Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2022 N 88А-19321/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 08.06.2022 N 33а-4482/2022 (УИД 38RS0028-01-2021-002575-11)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: По результатам проверки вынесено предписание, которое является неисполнимым, поскольку не содержит указания на конкретные выявленные нарушения и их правовую квалификацию, на нормы права, которые были нарушены, в чем выражаются данные нарушения, и что следует сделать для их устранения.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 08.06.2022 N 33а-4482/2022 (УИД 38RS0028-01-2021-002575-11)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: По результатам проверки вынесено предписание, которое является неисполнимым, поскольку не содержит указания на конкретные выявленные нарушения и их правовую квалификацию, на нормы права, которые были нарушены, в чем выражаются данные нарушения, и что следует сделать для их устранения.
Решение: Отказано.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2022 г. N 33а-4482/2022
УИД 38RS0028-01-2021-002575-11
Судья 1 инстанции Гавриленко Н.В. | Дело N 2а-165/2022 |
Судья-докладчик Абрамчик И.М.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,
судей Каракич Л.Л. и Исаковой Н.Н.
при секретаре судебного заседания Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-165/2022 по административному исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Черемхово, городу Свирску и Черемховскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области, государственному инспектору г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Я. о признании незаконным и отмене предписания
по апелляционной жалобе представителя Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области С. на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2022 г.,
установила:
в обоснование административных исковых требований, с учетом уточнения, указано, что 17 июня 2021 г. в отношении ОГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Я. проведена проверка детского оздоровительного лагеря "Елочка", расположенного в Черемховском районе, урочище Ф. По результатам проверки вынесено предписание. Указанное предписание не может быть исполнено. Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить какие нормы права были им нарушены, в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения. Исполнимость предписания важное требование, поскольку исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, обязательно для исполнения в установленный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием привлечения к административной ответственности. Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего соответствующий государственный надзор должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы. Формулировка предписания от 17 июня 2021 г. "не разработаны меры пожарной безопасности, предусматривающие создание противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств" не содержит перечня действий, которые исполнитель должен совершить. Кроме того, действующим законодательством не определены размеры противопожарных мероприятий. Поэтому предписание не соответствует принципам конкретности и исполнимости. Для создания противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств необходимо осуществить сплошную вырубку лесных насаждений, находящихся в пределах этих противопожарных расстояний. Согласно информации Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Черемховскому району земли лесного фонда (лесные насаждения), примыкающие к детскому оздоровительному лагерю "Елочка", урочище Федяево Черемховского района, квартал 2, выдел 2, Черемховской дачи Голуметского участкового лесничества, Черемховского лесничества, относятся к категории защитных лесов нерестоохранные полосы лесосырьевой базы. Согласно лесохозяйственного регламента Черемховского лесничества Иркутской области, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 сентября 2018 г. N 73-мпр. (Приложение 3), данный участок по целевому назначению лесов относится к нерестоохранной полосе лесов. Участок леса, находящийся на земельном участке ДОЛ "Елочка", в другую категорию выделен не был. Таким образом, осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности (в том числе противопожарных разрывов) не относится к установленным законодательством исключениям, при которых допускается сплошная рубка в защитных лесах. Полномочия по обеспечению мер пожарной безопасности поселений возложены на органы местного самоуправления поселений и городских округов, т.е. в компетенцию ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" не входит. Учитывая изложенное, возложение органом пожарного надзора требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности неправомерно в связи с неисполнимостью предписания. Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписание от 17 июня 2021 г. N 113/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданное государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району Я.
Определением суда от 30 декабря 2021 г. в качестве административного соответчика привлечен государственный инспектор г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Я.
Определением суда от 28 января 2022 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ МЧС России по Иркутской области, и ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Черемховскому лесничеству.
Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности. Детский оздоровительный лагерь "Елочка" (Черемховский район, вблизи д. Балухарь, Каменно-Ангарского муниципального образования, Урочище Ф.) принадлежит административному истцу. Размещение объектов строительства на землях государственного лесного фонда допускается на участках, не покрытых лесом или занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Как утверждает административный ответчик, детский оздоровительный лагерь находится на землях особо-охраняемых территорий, следовательно, исходя из указанной нормы, лагерь был построен с нарушениями норм. Указывает, что выявленные нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, связаны с обеспечением пожарной безопасности объектов, предназначенных для нахождения детей, их проживания в данном учреждение (ночное пребывание), в связи с чем, вопрос о возможности эксплуатации объектов в исходном состоянии (без обеспечения противопожарных расстояний) с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введенных в эксплуатацию объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности в данном случае обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца Ю., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону, иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, главным государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района С. издано распоряжение N 113 от 18 мая 2021 г. о проведении проверки в отношении юридического лица - ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово".
На основании данного распоряжения государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Я., в присутствии директора учреждения К., была проведена проверка юридического лица, в том числе по фактическому месту расположения детского оздоровительного лагеря "Елочка" в урочище Федяево, о чем составлен акт от 17 июня 2021 г.
По результатам проверки государственным инспектором вынесено предписание N 113/1/1 от 17 июня 2021 г. о необходимости разработки в срок до 1 мая 2022 г. мер пожарной безопасности, предусматривающих создание необходимых противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Я. не содержит указания на конкретные действия по устранению ОГБУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" допущенных нарушений, что исключает возможность установления соответствия изложенных в нем требований положениям действующего законодательства, и свидетельствует о несоответствии обжалуемого предписания критерию исполнимости. ДОЛ "Елочка" был готов приему детей на летний период 2021 года и каких-либо нарушений в обеспечении пожарной безопасности в организации отдыха детей и их оздоровления, установлено не было, что подтверждается актом от 26 мая 2021 г. В приемке данного лагеря и вынесении заключения участвовал главный государственный инспектор г. Черемхово, г. Свирска, Черемховского района по пожарному надзору С., которым не было высказано каких-либо замечаний. При рассмотрении дела также не было предоставлено административным ответчиком особого мнения указанного должностного лица при приемке лагеря к отдыху детей, таковое особое мнение состоялось только после вынесения предписания и после окончания летнего периода, а именно 6 сентября 2021 г. Готовность лагеря к приему детей также подтверждается и декларацией пожарной безопасности, которая была зарегистрирована в ОНД и ПР по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району 11 марта 2021 г. В обжалуемом предписании не конкретизированы действия которые необходимо совершить исполнителю в целях устранения выявленного нарушения. ДОЛ "Елочка" расположен в урочище "Федяево" Черемховского района, квартал 2, выдел 2, Черемховской дачи, Голуметского участкового лесничества, Черемховского лесничества. Земли лесного фонда (лесные насаждения) Черемховского лесничества, примыкающие к детскому оздоровительному лагерю "Елочка" относятся к защитным лесам, и являются нерестоохранными полосами лесосырьевой базы. Осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности (в том числе противопожарных разрывов) не относится к установленным законодательством исключениям, при которых допускается рубка в защитных лесах.
Судебная коллегия не может согласиться с принятым решением по следующим основаниям.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и иными субъектами.
В целях указанного Федерального
закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К мерам пожарной безопасности относятся действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В свою очередь требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Федеральный государственный пожарный надзор подразумевает деятельность уполномоченных федеральных и региональных органов, подведомственных им государственных учреждений, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством о пожарной безопасности, посредством проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых ими объектов защиты, территорий, земельных участков, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со
статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей, защита имущества при пожаре. Такая система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности (
часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Согласно
пункту 36 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарным разрывом считается нормированное расстояние между зданиями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Статьей 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, а также от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений
(часть 2).
Доводы административного истца, о том, что в предписании не указан способ устранения выявленных нарушений, оно носит неопределенный характер и не отвечает требованию законодательства об исполнимости, судебной коллегией отклоняются.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемым предписанием учреждению как владельцу ДОЛ "Елочка" на праве оперативного управления предписано в срок до 1 мая 2022 г. разработать меры пожарной безопасности, предусматривающие создание противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений в лесничествах, расположенных вне лесничеств. Отсутствие конкретных указаний не является препятствием для исполнения предписания; соответствующие действия, которые необходимо совершить в целях устранения выявленного нарушения, и способ исполнения учреждение вправе определить самостоятельно.
В
пункте 74 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 м, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Согласно
приложению N 9 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации в паспорте территории организации отдыха детей и их оздоровления, подверженной угрозе лесных пожаров, территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, подверженной угрозе лесных пожаров должны быть указаны сведения о соблюдении требований пожарной безопасности, в том числе: противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы детского лагеря, территории садоводства или огородничества с лесным участком (участками); организация и проведение своевременной очистки территории, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и других горючих материалов.
Пунктом 4.14 Свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных
приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 (в редакции Приказа МЧС России от 14 февраля 2020 г. N 89) установлено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. При определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6, [1], [2],
СП 155.13130 и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности. Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.
Информационным
письмом МЧС России от 4 сентября 2020 г. N 43-6900-19 "О порядке применения свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", разъяснено, что выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
При разрешении заявленных исковых требований судебной коллегией учитывается, что требование в оспариваемом предписании об установлении противопожарных расстояний в рассматриваемом случае связано с обеспечением пожарной безопасности объектов, предназначенных для нахождения детей, и не соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе по пожарным разрывам, может привести к недопустимому риску для безопасности их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара. С учетом этого, судебная коллегия приходит к выводу, что учреждение обязано соблюдать актуальные требования пожарной безопасности.
В силу
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для удовлетворения заявленных административных исковых требований суду необходимо установить как несоответствие решений, действий органа власти нормативным правовым актам, так и нарушение указанными решениями, действиями прав административного истца.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (
пункт 1 части 9 и
часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изложенные административным истцом в обоснование административного иска доводы, оцениваемые применительно к нормам материального и процессуального закона, регулирующим рассматриваемые правоотношения, не свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод, что обжалуемый судебный акт не отвечает требованиям законности и обоснованности, решение Черемховского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2022 г. подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь
пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2022 г. по данному административному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Черемхово, городу Свирску и Черемховскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области, государственному инспектору г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Я. о признании незаконным и отмене предписания отказать.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
И.М.АБРАМЧИК
Судьи
Л.Л.КАРАКИЧ
Н.Н.ИСАКОВА