Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 N 88-18131/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.07.2021 N 33-6198/2021(2-755/2021)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением в специальный стаж истца не включены периоды его работы в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле, а также периоды ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.07.2021 N 33-6198/2021(2-755/2021)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением в специальный стаж истца не включены периоды его работы в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле, а также периоды ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2021 г. N 33-6198/2021(2-755/2021)
Судья: Гапанцова А.А.
Докладчик: Макарова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Макаровой Е.В., Смирновой С.А.
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) Л.
на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 апреля 2021 года
по иску Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установила:
Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что истец обратился через сайт ПФР в клиентскую службу (на правах отдела) в г. Березовском с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчиком принято решение N от 16.09.2020 об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 18 лет 4 месяца 4 дня, при требуемом - 25 лет).
Ответчиком не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды:
- с 08.06.1995 по 08.11.2001 (6 лет 5 месяцев) - водитель <данные изъяты> класса на пожарном автомобиле в пожарной части N Отряда N ГПС УВД администрации Кемеровской области, так как не усматривается занятость на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, что предусмотрено Списком N 437 от 18.06.2002 года; страхователем стаж подан без кода особых условий;
- с 14.03.2017 по 28.03.2017 (15 дней) - дополнительный отпуск в соответствии с
Приказом МЧС России от 03.06.2011 N 285 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"; страхователем стаж подан без кода особых условий;
- с 25.11.2017 по 09.12.2017 (15 дней) - дополнительный отпуск в соответствии
Приказом МЧС России от 03.06.2011 N 285 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"; страхователем стаж подан без кода особых условий.
Истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным, поскольку не указание работодателем кода особых условий в отношении спорных периодов работы не должно умалять его право на пенсионное обеспечение.
Полагает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у него имелся необходимый стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем пенсия подлежит назначению с 16.08.2020.
Уточнив заявленные требования в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) N от 16.09.2020 в части не включения периода работы с 08.06.1995 по 08.11.2001 (6 лет 5 месяцев) в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле N в пожарной части N Отряда N Государственной пожарной службы УВД администрации Кемеровской области; периодов ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с 14.03.2017 по 28.03.2017 (15 дней), с 25.11.2017 по 09.12.2017 (15 дней) - всего 30 дней (или 1 месяц). Обязать ответчика включить период работы с 08.06.1995 по 08.11.2001 (6 лет 5 месяцев) в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле N в пожарной части N Отряда N Государственной пожарной службы УВД администрации Кемеровской области; периоды ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с 14.03.2017 по 28.03.2017 (15 дней), с 25.11.2017 по 09.12.2017 (15 дней) - всего 30 дней (или 1 месяц) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Д. и его представитель адвокат Павлова И.И., действующая на основании ордера, в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Кемеровской области в судебное заседание не явился.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28.04.2021 исковые требования Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворены.
Суд признал решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) N от 16.09.2020 в части не включения в специальный стаж Д. периода работы с 08.06.1995 по 08.11.2001 (6 лет 5 месяцев) в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле N в пожарной части N Отряда N Государственной пожарной службы УВД администрации Кемеровской области; периодов ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпуска с 14.03.2017 по 28.03.2017 (15 дней), с 25.11.2017 по 09.12.2017 (15 дней) - всего 30 дней (или 1 месяц) незаконным.
Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж Д., дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды: с 08.06.1995 по 08.11.2001 (6 лет 5 месяцев) - период работы в должности водителя <данные изъяты> на пожарном автомобиле N в пожарной части N Отряда N Государственной пожарной службы УВД администрации Кемеровской области; с 14.03.2017 по 28.03.2017 (15 дней) - период ежегодного основного оплачиваемого отпуска; с 25.11.2017 по 09.12.2017 (15 дней) - период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) назначить Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) Л. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, приводя доводы, повторяющие позицию ответчика, занятую в суде первой инстанции.
Относительно доводов апелляционной жалобы Д. принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, проверив в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно
пунктам 2,
3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналоги права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61, 67 установленных фактов.
Изложенным требованиям закона постановленное судом первой инстанции решение соответствует в полной мере.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В силу
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании
части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в
части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11 и
12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11 и
12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу
частей 3 -
4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные
статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в Федеральном
законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01.01.2015.
В соответствии с
частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в
пункте 2, установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим
Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В указанном Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий, стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена должность - водитель (шофер) автомобиля (пожарного), код классификатора профессий - 11442.
В соответствии с
частями 3,
4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в соответствии со
статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 N 190 и
пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (а также ранее действовавшим
пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, истец обратился через сайт ПФР в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Березовском с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчиком принято решение N от 16.09.2020 об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 18 лет 4 месяца 4 дня, при требуемом - 25 лет).
Ответчиком не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 08.06.1995 по 08.11.2001 (6 лет 5 месяцев) - водитель 3 класса на пожарном автомобиле в пожарной части N Отряда N ГПС УВД администрации Кемеровской области, так как не усматривается занятость на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, что предусмотрено Списком N 437 от 18.06.2002; страхователем стаж подан без кода особых условий; с 14.03.2017 по 28.03.2017 (15 дней) - дополнительный отпуск в соответствии с
Приказом МЧС России от 03.06.2011 N "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"; страхователем стаж подан без кода особых условий; с 25.11.2017 по 09.12.2017 (15 дней) - дополнительный отпуск в соответствии
Приказом МЧС России от 03.06.2011 N "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"; страхователем стаж подан без кода особых условий.
Согласно записям в трудовой книжке и вкладыше в трудовую книжку истца, 08.06.1995 Д. принят в ГПС УВД администрации Кемеровской области, Отряд N г. Березовский на должность водителя <данные изъяты> класса на пожарный автомобиль N 08.06.1995).
01.05.2004 ОГПС-4 реорганизован путем преобразования в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Березовский.
01.03.2005 УГОиЧС г. Березовский переименовано в <данные изъяты> отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области.
01.03.2005 Д. переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) пожарной части N.
01.04.2006 ОГПС N 4 реорганизован путем присоединения к <данные изъяты> отряду Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области.
01.04.2006 истец назначен водителем автомобиля (пожарного) пожарной части N.
ОГПС-1 МЧС России по Кемеровской области переименован в Государственное учреждение N отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области с 01.01.2009.
Пожарная часть N ОГПС-1 МЧС России по Кемеровской области переименована в пожарную часть N ГУ "<данные изъяты> по Кемеровской области" с 01.01.2009.
ГУ <данные изъяты> по Кемеровской области" переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области".
Пожарная часть N ФГКУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" переименована в Пожарно-спасательную часть N ФГКУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" с 01.04.2016.
15.08.2019 Д. переведен на должность диспетчера пожарной связи отдельного поста пожарно-спасательной части N.
31.12.2019 трудовой договор прекращен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю на основании
пункта 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
01.01.2020 истец принят на работу в порядке перевода из ФГКУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" на должность диспетчера пожарной связи отдельного поста 8 пожарно-спасательной
части 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.2019 N
приказом МЧС России от 29.10.2019 N "О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России" и записи в ЕГРЮЛ Главное управление МЧС России по Кемеровской области с 29.07.2020 переименовано в Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.
Согласно архивной справке 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 09.03.2021 N Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно работает в <данные изъяты> пожарно-спасательном отряде ФПС ГПС ГУ МЧС по Кемеровской области-Кузбассу:
- с 08.06.1995 по 01.03.2005 в должности водителя <данные изъяты> на пожарном автомобиле в пожарной части N (приказ Отряда N ГПС УВД администрации Кемеровской области от 08.06.1995 N);
- с 01.03.2005 по 01.04.2006 в должности водителя автомобиля (пожарного) автоцистерны пожарной части N (приказ ОГПС-4 МЧС России по Кемеровской области от 02.06.2005 N л/с);
- с 01.04.2006 по 15.08.2019 в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части N (приказ ОГПС-1 МЧС России по Кемеровской области от 13.02.2006 N);
- с 15.08.2019 по 31.12.2019 в должности диспетчера пожарной связи отдельного поста пожарно-спасательной части N (приказ ФГКУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" от 14.08.2019 N-к);
- с 01.01.2020 по настоящее время в должности диспетчера пожарной связи отдельного поста <данные изъяты>-спасательной части <данные изъяты>-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Кемеровской области (приказ ГУ МЧС России по Кемеровской области от 30.12.2019 N-к).
Периоды, не включаемые в льготный стаж:
- курсы повышения квалификации с отрывом от производства - нет;
- отпуск без сохранения заработной платы - 2002 год - 26 календарных дней; 2003 год - 26 календарных дней, 23.06.2010 - 02.07.2010 - 9 календарных дней;
- работа с сокращенным (неполным) рабочим днем - нет;
- нахождение на военных сборах - нет;
- полный рабочий день в режиме неполной рабочей недели - нет;
- учебные отпуска - нет.
Должности "водитель автомобиля (пожарного)", "диспетчер пожарной связи" включены в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Основание выдачи справки: личная карточка Д. формы Т-2, личное дело Д., приказы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.
По сведениям 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 09.04.2021 N работа водителя автомобиля (пожарного) Д. за период с 08.06.1995 по 01.03.2005, с 01.03.2005 по 01.04.2006, с 01.04.2006 по 15.08.2019 была связана с выездами на пожары на пожарном автомобиле с целью непосредственного тушения пожаров в течение боевого дежурства, техническом обслуживании пожарной техники, что также подтверждается должностной инструкцией водителя автомобиля (пожарного) пожарной части N ФГКУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" Д. от 08.08.2012; должностной инструкцией водителя автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части N ФГКУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" Д. от 05.06.2018; должностным регламентом водителя автомобиля (пожарного) <данные изъяты> пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Кемеровской области- Кузбассу Д. от 26.11.2020.
В период работы в должности водителя <данные изъяты> класса пожарного автомобиля Д. был допущен к управлению и закреплен за автомобилем N.
Согласно ответу 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 18.03.2021 N основанием для указания в архивной справке данных по отпускам без сохранения заработной платы послужили лицевые карточки работников за 2002 и 2003 года, а также сведения о страховом стаже застрахованных лиц. За 2010 год отпуск без сохранения заработной платы Д. был предоставлен на основании приказа ГУ "1 отряд ФПС по Кемеровской области" <данные изъяты>о от ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной справки 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу следует, что заработная плата Д. за период работы: январь, февраль 2002 года, январь, февраль 2003 года в отряде N г. Березовский УВД администрации Кемеровской области составляла: за январь 2002 года 1732,48 руб.; за февраль 2002 года 1555,70 руб.; за январь 2003 года - 1065,48 руб.; за февраль 2003 года - 648,50 руб.
Выпиской из приказа от 02.03.2017 N-О подтверждается, что Д., водителю автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части N Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области", был продлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 27 календарных дней, с 01.03.2017 по 28.03.2017. Отпуск предоставлен с учетом нерабочего праздничного дня.
Выпиской из приказа от 19.10.2017 N-О подтверждается, что Д., водителю автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части N Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области", был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 27.10.2017 по 09.12.2017.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно применив материальный закон, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, включил в специальный стаж истца периоды с 08.06.1995 по 08.11.2001, с 14.03.2017 по 28.03.2017, с 25.11.2017 по 09.12.2017, обязав ответчика назначить Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из того, что в спорные периоды служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должности, предусмотренной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства, подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со
статьями 56,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
В соответствии со
статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по, старости.
Согласно
статье 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что до 01.01.2005 отсутствовало понятие "противопожарная служба субъектов Российской Федерации", как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе.
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.09.2005 N 83 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников противопожарной службы Кемеровской области (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных утвержденным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарная и аварийно-спасательная служба) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В указанном Списке, утвержденном Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.09.2005 N 83, предусмотрена должность "водитель (шофер) автомобиля (пожарного)" с кодом N.
Включая в специальный стаж спорные периоды работы истца, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отсутствие кодов особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателем, неуплата страховых взносов не должны повлечь для Д. неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных законом на работодателя, при этом льготный характер работы истца в указанные периоды подтвержден представленными в материалах дела доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него законом обязанностей по указанию кодов льготного характера труда работника и уплате страховых взносов не должно создавать препятствий для реализации права на своевременное, в том числе досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований
частей 1,
2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводило бы к неправомерному ограничению гарантированного конституционного права граждан на социальное обеспечение, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Пунктами 4,
5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со
статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно
статье 8,
частям 1 и
2 статьи 11,
статье 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору. К указанным сведениям относятся, среди прочего, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Согласно правовой позиции, изложенной в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным
законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Таким образом, неисполнение страхователем (работодателем истца) обязанности по уплате страховых взносов не может ограничить Д. в конституционно гарантированных пенсионных правах, а потому права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств и анализа доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неизменности характера и условий работы Д. на протяжении всех спорных периодов, и, как следствие, доказанности выполнения работы полный рабочий день.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда о возложении на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что общий стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом, и периодов, подлежащих зачету по решению суда, составил 25 лет на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, то у ответчика не имелось оснований для отказа в назначении Д. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, были предметом обсуждения и обоснованно отклонены судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу
части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.
определила:
Решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) Л. без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ф.ЕМЕЛЬЯНОВ
Судьи
Е.В.МАКАРОВА
С.А.СМИРНОВА