Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2022 N 88А-22753/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 08.09.2022 N 33а-8683/2022
Категория: Споры с органами пожарного надзора.
Требования: 1) О признании незаконными действий уполномоченного органа по проведению внеплановой выездной проверки; 2) О признании недействительным акта по результатам проверки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, в отсутствие законных оснований, должностным лицом применены нормы, не подлежащего применению, что свидетельствует о нарушении процедуры ее проведения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 08.09.2022 N 33а-8683/2022
Категория: Споры с органами пожарного надзора.
Требования: 1) О признании незаконными действий уполномоченного органа по проведению внеплановой выездной проверки; 2) О признании недействительным акта по результатам проверки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, в отсутствие законных оснований, должностным лицом применены нормы, не подлежащего применению, что свидетельствует о нарушении процедуры ее проведения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2022 г. N 33а-8683/2022
2а-219/2022 42RS0034-01-2022-000695-11
Судья: Ковалева Т.Л.
Докладчик: Бунтовский Д.В.
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бунтовского Д.В.,
судей Бегуновича В.Н., Казаковой И.А.,
при секретаре: Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бунтовского Д.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Тайгинского городского округа на решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 7 июля 2022 года,
по исковому заявлению администрации Тайгинского городского округа к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района о признании незаконными решений и действий должностного лица,
установила:
Администрация Тайгинского городского округа обратилась в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района о признании незаконными решений и действий должностного лица.
Требования мотивированы тем, что 15 апреля 2022 года в администрацию Тайгинского городского округа поступило распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 14 апреля 2022 года N 33. На основании указанного распоряжения с 26 апреля 2022 года по 6 мая 2022 года в администрации проведена проверка пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки N 33 от 6 мая 2022 года и предписание N 33/1/1 от 6 мая 2022 года в связи с нарушением
п. п. 63,
67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта рзд. Сураново, рзд. Кузель с западной стороны вокруг населенных пунктов не создана до начала пожароопасного периода противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров; на территориях общего пользования, расположенных в границах населенных пунктов рзд. Сураново, рзд. Кузель не проводится своевременная уборка сухой травы. Считает, что государственным инспектором при проведении проверки неправильно применены нормы материального права (должны были применяться нормы
п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, а не нормы
п. п. 63 и
67 указанного Постановления). Нормы
п. 63 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 касаются выжигания сухой травянистой растительности земельных участков населенных пунктов.
Абзац 7 указанного пункта предполагает, что в случае выжигания сухой травы вокруг населенных пунктов необходимо создавать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Из анализа данной нормы можно сделать вывод, что субъектом, на которого возлагается обязанность создавать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, является лицо, которое осуществляет выжигание сухой травы. В связи с тем, что выжигания сухой травянистой растительности земельных участков населенных пунктов администрацией не планировалось, то
п. 63 не подлежит применению. Нормы
п. 67 указанного Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 определяют обязанность производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы для правообладателей земельных участков. Земельные участки вокруг рзд. Сураново и рзд. Кузель являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Органы местного самоуправления не являются правообладателями земельных участков вокруг указанных населенных пунктов. Кроме того, в п. 67 указано, что границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Однако при проведении проверки кадастровый и межевой план земельных участков, правообладателем которых является Администрация, не запрашивались. В связи с тем, что рзд. Сураново и рзд. Кузель прилегают к лесу, в отношении этих населенных пунктов Администрация должна была обеспечить очистку территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова и только в отношении территорий, которыми она владеет, пользуется и распоряжается (
п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479). В ходе проверки не было установлено, какими территориями вокруг рзд. Сураново и рзд. Кузель владела, пользовалась и распоряжалась администрация, а какими - другие лица. Проверка проводилась до дня схода снежного покрова, то есть до того момента, когда у органа местного самоуправления возникла обязанность выполнять мероприятия, указанные в
п. 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479. После схода снежного покрова все мероприятия, указанные в
п. 70, администрацией были выполнены. В распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки от 14 апреля 2022 года N 33 указано, что она проводится с целью исполнения поручения Президента РФ, данного в ходе оперативного заседания Совета Безопасности РФ от 27 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период", приказа МЧС России N 137 от 28 февраля 2022 года "О реализации в системе МЧС протокола оперативного заседания Совета Безопасности РФ от 27 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период". При мониторинге сети Интернет не удалось обнаружить вышеуказанные поручения Президента РФ, протокола оперативного совещания, приказа МЧС. Согласно
Постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 году проводятся по поручению Президента РФ. В связи с тем, что должностные лица надзорного органа не предоставили поручение Президента РФ, административный истец считает, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 14 апреля 2022 года N 33, акт проверки от 6 мая 2022 N 33, а также предписание N 33/1/1 от 6 мая 2022 года являются незаконными.
В дополнениях к административному исковому заявлению указано, что согласно
Постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 году с целью реализации протокола оперативного совещания не могут проводиться без согласования с органами прокуратуры. В нарушение указанных требований Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района проверка в отношении Администрации проведена без согласования прокуратуры. В нарушение Приказа МЧС России от 28 февраля 2022 года N 137 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Тайга и Яшкинского района в отношении администрации проведены не профилактические мероприятия, а надзорные мероприятия.
Просит признать незаконными распоряжение от 14 апреля 2022 года N 33 о проведении внеплановой выездной проверки, действия должностного лица по проведению внеплановой выездной проверки с 26 апреля 2022 года по 6 мая 2022 года, решение должностного лица о выявлении нарушений, указанных в акте проверки от 6 мая 2022 года N 33 и предписании N 33/1/1 от 6 мая 2022 года, а также включении этих нарушений в акт проверки от 6 мая 2022 года N 33 и предписание N 33/1/1 от 6 мая 2022 года, признать незаконным и отменить предписание N 33/1/1 от 6 мая 2022 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Определением суда привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков государственный инспектор Тайгинскому городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору М., заместитель главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального района по пожарному надзору И., ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Тайгинского городского суда Кемеровской области от 7 июля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований администрации Тайгинского городского округа оказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Тайгинского городского округа Шматов А.В., действующий на основании доверенности N 1 от 18 января 2022 года, выданной сроком на 1 год, просит решение суда отменить. Указывает, что из решения суда не усматривается, что суд установил нарушение администрацией норм
п. 67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, при этом в резолютивной части решения полностью отказал в удовлетворении административных исковых требований администрации, хотя должен был административный иск удовлетворить частично и признать незаконным включение в акт проверки и предписание нарушений, указанных в
п. 67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479. Также суд не указал, по каким основаниям он отверг доводы администрации о незаконности включения в акт проверки и предписание нарушений, указанных в
п. 67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479. Считает, что надзорный орган неправильно применил нормы
Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479. Кроме этого, считает, что надзорный орган должен был согласовать внеплановую проверку с прокуратурой субъекта РФ. К материалам дела администрацией приобщены документы (сведения с ФГИС "Единый реестр проверок", учетный номер КНМ 422202060419), которые указывают на то, что при аналогичной внеплановой проверке в администрации Яшкинского муниципального округа этим же надзорным органом получено согласие заместителя прокурора Кемеровской области Закусилова А.В. на проведение внеплановой проверки. Отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным, согласно
п. 2 ст. 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), что согласно
п. 1 ст. 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ должно повлечь отмену всех решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Считает, что суд должен был удовлетворить административные исковые требования. Кроме того, считает, что суд сделал неправильный вывод о том, что
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не распространяется на проверки органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Проведение выездной внеплановой проверки является не только незаконным, но и не является обоснованным, разумным и необходимым для достижения законной цели, для достижения законной цели достаточным было проведение профилактических мероприятий. Надзорный орган нарушил требования соразмерности усмотрения. Однако суд не рассматривал эти обстоятельства при принятии решения.
На апелляционную жалобу старшим инспектором отдела НДПР г. Тайга и Яшкинского района М. принесены возражения.
В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела государственный инспектор Тайгинскому городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору М., заместитель главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального района по пожарному надзору И., возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание, не явились, извещены надлежаще. Учитывая, что указанные лица, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь
ст. 150,
ч. 6 ст. 226,
ст. 307 КАС РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями
ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу
п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные исковые требования о признании незаконными распоряжения от 14 апреля 2022 года N 33 о проведении внеплановой выездной проверки, действия должностного лица по проведению внеплановой выездной проверки с 26 апреля 2022 года по 6 мая 2022 года, решения должностного лица о выявлении нарушений, указанных в акте проверки от 6 мая 2022 года N 33 и предписания N 33/1/1 от 6 мая 2022 года, а также включении этих нарушений в акт проверки от 6 мая 2022 года N 33 и предписание N 33/1/1 от 6 мая 2022 года, признания незаконным предписания N 33/1/1 от 6 мая 2022 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства не была установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий, решений административных ответчиков требованиям закона и нарушение этим действиями, решениями прав и свобод административного истца.
Судебная коллегия согласна с такими выводами суда.
В соответствии с
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, среди прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со
ст. 19 указанного закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу
ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со
ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно
ч. 2 ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Правилами противопожарного режима в РФ (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В силу
пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В соответствии со статьями 17 и 19-1 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 6 октября 1997 года N 33-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях Кемеровской области - Кузбасса высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях Кемеровской области - Кузбасса устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Профилактику пожаров на территории Кемеровской области в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, осуществляют органы государственной власти Кемеровской области, пожарная охрана Кемеровской области, органы местного самоуправления, организации и граждане.
Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 1 апреля 2022 года N 177 "О некоторых вопросах, связанных с установлением периода пожароопасного сезона на территории Кемеровской области - Кузбасса в 2022 году" в целях обеспечения пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан и их имущества от пожаров, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ", на территории Кемеровской области - Кузбасса установлен период пожароопасного сезона с 15 апреля 2022 по 20 октября 2022 года.
Указанным Постановлением утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, куда были отнесены рзд. Кузель и рзд. Сураново Тайгинского городского округа.
Согласно
п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением (приказом) заместителя главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального района по пожарному надзору И. от 14 апреля 2022 года N 33 в отношении Администрации Тайгинского городского округа была назначена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, задачами проверки являлись: контроль выполнения Администрацией Тайгинского городского округа первичных мер пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, проведение проверки назначено с целью исполнения поручения Президента РФ, данное в ходе оперативного заседания Совета безопасности РФ от 27 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период", Приказа МЧС России N 137 от 28 февраля 2022 "О реализации в системе МЧС России протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ от 27 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период".
По результатам указанной проверки 6 мая 2022 года составлен Акт проверки N 33, в котором указано, что на момент проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов рзд. Сураново и рзд. Кузель не созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров в нарушение
п. 63 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ", на территории общего пользования, расположенных в границах населенных пунктов рзд. Сураново, рзд. Кузель не производится своевременная уборка сухой растительности в нарушение
п. 67 указанного Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479.
С указанным актом проверки был ознакомлен и.о. начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации Тайгинского городского округа Г., замечания на акт не поступили.
Также по результатам проверки в адрес Администрации Тайгинского городского округа вынесено предписание N 33/1/1 по устранению указанных в акте проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установлен срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 1 октября 2022 года.
Отсутствие на момент проведения проверки противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров и не проведение уборки сухой растительности на территории населенных пунктов рзд. Сураново и рзд. Кузель административным истцом ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе, не оспаривалось.
Анализируя приведенные выше нормы права, а также установленные судом первой инстанции обстоятельства, судебная коллегия находит обоснованными выводы суд о наличии бездействия Администрации Тайгинского городского округа в части создания противопожарных минерализованных полос на границе лесных участков с территорией населенных пунктов рзд. Сураново и рзд. Кузель Тайгинского городского округа.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории городского округа, является орган местного самоуправления, пожарная безопасность городского округа обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
Вопреки позиции административного истца, из содержания абз. 7 п. 63 Правил N 1479 не следует, что его требования относятся к случаям выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов.
Довод заявителя о нераспространении п. п. 63 и 67 Правил N 1479 на органы местного самоуправления, а также необходимости применения п. 70 указанных Правил, основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Судом были проверены и признаны несостоятельными доводы административного истца о том, что внеплановая выездная проверка была проведена ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района в отношении Администрации Тайгинского городского округа в нарушение положений
Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", без соответствующего поручения Президента РФ и без согласования с органами прокуратуры.
Так, делая указанные вывод суд исходил из того, что в
п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным
законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" и Федеральным
законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в
п. 2 настоящего постановления.
Вместе с тем, ограничения, установленные указанным
Постановлением Правительства РФ, не распространяются на проверки, проводимые в отношении органов местного самоуправления по вопросам деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов (к которым относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности), поскольку проведение таких проверок регулируется Федеральным
законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а не Федеральным
законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" и Федеральным
законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с положениями
ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального
закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и Федерального
закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Наряду с основаниями, установленными Федеральным
законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования закона при проведении ОНДПР по г. Тайга и Яшкинскому району выездной внеплановой проверки в отношении Администрации Тайгинского городского округа были соблюдены - внеплановая выездная проверка была проведена в населенных пунктах рзд. Сураново и рзд. Кузель, подверженных угрозе лесных пожаров, в то время как на территории Кемеровской области - Кузбасса был установлен период пожароопасного сезона с 15 апреля 2022 года по 20 октября 2022 года.
Кроме того, как следует из оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 14 апреля 2022 года N 33, в обоснование указанной проверки, помимо положений приведенных выше норм права, необходимость ее проведения также обусловлена исполнением поручения Президента РФ, данного в ходе оперативного заседания Совета Безопасности РФ от 27 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период", а также принятого в его исполнение - приказа МЧС России N 137 от 28 февраля 2022 года "О реализации в системе МЧС протокола оперативного заседания Совета Безопасности РФ от 27 января 2022 года N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период", что в свою очередь также свидетельствует об отсутствии, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", необходимости согласования данной внеплановой проверки с органами прокуратуры.
При таком положении у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. Причин для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащий применению закон, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тайгинского городского суда Кемеровской области от 7 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационные
жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2022 года.