Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 20.06.2017 по делу N 33-5756/2017
Требование: О признании права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что ей было отказано в приватизации квартиры, нанимателем которой она является, в связи с тем что спорная квартира не значится в реестре муниципального имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 20.06.2017 по делу N 33-5756/2017
Требование: О признании права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что ей было отказано в приватизации квартиры, нанимателем которой она является, в связи с тем что спорная квартира не значится в реестре муниципального имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N 33-5756/2017
Судья Амосова Н.Л.
Судья-докладчик Гуревская Л.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н.
судей Шабалиной В.О., Гуревской Л.С.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.И. к Федеральному государственному казанному учреждению "2 Отряд противопожарной службы по Иркутской области", Администрации г. Иркутска, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании права собственности
по апелляционной жалобе представителя истца П.И. - П.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 9 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения истца П.И., ее представителей П.В., С., третьего лица П.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения "2 Отряд противопожарной службы по Иркутской области" З., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
В обоснование иска П.И. указала, что на основании ордера (данные изъяты) является нанимателем и проживает в квартире, расположенной <адрес изъят>. В ордер также включены ее сыновья П.А., П.А., П.Р.
Квартиру получил ее отец Г. в 1959 году в связи с его службой в системе пожарной охраны и проживал в ней более 20 лет, где также проживала П.И. и ее муж П.И., которые также служили в системе пожарной охраны.
В феврале 2016 года она обратилась в Администрацию г. Иркутска за приватизацией занимаемого жилого помещения и получила отказ, в связи с тем, что спорная квартира не значится в реестре муниципального имущества г. Иркутска.
25 февраля 2016 года она обратилась в Главное управление МЧС России по Иркутской области за получением согласия на приватизацию квартиры, в чем ей было отказано ответом от 02.03.2016 N 1-26-84 по причине того, что приватизация данного жилого помещения не представляется возможной.
П.И. просила признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное <адрес изъят> общей площадью 48,3 кв. м.
Решением суда от 9 февраля 2017 года исковые требования П.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца П.И. - П.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает на несогласие с суждениями суда относительно признания спорного жилого помещения служебным, поскольку полагает, что жилое помещение как служебное должно быть зарегистрировано в органах регистрации недвижимости.
Относительно апелляционной жалобы поступили возражения ФГКУ "2 Отряд ФПС по Иркутской области".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, в соответствии со
статьей 327.1 частью 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 11 Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",
Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку квартира, на которую претендует П.И., не может быть объектом приватизации в порядке, определенном
Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", так как расположена в едином здании пожарной части N 2, которое по назначению зарегистрировано как нежилое, и помещения для проживания в данном здании предназначались для работников системы пожарной охраны. Спорное помещение расположено в строении, находящимся по адресу: <...>, которое относится к федеральной собственности, является административно - жилым неделимым комплексом и объектом специального использования для обеспечения тушения пожаров, к муниципальному жилому фонду не относится.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Октябрьского городского районного Совета народных депутатов (данные изъяты). признаны служебными квартиры <адрес изъят> для личного состава отряда технической службы управления пожарной охраны УВД Иркутского облисполкома.
12.09.2000 г. П.И. исполнительным комитетом Октябрьского городского районного Совета народных депутатов был выдан ордер (данные изъяты) на право занятия двух комнат в квартире <адрес изъят> В ордер в состав семьи включены сыновья П.А., П.Р., П.А.
Распоряжением Территориального управления по Иркутской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 31.05.2007 г. N 296-и здание пожарной части N 2, расположенного <адрес изъят>, изъято из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Иркутска, с передачей на праве оперативного управления Отряду государственной противопожарной службы МЧС России г. Иркутска.
Здание пожарной части N 2, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1456,7 кв. м, инв. N 18435, лит. А. а, А1, <адрес изъят> принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании
Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной республики, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1, выписке из реестра федерального имущества от 18.02.20140 N 50/5, выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Иркутской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2010 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.03.2010 г. Указанное здание находится на праве оперативного управления ГУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
По данным кадастрового паспорта от 11.01.2010 г., технического паспорта, выполненного ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 30.09.2009 г., здание пожарной части N 2, расположенное <адрес изъят> лит. А, а, А1 значится нежилым, имеется подвал, на 1-ом этаже - обособленные нежилые помещения, помещения общего пользования, на 2-ом этаже - квартиры N 10-14, а также обособленные нежилые помещения, помещения общего пользования, на 3-ем этаже - квартиры N 1, 2, 4, 5, 9, а также помещения общего пользования.
В соответствии со
статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным
Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу
статьи 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры в 2000 году, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии со
статьей 42 указанного Кодекса жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.
Согласно
статье 43 того же Кодекса жилые помещения гражданам в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Статьей 47 того же Кодекса было установлено, что единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, установленной формы (
статьи 47,
105 ЖК РСФСР), который выдавался на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов (
статья 47 ЖК РСФСР).
Судом было установлено что, жилье предоставлено П.И. на состав семьи в связи с исполнением им служебных обязанностей, решение об отнесении спорного помещения к фонду социального использования собственником не принималось.
Квартира располагается в здании пожарной части N 2, запрет на приватизацию которой, установлен
статьей 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" и предопределен его взаимосвязью с пожарной безопасностью,
статьей 2 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здание пожарной части это объект пожарной охраны, в котором расположены нежилые помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Нежилое здание пожарной части N 2, как и все находящиеся в нем помещения: подвал, квартиры, обособленные нежилые помещения, помещения общего пользования, на основании
Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной республики, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1, включено в состав федеральной собственности.
Данные обстоятельства, верно, расценены судом как основания для отказа истцу в приватизации занимаемого жилья.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что истец вселена в спорное жилое помещение в установленном порядке, пользуется жильем и зарегистрирована в нем, не могут быть приняты судебной коллегией как основание для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку право пользования истцом жилым помещением специального назначения никем не оспаривается.
С учетом изложенных положений законодательства и применительно к
статье 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" здание пожарной части N 2 по адресу: <...>, в том числе и расположенная в нем квартира N 5, находятся в государственной собственности и переданы ФГКУ "2 отряд ФПС по Иркутской области" на праве оперативного управления, спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, который не изменен. Решение об исключении спорного жилого помещения из категории служебного его собственник не принимал, к жилищному фонду социального использования спорное жилье не относится, поскольку представляет собой элемент пожарной части, входящий в единый объект, предназначенный для выполнения специальных задач, поставленных перед пожарной службой как объектом со специальной правоспособностью, которое имеет установленное законом назначение, отношения по договору социального найма у сторон отсутствуют, поэтому у истца не возникло право на приобретение спорного помещения в собственность на основании
Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Наличие в здании пожарной части N 2 помещений, предоставленных гражданам для проживания, не является основанием для отнесения этих помещений к жилищному фонду социального использования, что свидетельствует о невозможности его передачи в собственность истца в порядке приватизации.
Отсутствие в отношении спорного жилого помещения в Едином реестре прав на недвижимое имущество записи о том, что оно является служебным, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договор найма специализированных жилых помещений" не является юридически значимым для определения статуса жилого помещения в качестве служебного или не служебного.
Факт наличия в здании помещений, предоставленных гражданам для проживания, при том, что здание по своему назначению является нежилым, не является основанием для отнесения таких помещений к жилищному фонду подлежащему приватизации.
Доводы в апелляционной жалобе сводятся, в основном к переоценке исследованных судом доказательств, однако, оснований для такой переоценки у судебной коллегии не имеется.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 9 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Н.ИВАНОВА
Судьи
В.О.ШАБАЛИНА
Л.С.ГУРЕВСКАЯ