Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 N 33-6197/2017
Требование: О признании недействительными акта обследования государственного инспектора по пожарному надзору и заключения должностного лица органа МЧС России.
Обстоятельства: Государственным инспектором было проведено обследование детского сада, по итогам которого было выдано заключение о несоответствии здания детского сада обязательным требованиям пожарной безопасности. Наличие заключения препятствует получению лицензии и осуществлению детским садом образовательной деятельности.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 N 33-6197/2017
Требование: О признании недействительными акта обследования государственного инспектора по пожарному надзору и заключения должностного лица органа МЧС России.
Обстоятельства: Государственным инспектором было проведено обследование детского сада, по итогам которого было выдано заключение о несоответствии здания детского сада обязательным требованиям пожарной безопасности. Наличие заключения препятствует получению лицензии и осуществлению детским садом образовательной деятельности.
Решение: Требование удовлетворено.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. N 33а-6197/2017, 042а
Судья Астраханцева Е.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Жуля А.В.,
при секретаре Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.,
административное дело по административному исковому заявлению МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска о признании недействительными акта обследования государственного инспектора по пожарному надзору по Березовскому и Манскому районам Красноярского края от 30.06.2016 года и заключения начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 30.06.2016 года N 1104-3020 о несоответствии МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска обязательным требованиям пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю - А.
на решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 08 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Признать недействительным Заключение начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 30.06.2016 года N 1104-3020 о несоответствии МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" в г. Сосновоборске обязательным требованиям пожарной безопасности.
Признать недействительным Акт обследования Государственного инспектора по пожарному надзору по Березовскому и Манскому районам Красноярского края от 30.06.2016 года в части несоответствия МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска требованиям пожарной безопасности: несоответствия степени огнестойкости заполнений (остекления) наружных стен лестничных клеток, расположенных с северо-западной стороны здания; несоответствия устройства лестничных маршей, расположенных с северо-западной стороны здания в связи с тем, что их ограждения препятствуют свободному открыванию оконных проемов лестничных клеток, расположенных с северо-западной стороны здания".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
установила:
МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска обратилось с административным иском (с учетом уточнений) о признании недействительными акта обследования государственного инспектора по пожарному надзору по Березовскому и Манскому районам Красноярского края от 30.06.2016 года и заключения начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 30.06.2016 года N 1104-3020. Требования мотивированы тем, что администрацией г. Сосновоборска было выдано разрешение на строительство от 31.12.2014 года для КГКУ "Управление капитального строительства" на строительство детского сада на 270 мест в г. Сосновоборске по строительному адресу: 7-ой микрорайон, N 4 А. Детский сад был построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2015 года, выданного администрацией г. Сосновоборска. Строительство здания детского сада было осуществлено в соответствии с проектной документацией. На основании договора безвозмездного пользования построенный объект 04.02.2016 года был передан КГКУ "УКС". С 15.02.2016 года в детском саду начали функционировать детские группы. 30.06.2016 года государственным инспектором по Березовскому и Манскому районам Красноярского края было проведено обследование детского сада, по итогам которого было выдано заключение о несоответствии здания детского сада обязательным требованиям пожарной безопасности Наличие заключения препятствует получению лицензии и осуществлению детским садом образовательной деятельности. Просил признать недействительными оспариваемые акт обследования и заключение.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю- А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Считает, что судом не в полном объеме исследованы материалы дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель КГКУ "УКС"- Л. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" - Е. просит оставить решение суда без изменения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю, представителя МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска, представителя Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", федеральный государственный пожарный надзор, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 54 от 01.02.2006 года, государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор.
На основании п. п. 16, 17 данного Положения, после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно ст. 58 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, приведены в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.
В силу ст. 87 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов. Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону. Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков), а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий не нормируются, за исключением заполнения проемов в противопожарных преградах.
В силу п. п. 70, 71 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ N 375 от 28.06.2012 года, заявления организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами, при включении в перечень лицензионных требований, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, условий по выполнению на объекте защиты требований пожарной безопасности (далее - заявители) о выдаче заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - заключение), рассматриваются органом ГПН с учетом представленной заявителем документации, а также документации, имеющейся в органе ГПН и характеризующей состояние объекта, на котором заявитель предполагает осуществлять или фактически осуществляет заявленный вид деятельности. По результатам рассмотрения заявления должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим рассмотрение документов и (или) обследование объекта, составляется акт обследования по результатам рассмотрения заявления в двух экземплярах. На основании акта обследования по результатам рассмотрения заявления составляется заключение, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В случае невыполнения (выполнения не в полном объеме) требований пожарной безопасности органом ГПН выдается заявителю заключение о несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Заключение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью органа ГПН.
На основании таблицы 21 "Соответствие степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков", к Федеральному закону от 22.06.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", предусмотрены 1-5 степени огнестойкости зданий и сооружений. А также предусмотрены пределы огнестойкости для: несущих стен и других несущих элементов; наружных ненесущих стен; междуэтажных перекрытий; строительных конструкций бесчердачных покрытий. В том числе, предел огнестойкости строительных конструкций ненесущих наружных стен для зданий с требуемой степенью огнестойкости I предусмотрен - Е30, с требуемой степенью огнестойкости II предусмотрен - Е 15. Кроме того, определено, что порядок отнесения строительных конструкций к несущим элементам здания и сооружения устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Пункт п. 5.14.16 в СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты" - отсутствует.
Согласно п. 5.4.16. СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты", обеспечение огнестойкости объектов защиты, в наружных стенах лестничных клеток типа Л1, Л2, Н1 и Н3 должны быть предусмотрены на каждом этаже окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств, с площадью остекления не менее 1,2 кв. м. Устройства для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2015 года администрацией г. Сосновоборска выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Детский сад на 270 мест в г. Сосновобрске", который 04.02.2016 года по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом передан в пользование МАДОУ "Детский комбинат комбинированной направленности N 5".
Государственный строительный надзор в отношении строительства здания данного детского сада осуществляла Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Проект строительства, имеет положительное заключение государственной экспертизы N 24-1-5-0214-14.
Для получения МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" лицензии на осуществление образовательной деятельности административный истец обратился в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Березовскому и Манскому районам ГУ МЧС России по Красноярскому краю за получением заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
30 июня 2016 года Государственным инспектором по Березовскому и Манскому районам Красноярского края по пожарному надзору К. было проведено обследование МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5", по результатам которого составлен Акт обследования, в котором в качестве выявленных нарушений указаны: 1) Степень огнестойкости заполнений (остекления) наружных стен лестничных клеток, расположенных с северо-западной стороны здания, менее Е30; 2) Ограждения лестничных маршей препятствуют свободному открыванию оконных проемов лестничных клеток, расположенных с северо-западной стороны здания.
В связи с чем, 30 июня 2016 года начальник ГУ МЧС России по Красноярскому краю вынес Заключение о несоответствии МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования N 1104-3020.
Удовлетворяя требования административного искового заявления о признании недействительными Заключения начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 30.06.2016 года N 1104-3020 о несоответствии МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" в г. Сосновоборске обязательным требованиям пожарной безопасности и Акта обследования Государственного инспектора по пожарному надзору по Березовскому и Манскому районам Красноярского края от 30.06.2016 года в части несоответствия МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности N 5" г. Сосновоборска требованиям пожарной безопасности: несоответствия степени огнестойкости заполнений (остекления) наружных стен лестничных клеток, расположенных с северо-западной стороны здания; несоответствия устройства лестничных маршей, расположенных с северо-западной стороны здания в связи с тем, что их ограждения препятствуют свободному открыванию оконных проемов лестничных клеток, расположенных с северо-западной стороны здания, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что объект "Детский сад на 270 мест" был построен в точном соответствии со строительным проектом, в том числе с его разделом "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", что подтверждено заключением Красноярской краевой государственной экспертизы, проведенной в отношении проекта, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а кроме того, указанные в акте нарушения отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют нормам права регулирующим спорные правоотношения.
Так, согласно п. 1.2 "Основные показатели пожарной опасности объекта" раздела 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" проектной документации "Детский сад на 270 мест в г. Сосновоборске", степень огнестойкости здания - II, следовательно предел огнестойкости строительных конструкций наружных ненесущих стен составляет Е 15, в соответствии с таблицей 21 к Федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Кроме того, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что витражное покрытие к оконному заполнению не является наружной ненесущей стеной, в связи с чем, предел огнестойкости на него не распространяется. Доказательств обратного стороной ответчика суду не предоставлено.
Более того, п. 5.14.16 в СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты" - отсутствует, в связи с чем, является необоснованным указание в Акте обследования на его нарушение.
Как следует из представленных по делу доказательств, нарушений п. 5.4.16. СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты" при строительстве здания детского сада не допущено, поскольку на лестничных клетках здания в соответствии с проектом предусмотрены и имеются оконные проемы в наружных стенах, с требуемой строительными и противопожарными нормами площадью остекления - не менее чем 1,2 кв. м; открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств, устройства для открывания окон расположены не выше 1,7 м от уровня площадок лестничных клеток.
На лестничных маршах также в соответствии с обязательными требованиями технических регламентов - согласно СП1-13130.2009, раздел "Эвакуационные пути и выходы" - установлены ограждения лестниц, используемых детьми, для обеспечения безопасного передвижения детей по лестницам, с целью избежания падения детей в проем между стеной и лестницей.
В связи с нахождением перед указанными оконными проемами, предусмотренными строительными и пожарными нормами и правилами, данных ограждений лестниц (также в обязательном порядке предусмотренные строительными и пожарными нормами и правилами), окна открываются на 30 градусов.
Требований о том, что бы окна открывались на 180 градусов СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты" не предусмотрено, что не оспаривалось представителем ответчика.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, исследовал их, верно применил нормы материального права и не допустил нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановленного судом решения. Оснований для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сосновоборского городского суда Красноярского края 08 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.