Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2019 по делу N 33-8045/2019
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке в очередь, признании права на постановку на учет, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, обратился с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в чем истцу было отказано в связи с ухудшением им жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2019 по делу N 33-8045/2019
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке в очередь, признании права на постановку на учет, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, обратился с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в чем истцу было отказано в связи с ухудшением им жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено в части.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2019 г. по делу N 33-8045/2019
судья Филиппова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца А. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2019 года по делу
по иску А. к УФСИН России по Алтайскому краю о признании решения незаконным, признании права и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Алтайскому краю о признании незаконным решения территориальной комиссии ФСИН России по Алтайскому краю об отказе в постановке в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на постановку на учет для получения единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование иска указал, что он с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
ДД.ММ.ГГ обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением Комиссии УФСИН России от ДД.ММ.ГГ ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с ухудшением заявителем жилищных условий с ДД.ММ.ГГ. Полагает данное решение незаконным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований А. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе А. просит решение суда отменить, ссылаясь в обоснование доводов на неверный вывод суда о том, что причиной к отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило, в том числе, непредставление обязательного пакета документов. Нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность сотрудника предоставлять в Комиссию документы, не предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. А. не являлся членом семьи собственника квартиры <адрес> в которой проживал с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 1 постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Комиссия должна была выяснить волеизъявление собственника жилого помещения на вселение А. в качестве члена семьи. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции должен был сослаться на п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не на п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного закона.
В суде апелляционной инстанции истец А., его представитель Г. настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы по ее доводам, представитель ответчика УФСИН России по Алтайскому краю - П. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения частной жалобы, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав истца, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, являлся капитаном внутренней службы, заместителем дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ МК-3 УФСИН России по Алтайскому краю.
Выслуга лет в календарном исчислении на ДД.ММ.ГГ составила *** ДД.ММ.ГГ истец обратился в территориальную комиссию УФСИН по Алтайскому краю для решения вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья. В качестве основания для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения А. указано то, что он не является собственником жилого помещения.
Решением комиссии, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГ ***, ему отказано в постановке на жилищный учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с ухудшением заявителем жилищных условий ДД.ММ.ГГ.
Как следует из документов, представленных истцом в комиссию ФСИН России, А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ был постоянно зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью *** кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве общей долевой собственности <ФИО 1> <ФИО 2> являющимися его родственниками, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проживал по тому же адресу временно. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ временно, с ДД.ММ.ГГ постоянно А. зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью *** кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <ФИО 3>
Данные о месте регистрации за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в паспорте истца отсутствуют.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, А. представил договоры найма жилого помещения, заключенные между ним и <ФИО 1> от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, в соответствии с которыми наймодатель (<ФИО 1>) предоставляет, а наниматель (А.) получает во временное владение и пользование *** комнату в *** комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. За нанимаемую комнату нанимателем уплачивается месячная плата в размере 5000 руб.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, поскольку А. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи собственника, при этом обеспеченность площадью жилого помещения на каждого члена семьи составила более *** кв. м, а именно, *** кв. м. Регистрацией в жилом помещении, общей площадью *** кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <ФИО 3> истец ухудшил свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия находит вывод суда неверным в силу следующего.
Как следует из рапорта А. о постановке на жилищный учет для получения единовременной социальной выплаты, адресованного начальнику УФСИН России по Алтайскому краю, в качестве основания для получения указанной выплаты им указано то, что он является сотрудником, имеющим общую выслугу более 10 лет, а также не является собственником жилого помещения.
Таким образом, в качестве основания для получения единой социальной выплаты, истцом в рапорте указан п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, то есть то, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Вместе с тем, исходя из анализа решения территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГ ***, об отказе А. в постановке на жилищный учет, следует, что заявление истца рассмотрено с точки зрения наличия у него права на получение единой социальной выплаты на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, то есть исходя из того, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Вместе с тем, из пакета документов, представленных А. в территориальную комиссию УФСИН России по Алтайскому краю, не следует, что истец был зарегистрирован в жилом помещении, площадью *** кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи собственника. Вывод комиссии об указанном, является бездоказательным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что рапорт А. о получении единой социальной выплаты для приобретения жилого помещения не рассмотрен территориальной комиссией УФСИН по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования А. к УФСИН России по Алтайскому краю о признании незаконным решения территориальной комиссии ФСИН России по Алтайскому краю об отказе в постановке в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за ним права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГ удовлетворить частично.
Признать решение территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** незаконным.
Обязать территориальную комиссию УФСИН России по Алтайскому краю рассмотреть заявление А. в установленном законом порядке.