Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2022 N 88-12472/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.04.2022 N 33-3220/2022 (УИД 85RS0006-01-2020-000531-07)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.04.2022 N 33-3220/2022 (УИД 85RS0006-01-2020-000531-07)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание


ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2022 г. N 33-3220/2022
Судья Альхеев Г.Д. Дело N 2-5/2022
Судья-докладчик Черемных Н.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Герман М.А.,
судей Сальниковой Н.А. и Черемных Н.К.,
при помощнике судьи Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2022 (УИД 85RS0006-01-2020-000531-07) по иску Ф. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя истца Ф. К. на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года,
установила:
Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное), с учетом уточнений, просил признать незаконным решение пенсионного органа Номер изъят от 15.06.2020 в части отказа во включении Ф. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов трудовой деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2004 по 31.07.2007; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика зачесть Ф. период трудовой деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2004 по 31.07.2007 в специальный стаж, досрочно назначить Ф. страховую пенсию по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11.01.2020; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 05.02.2018 ответчик отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не были засчитаны периоды: службы в Советской армии с 01.04.1984 по 16.07.1986, с 31.05.1999 по 31.12.1999 в должности (данные изъяты), с 01.01.2003 по 31.12.2003 в должности (данные изъяты), с 24.09.2013 по 27.09.2013, с 01.01.2017 по 30.01.2018 (данные изъяты). Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30.07.2018 на ответчика возложена обязанность зачесть в специальный стаж Ф. периоды трудовой деятельности с 31.05.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2003 по 31.12.2003 в должности (данные изъяты), с 24.09.2013 по 27.09.2013, с 01.01.2017 по 30.01.2018 в должности (данные изъяты). В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Общий стаж истца на момент обращения к ответчику 30.01.2018 составил 23 года 1 месяц 24 дня. После вступления решения суда в законную силу истец продолжил работу в (данные изъяты). По состоянию на 11.01.2020 он имеет общий стаж, с учетом стажа, включенного решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30.07.2018, 25 лет 12 дней. 11.01.2020 Ф. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. 23.01.2020 ответчик отказал ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа. В ответе от 07.02.2020 Номер изъят ответчик не засчитывает периоды: с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 31.05.2005 в профессии (данные изъяты) 15.06.2020 ответчиком было отменено решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Номер изъят от 07.02.2020, принято новое решение Номер изъят, которым из стажа истца были дополнительно исключены периоды трудовой деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В стаж на соответствующих видах работ ответчиком не были включены периоды: с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 31.07.2007 в профессии (данные изъяты). В спорные периоды истец работал в должности (данные изъяты) на условиях полной занятости в течение полного рабочего дня. Его служба проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437. С учетом зачета спорных периодов трудовой деятельности в совокупности со стажем, зачтенным ответчиком, специальный стаж истца на дату обращения 11.01.2020 составлял более 25 лет.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20.10.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25.01.2021, исковые требования Ф. удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2021 решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25.01.2021 в части признания незаконным решения пенсионного органа Номер изъят от 15.06.2020 в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Ф. с 21.03.2005 по 31.07.2007, возложения на ответчика обязанности зачесть указанный период работы Ф. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочно назначить Ф. страховую пенсию по старости отменено, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10.09.2021 произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области).
Обжалуемым решением суда исковые требования Ф. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Ф. К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает, что сведения в отношении периода с 21.03.2005 по 31.07.2007 представлены работодателем с указанием кода льготных условий, в связи с чем, указанный период необоснованно исключен ответчиком из специального стажа. Правовая позиция истца подтверждается справкой ГУ МЧС России по Иркутской области о преобразованиях пожарной части Номер изъят (по охране <адрес изъят>) Номер изъят от 29.09.2020, уточняющей справкой ГУ МЧС России по Иркутской области Номер изъят от 29.09.2020, копией трудовой книжки истца, отзывом ГУ МЧС России по Иркутской области на исковое заявление, выпиской из ИЛС. До 01.01.2005 отсутствовало понятие противопожарная служба субъектов Российской Федерации, как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации, в связи с чем, Ф. не мог работать на должностях противопожарной службы субъектов Российской Федерации, поскольку работал на Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти. Согласно уточняющей справке Номер изъят от 29.09.2020 спорный период работы подлежит включению в специальный стаж, поскольку относится к периоду работы на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. При смене наименования или реорганизации пожарной части должностные обязанности истца не изменялись. В отзыве на исковое заявление ГУ МЧС России по Иркутской области поддержало исковые требования Ф., приложив подтверждающие документы - справку, подтверждающую условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии. В рамках гражданского дела Номер изъят ответчик признал и включил спорный период в специальный стаж. Правовая позиция истца подтверждается судебной практикой, приведенной в жалобе.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., объяснения представителя истца Ф. К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОПФР по Иркутской области Б.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22.08.2004 в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Так, в силу ч.ч. 2, 4, 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "л" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как следует из приведенных норм права, досрочно страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Дата изъята.
Дата изъята Ф. исполнилось 50 лет. 11.01.2020 Ф. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика Номер изъят от 15.06.2020 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению пенсионного органа стаж истца на соответствующих видах работ составил 20 лет 05 месяцев 10 дней, при требуемом - 25 лет. Спорные периоды работы истца не включены в специальный стаж.
Из трудовой книжки Ф. следует, что истец 29.12.1994 был принят в часть пожарной охраны Осинского района на должность (данные изъяты), 02.04.1995 переведен (данные изъяты). 17.09.2002 О. пожарная часть ОГПС УВД УОБАО преобразована в Осинскую пожарную часть ОГПС МЧС России УОБАО. 25.05.2004 О. пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России УОБАО преобразована в Осинскую пожарную часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО. 21.03.2005 О. пожарная часть по делам ГО и ЧС Усть-Ордынского Бурятского автономного округа преобразована в "Окружное Государственное учреждение О. пожарная часть Центра по делам ГО ЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа". 09.08.2007 Ф. уволен переводом с его согласия на работу к другому работодателю. 10.09.2008 принят в ПЧ ГПС N 3 Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Осинскому району.
Согласно справке о преобразованиях пожарно-спасательной части Номер изъят (по охране <адрес изъят>) пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Номер изъят Главного управления МЧС России по Иркутской области (с Дата изъята по Дата изъята) за Номер изъят от Дата изъята:
- дата образования - с Дата изъята, наименование, структура, подчиненность: О. часть пожарной охраны (<адрес изъят>) ОГПС УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; основание - приказ УВД Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, приказ УГПС УВД Иркутской области от Дата изъята Номер изъят;
- дата образования - с Дата изъята, наименование, структура, подчиненность: О. пожарная часть ОГПС МЧС России по УОБАО - передача ГПС МВД России в ведение МЧС России; основание - Указ Президента Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", приказ О. от Дата изъята Номер изъят;
- дата образования - с Дата изъята, наименование, структура, подчиненность: О. пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО - реорганизация; основание - приказ МЧС России от Дата изъята Номер изъят, директива МЧС России от Дата изъята Номер изъят, приказ О. от Дата изъята Номер изъят;
- дата образования - с Дата изъята, наименование, структура, подчиненность: ОГУ "О. пожарная часть" Центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО - реорганизация; основание - постановление главы администрации УОБАО от Дата изъята Номер изъят "О Центре по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории УОБАО", приказ Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО "О преобразовании районных пожарных частей" от Дата изъята Номер изъят;
- дата образования - с Дата изъята, наименование, структура, подчиненность: Пожарная часть ГПС N 3 МЧС России по Осинскому району; основание - приказ ГУ МЧС России по УОБАО от Дата изъята Номер изъят "О создании подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО", приказ ПЧ ГПС N 3 МЧС России по Осинскому району от Дата изъята Номер изъят.
Согласно уточняющей справке Номер изъят от Дата изъята Ф. в период с Дата изъята по Дата изъята работал в окружном государственном учреждении "О. пожарная часть" Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО.
Согласно уставу Окружного Государственного учреждения "О. пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", утвержденному приказом начальника Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 21.03.2005, учредителем государственного учреждения является Центр по делам ГО ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета. Аналогичные сведения содержатся в уставе, утвержденном приказом начальника Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 19.06.2006.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку не относится к периодам работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца Ф. К. о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа периода работы истца с Дата изъята по Дата изъята, без учета отражения на ИЛС застрахованного лица сведений о данном периоде с указанием кода льготных условий, о том, что при смене наименования и реорганизации пожарной части должностные обязанности истца не изменялись, работодатель поддерживает позицию истца не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вывода суда о работе истца в спорный период в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.А.ГЕРМАН
Судьи
Н.А.САЛЬНИКОВА
Н.К.ЧЕРЕМНЫХ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 апреля 2022 года.