Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Челябинского областного суда от 25.07.2011 по делу N 33-7799/2011
Исковые требования о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет пожарных гидрантов, незаконным, возложении обязанности по включению в реестр муниципального имущества указанных гидрантов удовлетворены, так как объекты инженерной инфраструктуры города являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.


Определение Челябинского областного суда от 25.07.2011 по делу N 33-7799/2011
Исковые требования о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет пожарных гидрантов, незаконным, возложении обязанности по включению в реестр муниципального имущества указанных гидрантов удовлетворены, так как объекты инженерной инфраструктуры города являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2011 г. по делу N 33-7799/2011
Судья: Сметанникова С.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Белых А.А.
судей Сакуна Д.Н., Уфимцевой Т.Д.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 05 мая 2011 года по иску прокурора Центрального района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бездействий незаконными, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Сакуна Д.Н. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска С., представителя МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" К., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Минкиной Л.В., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Прокурор Центрального района г. Челябинска обратился в суд с исками к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет пожарных гидрантов, незаконным, возложении обязанности по включению в реестр муниципального имущества указанных гидрантов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что пожарные гидранты на территории Центрального района г. Челябинска находятся в неисправном состоянии и непригодны к использованию, а их эксплуатация без соблюдения установленных требований в отсутствие собственника создает угрозу наступления чрезвычайных ситуаций на территории города и свидетельствует о нарушении прав и интересов неопределенного круга лиц в части безопасности их жизни и здоровья.
Суд постановил решение, которым исковые требования прокурора Центрального района г. Челябинска удовлетворил.
В кассационной Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска просит решение суда первой инстанции отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что до момента признания судом объектов бесхозяйными, они таковыми не являются, а значит отсутствуют правовые основания для включения сведений об объекте в реестр и регистрации права муниципальной собственности, указывая на отсутствие доказательств, свидетельствующих о бездействии Комитета; суд не привлек к участию в дело Территориальное управление Росимущества в Челябинской области и Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области, чьи права и интересы могут быть затронуты обжалуемым решением.
Администрация г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции надлежащим образом извещена, представитель в суд не явился и о причинах неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Из материалов дела следует, что на территории Центрального района г. Челябинска находятся водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1105, расположенная по адресу: г. Челябинск, ***, 173, колодец N 703.38; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1219 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 54; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1235 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 55, колодец N 675.123; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1014 по адресу: г. Челябинск, ***, 80а, колодец N 702.17; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1002 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 6а, колодец N 762.114; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1185 по адресу: г. Челябинск, ***, 157, колодец N 704.88; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1174 по адресу: г. Челябинск, ***, 1836, колодец N 703.149; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1175 по адресу: г. Челябинск, ***, 1836, колодец N 703.03; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1177 по адресу: г. Челябинск, ***, 1836, колодец N 703.05; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1367 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 816, колодец N 764.101; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1483 по адресу: г. Челябинск, ***, 187а, колодец N 703.04; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1217 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 159, колодец N 704.243; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1216 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 159, колодец N 704.242; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1081 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 22, колодец N 703.150; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1015 по адресу: г. Челябинск, ***, 82, колодец N 732.90; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1035 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 75; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1116 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 18; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1051 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 13а, колодец N 733.277; водопроводная сеть с пожарным гидрантом N 1211 по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 866, колодец N 704.239, работа которых направлена на подачу воды для целей пожаротушения, однако эти объекты не включены в реестр муниципальной собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные выше пожарные гидранты являются муниципальной собственностью города Челябинска в силу закона, в связи с чем правомерно удовлетворил требования прокурора Центрального района г. Челябинска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В силу абз. 4 п. 1 Приложения N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (в редакции от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
Пунктом 4 части 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 спорные пожарные гидранты, как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности в силу закона независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке и независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Документами, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности, а до момента внесения объектов в указанные реестры - перечень объектов, определяется в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Таким образом, принимая во внимание, что объекты инженерной инфраструктуры города являются муниципальной собственностью в силу прямого указания названного Постановления, суд правильно пришел к выводу, что уполномоченный орган администрации города Челябинска должен включить их в реестр муниципальной собственности.
В то же время, в соответствии со ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под обеспечением пожарной безопасности понимается разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника пожарных гидрантов, что представляет реальную угрозу для возникновения ситуаций от воздействия опасных факторов пожара и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании.
Поскольку такого рода объекты расположены в административной границе города Челябинска, то отсутствие обращения администрации в Росреестр с заявлением о принятии спорных пожарных гидрантов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поэтому доводы кассационной жалобы о том, что бездействие администрации не доказано, являются несостоятельными.
Также не могут быть приняты во внимание доводы кассатора о нарушении судом требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ, поскольку установление возможности передачи данного имущества в муниципальную собственность к обстоятельствам, подлежащим установлению по данному делу не относятся и подлежат проверке и оценке судом при обращении администрации с заявлением в порядке п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ о признании права муниципальной собственности на эти пожарные гидранты. Предметом же данного дела является обязанность администрации принять эти объекты как бесхозяйные недвижимые вещи на учет в органах, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, который осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Мнение кассатора о том, что постановленным решением затронуты права Территориального управления Росимущества в Челябинской области и Министерства промышленности и природных ресурсов по Челябинской области ошибочно, поскольку доказательств того, что спорные гидранты являются собственностью субъекта Российской Федерации - Челябинской области, материалы дела не содержат.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в соответствии со ст. 364 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 05 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.