Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 20.02.2019 по делу N 33-1382/2019
Требование: О взыскании излишне выплаченного денежного довольствия.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком не представлено обоснование причин, по которым ему невозможно было получить медицинские услуги в медицинских учреждениях, с которыми заключены договоры (государственные контракты) об оказании медицинских услуг, представленная справка о временной нетрудоспособности не является надлежащим доказательством временной нетрудоспособности ответчика, поскольку не соответствует установленной форме.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 20.02.2019 по делу N 33-1382/2019
Требование: О взыскании излишне выплаченного денежного довольствия.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком не представлено обоснование причин, по которым ему невозможно было получить медицинские услуги в медицинских учреждениях, с которыми заключены договоры (государственные контракты) об оказании медицинских услуг, представленная справка о временной нетрудоспособности не является надлежащим доказательством временной нетрудоспособности ответчика, поскольку не соответствует установленной форме.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2019 г. по делу N 33-1382/2019
Судья Репринцева Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Ромашовой Т.А., Параскун Т.И.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2018 года по делу
по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" к Д. <данные изъяты> о взыскании излишне выплаченного денежного довольствия.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к Д. о взыскании излишне выплаченного денежного довольствия.
В обоснование требований указало, что в ходе служебной проверки, проведенной 22 февраля 2018 года, установлено, что Д. выплачено денежное довольствие за период освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности за период с 26.05.2017 по 08.06.2017 по справке о временной нетрудоспособности сотрудников внутренних дел, военнослужащих, сотрудников УИС от 26.05.2017 N 47, выданной НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Рубцовск ОАО "РЖД", в сумме 19 728 руб. 08 коп.
Для получения медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения сотрудники обращаются в ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России для выдачи направления при наличии медицинских показаний. Ответчиком не представлено обоснование, по каким причинам ему невозможно было получить медицинские услуги в медицинских учреждениях, с которыми заключены договоры (государственные контракты) на оказание медицинских услуг. Представленная справка о временной нетрудоспособности не является надлежащим доказательством временной нетрудоспособности ответчика, поскольку не соответствует установленной форме, а также требованиям
ст. 44.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с Д. излишне выплаченное денежное довольствие по листку нетрудоспособности за период с 26.05.2017 по 08.06.2017 в сумме 19 728 руб. 08 коп.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю просит решение отменить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Указывает, что вывод суда об отсутствии у Д. возможности обратиться за медицинской помощью в государственные или медицинские учреждения противоречит материалам дела, в том числе ответам на судебный запрос, поступившим из медицинских учреждений г. Рубцовска. УФСИН России по Алтайскому краю заключены государственные контракты с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения для оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в том числе и в г. Рубцовске. 28 апреля 2017 года и 02 мая 2017 года Д. врачом ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России выдавались направления в КГБУЗ "Клинико-диагностический центр г. Рубцовска" для консультации <данные изъяты>, более ответчик за направлениями не обращался. При этом, лечение ответчика в НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Рубцовск ОАО "РЖД" проходило у врача<данные изъяты>
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Д. просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, связанные, в частности, с медицинским обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
ч. 1 ст. 10 названного Закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации (
ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии со
ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространялось действие
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Статьей 44.1 названного Положения установлено, что освобождение сотрудника органов внутренних дел от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинского учреждения органа внутренних дел, а при отсутствии такого учреждения по месту нахождения сотрудника органов внутренних дел - иного медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии с ч. 11 ст. 54 Положения.
При отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников органов внутренних дел медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудники органов внутренних дел имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 54 Положения).
Аналогичные положения содержатся в
п. 16.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06 июня 2005 года N 76, согласно которому сотрудники имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в медицинских учреждениях МВД России.
С 01 августа 2018 года вступил в силу Федеральный
закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с
ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации, осуществляющей медицинское обеспечение сотрудника, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д. проходит службу в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю.
В период с 26 мая 2017 года по 08 июня 2017 года Д. был освобожден от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности на основании справки N 47 о временной нетрудоспособности сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников УИС, выданной НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Рубцовск ОАО РЖД".
Заключением о результатах служебной проверки от 22 февраля 2018 года установлено, что Д. выплачено денежное довольствие за период освобождения от служебных обязанностей по справке, которая в нарушение
ст. 44.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации выдана НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Рубцовск ОАО РЖД", и на которой отсутствуют отметка о регистрации справки, в связи с чем указано на необходимость принятия мер к взысканию денежных средств в сумме 19 728 руб. 08 коп.
Из объяснения Д. следует, что обратившись в апреле 2017 года к врачу-терапевту <данные изъяты> получил от нее направление к врачу-урологу в КБУЗ "Клинико-диагностический центр г. Рубцовска". Лечение в данном учреждении не дало результатов, поэтому он обратился в НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Рубцовск ОАО РЖД", где ему была выдана справка о временной нетрудоспособности. После окончания периода нетрудоспособности он пришел к врачу <данные изъяты>., однако в связи с нахождением ее в отпуске, не смог зарегистрировать справку и сдал ее в отдел кадров без печати врача ФКУЗ МСЧ-22 ФСМН России.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что денежное довольствие в спорный период выплачено Д. в установленном законом порядке, доказательств того, что отсутствовали основания для выдачи справки о временной нетрудоспособности ответчика, истцом не представлено, как не представлено и доказательств наличия виновных противоправных действий ответчика Д., приведших к возникновению ущерба у работодателя.
Судебная коллегия с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований соглашается исходя из следующего.
Действительно, как указано в апелляционной жалобе, отношения по медицинскому обслуживанию, по освобождению сотрудников уголовно-исполнительной системы от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются специальными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми временная нетрудоспособность сотрудника уголовно-исполнительной системы должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы ФСИН России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, в случае, когда по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти не имеется либо когда в них отсутствуют соответствующие отделения или специальное медицинское оборудование.
Вместе с тем, механизм реализации сотрудником уголовно-исполнительной системы права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью установлен в приведенной
ст. 44.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в
п. 18 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 08 ноября 2006 года N 895, согласно которому документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России, выданные иными медицинскими учреждениями, подлежат регистрации в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления указанных лиц на медицинское обслуживание.
Как следует из материалов дела на территории г. Рубцовска Алтайского края отсутствуют ведомственные медицинские учреждения системы Федеральной службы исполнения наказаний, для оказания в 2017 году медицинской помощи сотрудникам учреждений исполнения наказания, расположенных в г. Рубцовске Алтайского края, были заключены государственные контракты с краевыми государственными учреждениями здравоохранения.
В г. Рубцовске Алтайского края работает врач-терапевт филиала ЦМСР ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России <данные изъяты> в должностные обязанности которой входит выдача направлений в медицинские учреждения, с которыми заключены контракты, регистрация справок о временной нетрудоспособности.
Согласно информации ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России врач-терапевт <данные изъяты> в период с 22.05.2017 по 19.06.2017 находилась в очередном отпуске, в указанный период в целях осуществления направления сотрудников уголовно-исполнительной системы в медицинские учреждения, все направления передавались в отделы кадров исправительных учреждений г. Рубцовска Алтайского края.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании 23 ноября 2018 года в период нахождения врача <данные изъяты> в отпуске справки о временной трудоспособности не регистрируются (л.д. 181).
Поскольку сотрудник ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН, в обязанности которого входит регистрация документов о временной нетрудоспособности, выданных иными медицинскими учреждениями, в период с 22.05.2017 по 19.06.2017 отсутствовал, Д. объективно не мог зарегистрировать справку о временной нетрудоспособности, выданную ему НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Рубцовск ОАО "РЖД", в связи с чем он обоснованно передал ее работодателю.
В справке имеется отметка заместителя начальника отдела охраны исправительной колонии о том, что Д. приступил к службе с 10 июня 2017 года, данная справка была принята отделом кадров учреждения.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о нарушении ответчиком требований
п. 18 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 08 ноября 2006 года N 895.
Законность выдачи Д. медицинским учреждением справки о нетрудоспособности истцом не оспорена, дни отсутствия по месту службы прогулами не признаны.
В силу ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий; нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность. Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются, в частности, отсутствие сотрудника органов внутренних дел по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного рабочего времени.
В соответствии с положениями
ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом и иными федеральными законами. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (
часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (
часть третья статьи 157 настоящего Кодекса).
Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (
часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (
часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Согласно
ч. 1 ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено этим
кодексом или иными федеральными законами.
В силу
ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из положений указанных норм права на сотрудника может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный учреждению или органу уголовно-исполнительной системы, при наличии виновного противоправного поведения сотрудника, приведшего в результате к возникновению ущерба.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, виновное противоправное поведение со стороны ответчика Д., повлекшее излишнюю выплату ему денежного довольствия, отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" - без удовлетворения.