором вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до <дата> года.
Согласно акту инспектора ОДН по г. Красноярску от <дата> года при проведении внеплановой проверки ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Красноярск), установлено, что нарушения, указанные в предписании от <дата> года не выполнены, в связи с чем <дата> года инспектором вынесено предписание об устранении нарушений в срок до <дата> года.
В связи с тем, что при проведении <дата> года помощником прокурора Центрального района г. Красноярска и государственным инспектором ОНД по г. Красноярску совместной проверки ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Красноярск) выявлено, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в ранее выданных предписаниях, не выполнены, <дата> года в адрес ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Красноярск) вынесено предписание по устранению указанных выше нарушений в срок до <дата>.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что ФГБУ "ФЦССХ" Министерства здравоохранения РФ (г. Красноярск) не устранены выявленные при проведении прокурорских проверок, нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: г<дата> суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Центрального района г. Красноярска о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности путем выполнения установленных требований.
Срок для устранения указанных нарушений судом установлен до <дата>, с учетом объема необходимых работ, их характера и степени опасности имеющихся нарушений, а также продолжительности не исполнения ответчиком предписаний прокурора об устранении нарушений, в связи с чем доводы административного ответчика в части недостаточности срока для исполнения решения судебная коллегия полагает необоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении в рамках имеющейся компетенции обязанности по устранению указанных выше нарушений помимо ФГБУ "ФЦССХ" Министерства здравоохранения РФ (г. Красноярск) на Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с тем, что оно осуществляет полномочия учредителя "ФЦССХ" Министерства здравоохранения РФ (г. Красноярск), является распределителем бюджетных средств, выделяемых учреждению, несет обязательства по распределению финансирования деятельности Центра, в том числе связанной с обеспечением требований пожарной безопасности.
Кроме того, ответчиком не представлено бесспорных доказательств, позволяющих освободить Министерство здравоохранения РФ от возложения обязанности по устранению выявленных нарушений.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции, который с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и, применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Красноярска.
Ссылка апелляционной жалобы на недостаточное финансирование со стороны Министерства здравоохранения РФ не имеет правового значения, поскольку исполнение бюджетным учреждением обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость достаточности бюджетного финансирования, такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью, в связи с чем не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на Министерство здравоохранения России, как распорядителя бюджетных средств противоречат нормам действующего законодательства, в силу ст. ст. 37, 38 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за соблюдение указанных требований и возложена на руководителя организации.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФЦССХ" Министерства здравоохранения РФ г. Красноярска оставить без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
Судьи
Д.В.АНДРИИШИН
Ю.А.СОСНИН