Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 04.09.2019 по делу N 33-8295/2019
Требование: О признании незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании зачесть в страховой стаж периоды работы, назначении пенсии.
Обстоятельства: Решением органа Пенсионного фонда РФ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 04.09.2019 по делу N 33-8295/2019
Требование: О признании незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании зачесть в страховой стаж периоды работы, назначении пенсии.
Обстоятельства: Решением органа Пенсионного фонда РФ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: Требование удовлетворено частично.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2019 г. по делу N 33-8295/2019
Судья Ласуков Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Медведева А.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 03 июня 2019 года
по делу по иску Д. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и возложении обязанности зачесть периоды работы в страховой стаж и назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) (далее - УПФ) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; возложении обязанности зачесть в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес> Алтайского края; назначении пенсии с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ истец обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях". Решением УПФ от ДД.ММ.ГГ *** в досрочном назначении страховой пенсии отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы, при этом указанные периоды не включены в специальный стаж. С решением УПФР истец не согласен, полагает он имеет право на досрочную пенсию.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 03.06.2019 исковые требования Д. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности зачесть периоды работы в трудовой стаж и назначении пенсии, удовлетворены.
Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГ *** признано незаконным.
На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес>.
На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Д. пенсию с ДД.ММ.ГГ в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Взысканы с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) в пользу Д. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес> Алтайского края, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Жалоба мотивирована тем, что наименование организации не соответствует наименованию организации, предусмотренной Списком N 437 от 18.06.2002. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. По штатному расписанию наименование профессии "водитель пожарной части отряда" не соответствует наименованию профессии, предусмотренной Списком N 437 от 18.06.2002 "водитель (шофер) автомобиля (пожарного)". Наименование профессий и должностей в трудовой книжке не соответствуют штатному расписанию, приказам о приеме, переводе на работу.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец Д. просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы и представленные возражения истца, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части в связи с неправильном применении норм материального права (п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Д. обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением УПФ от ДД.ММ.ГГ *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием стажа.
При этом ответчиком в специальный стаж истца не зачтены периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес>, так как сведения за данный период представлены страхователем в Пенсионный фонд как работа на общих основаниях.
Согласно сведениям ответчика специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 от 28.12.2013, составляет 16 лет 8 месяцев 9 дней.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и включения спорных периодов работы истца в специальный стаж и для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку указанные периоды относятся к работе на должностях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; истец, как при поступлении на работу в пожарную часть, так и в спорный период времени, работал в государственной противопожарной службе, характер работы, должностные обязанности и условия работы не изменились.
Поскольку решение суда оспаривается только в части удовлетворенных требований о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не соглашается, полагая доводы жалобы заслуживающими внимания исходя из следующего.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована с 01.01.2002 в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 N 1376-р "О решении комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС России" и постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" на базе Управления государственной противопожарной службы МЧС России Алтайского края создано с 01.05.2005 краевое государственное учреждение Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, учредителем которого является Администрация Алтайского края. На Управление возложены функции по осуществлению на территории Алтайского края деятельности в области гражданской обороны, а также деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе по организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно приказу МЧС России от 30.12.2004 N 631 "О создании отрядов ГПС по субъектам Российской Федерации", постановлением администрации Алтайского края от 09.08.2007 N 355 "Об обеспечении деятельности краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" и приказом Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 09.06.2007 N 155 "О создании подразделений ГПС МЧС России по Алтайскому краю" с 01.08.2007 созданы территориальные подразделения - Отряды Государственной противопожарной службы и Пожарной части ГПС МЧС России по Алтайскому краю, которые находились в подчинении Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
Из представленных документов следует, что пожарно-спасательный отряд государственной противопожарной службы <адрес> являлось обособленным структурным подразделением управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае и входил в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации - Алтайского края, финансируемый за счет средств краевого бюджета.
Как следует из трудовой книжки, истец с ДД.ММ.ГГ принят в <данные изъяты> пожарно-спасательный отряд ПАСС УВД Алтайского края водителем 1 класса пожарного автомобиля (приказ от ДД.ММ.ГГ ***); приказом УВД *** от ДД.ММ.ГГ пожарно-спасательный отряд ПАСС УВД переименован в отряд государственной противопожарной службы УВД Алтайского края; ДД.ММ.ГГ уволен в связи с переводом по ст. 77 п. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ от ДД.ММ.ГГ ***л/с); ДД.ММ.ГГ принят на должность водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГ ***л/с); приказом ГУ МЧС *** от ДД.ММ.ГГ пожарно-спасательный отряд государственной противопожарной службы по охране <адрес> реорганизован в отряд Государственной противопожарной службы *** МЧС России по Алтайскому краю (<адрес>) с ДД.ММ.ГГ; ДД.ММ.ГГ переведен на должность водителя пожарного автомобиля отряда государственной противопожарной службы *** МЧС России по Алтайскому краю (<адрес>).
Согласно архивной справке ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, выданной по документам архивного фонда отряда государственной противопожарной службы *** МЧС России по Алтайскому краю (<адрес>), "Приказы отряда Государственной противопожарной службы по охране <адрес> Управления Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Алтайского края по основной деятельности по личному составу" за 1989-1995 годы, "Приказы пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы по охране <адрес> Управления по обеспечению мероприятий и области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае по основной деятельности по личному составу" за 2000-2005 годы, истец принят на должность водителя пожарного автомобиля 1 класса (так в документе) с ДД.ММ.ГГ (приказ от ДД.ММ.ГГ ***), уволен по ст. 77 п. 5 (переводом к другому работодателю) с ДД.ММ.ГГ (приказ от ДД.ММ.ГГ ***л/с), принят на должность водителя пожарного автомобиля (так в документе) с ДД.ММ.ГГ (приказ от ДД.ММ.ГГ ***л/с).
Из справки уточняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданной ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ следует, что Д. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал водителем пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес>, отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес>, пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес>, с полным рабочим днем, в режиме полной рабочей недели. Справка выдана на основании книг приказов по личному составу.
Из анализа указанных положений и представленных доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГ пожарно-спасательный отряд государственной противопожарной службы, где работал истец, находился в ведении краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" и выполнял функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
При указанных обстоятельствах, довод истца о том, что в период до ДД.ММ.ГГ он был трудоустроен в иной организации, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, судебной коллегией во внимание не принимается.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Д. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования, однако выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не содержит сведений об особых условиях труда, сведения представлены страхователем как работа на общих основаниях.
Вывод суда, что в спорный период времени характер деятельности истца и обязанности не менялись, признается судебной коллегией не состоятельным, поскольку определение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсий, а также и условий их назначения, входит в компетенцию законодателя.
Кроме того, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения, в связи с чем, законодательно закреплено их право на льготное пенсионное обеспечение.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-0-0 от 05.02.2009 по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, соглашаясь с доводами жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что досрочная страховая пенсия по старости работнику противопожарной службы субъекта Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем период работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес> не обоснованно включен судом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем в указанной части решение подлежит отмене, с принятием нового решения.
В связи с исключением периода с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ из льготного стажа, право на назначение досрочной пенсии у истца с ДД.ММ.ГГ не возникает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (межрайонное) удовлетворить.
Решение Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить в части включения в специальный стаж Д. периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда государственной противопожарной службы по охране <адрес>, назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.