Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Челябинского областного суда от 31.10.2011 по делу N 33-11739/2011
Иск о понуждении создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты удовлетворен в части требований правомерно, поскольку установлено, что не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся и иных участников образовательного процесса.
Определение Челябинского областного суда от 31.10.2011 по делу N 33-11739/2011
Иск о понуждении создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты удовлетворен в части требований правомерно, поскольку установлено, что не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся и иных участников образовательного процесса.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2011 г. по делу N 33-11739/2011
Судья: Болбат С.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Трапезниковой И.И.,
судей Кучина М.И., Шигаповой С.В.,
при секретаре К.
31 октября 2011 года в открытом судебном заседании в г. Челябинске рассмотрела гражданское дело по кассационным жалобам Правительства Челябинской области, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителей: Правительства Челябинской области - С., Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - Т. и И., Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Р., прокурора прокуратуры Челябинской области - Минкиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Челябинской области о понуждении создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие, установленный
статьей 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008 года, нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты:
- Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (далее МОУ СОШ) N ****, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****;
- МОУ СОШ N **** - г. Челябинск, ул. ****, ****, пос. Федоровка;
- МОУ СОШ N **** - г. Челябинск, ул. ****, **** - ****;
- филиал МОУ СОШ N **** - г. Челябинск, пос. Сосновка, ул. ****, ****;
- филиал МОУ СОШ N **** - г. Челябинск, пос. Каштак;
- филиал МОУ СОШ N **** - г. Челябинск, ул. ****, ****;
- филиал МОУ СОШ N **** - г. Челябинск, пос. Исаково, ул. ****, ****;
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад (далее МДОУ ДС) N ****, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, ул. ****, **** (ЧВАКУШ);
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, ул. ****, ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, ул. ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, пос. Сосновка, ул. ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, пос. Федоровка, ул. ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, пос. Федоровка, ул. ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, ул. ****, ****;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, ул. ****, пос. Каштак;
- МДОУ ДС N **** - г. Челябинск, ул. ****, ****.
В обоснование указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в отношении указанных учреждений, расположенных на территории города Челябинска, не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся (воспитанников) и иных участников образовательного процесса. Для устранения данных нарушений необходимо создание подразделений пожарной охраны (в т.ч. строительство пожарных депо) непосредственно приближенных к указанным объектам. Обязанность по выполнению данной государственной функции отнесена законом к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые в лице Правительства Челябинской области не исполняют меры пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор Звонарева Т.Ю., представитель третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Р. на удовлетворении заявленных требований настаивали. Представители: ответчика Правительства Челябинской области - С., третьих лиц Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - Ф., ОГУ "Противопожарная служба Челябинской области" - З. против их удовлетворения возражали.
Суд вынес решение, которым иск прокурора удовлетворил частично, обязал Правительство Челябинской области в срок до 01.07.2012 года создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие установленный
ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" нормативный уровень прибытия в случае вызова в следующие учреждения образования г. Челябинска:
- МОУ СОШ N **** (п. Чурилово, ул. ****, ****);
- МОУ СОШ N **** (п. Сосновка, ул. ****, ****);
- МДОУ ДС N **** (п. Чурилово, ул.**** - ****, ****);
- МДОУ ДС N **** (п. Чурилово, ул. ****, ****);
- МДОУ ДС N **** (п. Сосновка, ул. ****, ****).
В остальной части иска прокурору отказано.
В кассационной жалобе Правительство Челябинской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора. Полагает, что суд не дал оценки положениям
ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности", не проанализировал представленные прокурором планы тушения пожаров, которые указывают на то, что 17 учреждений образования в границах города Челябинска находятся под охраной подразделений федеральной пожарной охраны. Суд не указал, почему в случае невыполнения ими требования по времени прибытия первого подразделения к месту вызова должны быть созданы подразделения областной противопожарной службы, а не подразделения федеральной пожарной охраны.
В кассационной жалобе Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области также просит отменить решение суда, в иске прокурору отказать. Полагает, что суд в совокупности не исследовал положения
статей 18 и
16 Федерального закона "О пожарной безопасности" и полномочия органов государственной власти в области пожарной безопасности.
Заслушав пояснения явившихся сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия в соответствии с
ч. 1 ст. 347 ГПК РФ не установила оснований к отмене решения в обжалуемой части.
В соответствии с
п. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ от 06.10.1999 года, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным
Конституцией РФ, указанные в
пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Подпунктом 31 п. 2 указанной статьи в редакции Федерального
закона от 25.10.2006 N 172-ФЗ к полномочиям субъекта РФ относится организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности отнесено, в т.ч. нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Челябинской области "О пожарной безопасности в Челябинской области" N 342-30 от 16.12.2004 г. в действующей редакции к полномочиям Правительства Челябинской области относится: принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации областных подразделений Государственной противопожарной службы Челябинской области; установление численности Государственной противопожарной службы Челябинской области; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); осуществление иных полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статьей 2 вышеуказанного Закона установлено, что Государственная противопожарная служба Челябинской области является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и входит в Государственную противопожарную службу.
Основными задачами Государственной противопожарной службы Челябинской области являются: организация и осуществление в установленном законодательством порядке охраны населенных пунктов и организаций от пожаров; обеспечение и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ.
В систему Государственной противопожарной службы Челябинской области входят: орган управления; областные подразделения Государственной противопожарной службы Челябинской области по охране населенных пунктов; областные подразделения Государственной противопожарной службы Челябинской области по охране объектов, включенных в перечень объектов, охраняемых противопожарной службой Челябинской области; областные подразделения Государственной противопожарной службы Челябинской области по охране организаций, созданные на основе договоров с данными организациями; организации, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области, в целях выполнения задач, возложенных на Государственную противопожарную службу Челябинской области.
В соответствии со ст. 3 закона Челябинской области N 342-30 областные подразделения Государственной противопожарной службы Челябинской области создаются в соответствии с расчетной численностью личного состава и необходимым количеством областных подразделений противопожарной службы Челябинской области, позволяющим обеспечить предусмотренный законодательством уровень противопожарной защиты граждан, организаций и населенных пунктов Челябинской области.
Областные подразделения Государственной противопожарной службы Челябинской области создаются: в городских округах и административных центрах муниципальных районов Челябинской области; на объектах, включенных в перечень объектов, охраняемых Государственной противопожарной службой Челябинской области; в организациях, охраняемых Государственной противопожарной службой Челябинской области в соответствии с договорами с данными организациями.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Правительство Челябинской области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Ссылки в кассационной жалобе на положения
ст. 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ЗФ года в редакции Федеральных законов от 19.07.2009
N 198-ФЗ, от 29.12.2010
N 442-ФЗ, согласно которой к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится: осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, о незаконности вынесенного судом первой инстанции решения свидетельствовать не могут, поскольку должны применяться во взаимосвязи с положениями приведенных выше
п. 1 ст. 26.3,
пп. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ от 06.10.1999 года в действующей редакции.
Полномочия Правительства Челябинской области определены в ст. 1 Закона Челябинской области "О пожарной безопасности в Челябинской области" N 342-30 от 16.12.2004 г.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не установила.
В соответствии с
п. п. 1 и
2 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
Проведенной проверкой выявлено, не оспаривается сторонами, что установленное вышеуказанной
нормой нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова в отношении указанных в резолютивной части решения объектов, расположенных на территории г. Челябинска, не соблюдается, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья совершеннолетних учащихся (воспитанников) и иных участников образовательного процесса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно возложил на Правительство Челябинской области обязанность устранить указанное нарушение требований пожарной безопасности. Срок проведения указанных мероприятий установлен судом в соответствии с
ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, отвечает требованиям разумности и выполнимости.
Решение суда в обжалуемой части соответствует обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона. Основания к его отмене по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
определила:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Челябинской области, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - без удовлетворения.