Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.07.2017 по делу N 33а-6373/2017
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что тушение пожаров в темное время суток ответчиком не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению на значительные территории.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Иркутского областного суда от 18.07.2017 по делу N 33а-6373/2017
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что тушение пожаров в темное время суток ответчиком не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению на значительные территории.
Решение: Требование удовлетворено.

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N 33а-6373/2017
Судья: Баханова Л.М.
Судья-докладчик: Туглакова Л.Г.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, Иркутской области, неопределенного круга лиц о признании бездействия, выразившемся в непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Б., апелляционной жалобе представителя ОГАУ "Удинский лесхоз" О. на решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 28 февраля 2017 года,
установила:
Братский межрайонный природоохранный прокурор, обратившись в суд с вышеназванным иском к Областному государственному автономному учреждению (ОГАУ) "Удинский лесхоз", указал, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в сентябре 2016 года по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Установлено, что тушение пожаров в темное время суток ответчиком не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению на значительные территории.
Просил суд признать бездействие, выразившемся в непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, незаконным и возложить на ответчика обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Ноговицына И.Г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила об их удовлетворении.
Представитель ответчика О. относительно иска возражал, находя его необоснованным и незаконным.
Решением суда исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Бездействие Областного государственного автономного учреждения "Удинский лесхоз" по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения признано незаконным.
Суд обязал областное государственное автономное учреждение "Удинский лесхоз" тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
В апелляционной жалобе представитель министерства лесного комплекса Иркутской области Б. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Приводит те же доводы, указанные в возражениях на административное исковое заявление.
В апелляционной жалобе представитель ОГАУ "Удинский лесхоз" О. просит решение суда отменить, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Кроме того указывает, что Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении к Положению о ПХС, которое не содержит в указанном перечне приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы, зам.прокурора, участвующий в деле, Ноговицына И.Г., Братский межрайонный природоохранный прокурор Петренев Д.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Попова А.Б., согласившегося с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Братской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров, в ходе которой установлено, что тушение пожаров в темное время суток не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров, их распространению.
Распоряжением Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 460-ра созданы областные государственные автономные учреждения - лесхозы по территориальности.
Согласно разделу 2 Устава ОГАУ "Удинский лесхоз" (прежнее наименование - "Юртинский лесхоз") предметом деятельности учреждения является обеспечение полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняет работы по тушению лесных пожаров и осуществляет отдельные меры пожарной безопасности в лесах в рамках государственного задания.
На территории Усть-Удинского района Иркутской области за период времени - 2016 год - в части, охваченной прокурорской проверкой было зарегистрировано 5 лесных пожара, тушение которых осуществлялось более суток.
Согласно ответу ОГАУ "Удинский лесхоз" от 29.11.2016 на базе учреждения созданы 2 пожарно-химические станции (далее - ПХС); тушение лесных пожаров в 2016 году работниками ПХС в темное время суток не осуществлялось; у учреждения отсутствуют технические возможности для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).
В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
В соответствии со ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.
Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров - в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров (п. 67 Правил тушения).
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что ОГАУ "Удинский лесхоз" не обеспечено оснащение ПХС, необходимой противопожарной техникой, а именно осветительным оборудованием, вследствие чего работа по тушению лесных пожаров в темное время суток не велась, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
В целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.
Правила тушения пожаров допускают круглосуточное тушение пожаров, в отношении данного процесса установлено даже специальное правило - тушение при наличии искусственного освещения.
Таким образом, решение суда постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционных жалоб уже являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 28 февраля 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей министерства лесного комплекса Иркутской области Б., ОГАУ "Удинский лесхоз" О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ТУГЛАКОВА
Судьи
Л.В.ГУСАРОВА
Р.И.ХАРИН