Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Пермского краевого суда от 14.12.2011 по делу N 33-12837
Поскольку материалами дела подтверждено, что администрация учреждения принимает меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности, требование прокурора о признании бездействия администрации незаконным удовлетворению не подлежит.


Кассационное определение Пермского краевого суда от 14.12.2011 по делу N 33-12837
Поскольку материалами дела подтверждено, что администрация учреждения принимает меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности, требование прокурора о признании бездействия администрации незаконным удовлетворению не подлежит.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2011 г. по делу N 33-12837
Судья Нигаметзянова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Лаврентьева В.Ю. и судей Мезениной М.В., Елецких О.Б., при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе ФГОУ СПО <...> на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 15 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Мотовилихинского района г. Перми, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования <...> о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности и понуждении к их выполнению, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования <...> по исполнению требований пожарной безопасности.
Обязать Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <...> в срок до 15 января 2012 года выполнить мероприятия по устранению нарушений следующих правил пожарной безопасности:
- восстановить защитный слой штукатурки в поэтажных коридорах общежития <...> (1, 2, 3-й этажи) в подвальном помещении ППД 01-03 п. 36; демонтировать подвесной потолок, смонтированный по горючему каркасу в поэтажных коридорах общежития <...> (1, 2 этажи) ППД 01-03 п. 3; демонтировать горючую отделку стен и пола (масляная краска, линолеум) на путях эвакуации в общих коридорах общежития <...> (1, 2 этажи) ППД 01-03 п. 53.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснение представителя колледжа З., представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования <...> о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности и понуждении к их выполнению.
В обоснование требований указал, что по результатам плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектором З. ОГПН г. Перми, проведенной 09.11.2009 года в общежитии ФГОУ СПО <...>, 15.12.2009 года в адрес должностного лица было выдано предписание N 697/1/1-13 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.12.2010 года, состоящее из 13 пунктов.
Вновь проведенной проверкой 21.12.2010 г. по 18.01.2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности и соблюдения требований пожарной безопасности выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля - предписания N 697/1/1-13 от 15.12.2009 года. Считают, что администрацией ФГОУ СПО <...> не принимаются меры к устранению нарушений Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", не выполняется возложенная законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности".
Прокурор просит признать незаконным бездействие Федерального Государственного образовательного учреждения СПО <...> по исполнению требований пожарной безопасности и обязать ФГОУ СПО <...> выполнить мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности: провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений кровли с составлением соответствующего акта ППБ 01-03 п. 41 (пункт 1 предписания N 697/1/1-13 от 15.12.2010 г.);
Двери лестничных клеток оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворе ППД 01-03 п. 3 (п. 5 Предписания...);
На наружных стенах здания установить указатели места нахождения ближайших пожарных гидрантов ППБ оО-ОЗ п. 90 (п. 6 Предписания...);
Восстановить защитный слой штукатурки в поэтажных коридорах общежития (1, 2, 3-й этажи), в подвальном помещении ППД 01-03 п. 36 (п. 11 Предписания...); Демонтировать подвесной потолок, смонтированный по горючему каркасу в поэтажных коридорах (1, 2 этажи) ППД 01-03 п. 3 (п. 12 Предписания...);
Демонтировать горючую отделку стен и пола (масляная краска, линолеум) на путях эвакуации в общих коридорах (1. 2 этажи) ППД 01-03 п. 53 (п. 13 Предписания N 697/1/1-13).
Определением суда от 27.07.2011 года Министерство образования и науки Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.
Судом постановлено, приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ФГОУ СПО <...> просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что суд необоснованно не привлек в качестве соответчиков Министерство образования и науки, как учредителя, Территориальное управление Росимущества по Пермскому краю, как представителя собственника недвижимого имущества и УФК по Пермскому краю, как распорядителя бюджетных средств. Судом не учтено, что администрацией принимаются все необходимые меры по выполнению предписания, однако из-за отсутствия финансирования устранить оставшиеся 3 пункта предписания невозможно.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части признания незаконным бездействия администрация колледжа, связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неверном применении норм процессуального и материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, согласно которому в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане), а также должностными лицами требований пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 6 Положения).
Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 10 Положения).
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, а также положения ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по устранению правил пожарной безопасности следует возложить непосредственно на Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <...>, при этом суд верно указал, что недостаточное финансирование не освобождает от обязанности выполнения мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.
Между тем, суд ошибочно пришел к выводу о незаконности бездействия администрации ФГОУ СПО <...>, дав оценку актам проверки от 15.12.2009 года, от 18.01.2011 года, и не принимая во внимание то обстоятельство, что с в настоящее время администрация принимает меры по устранению нарушений указанных в актах. В материалах дела имеются письменные доказательства, исследованные судом первой инстанции, подтверждающие доводы администрации о принятых и принимаемых в настоящее время мерах. Согласно представленному акту обследования от 22.06.2011 года ФГОУ СПО <...> по предписанию N 697/1/1-13 от 15.12.2009 года не устранены нарушения требований пожарной безопасности из 13 пунктов, только три, а именно: не восстановлен защитный слой штукатурки в поэтажных коридорах общежития (1, 2, 3-й этажи) в подвальном помещении ППД 01-03 п. 36; подвесной потолок, смонтирован по горючему каркасу в поэтажных коридорах общежития (1, 2 этажи) ППД 01-03 п. 3; допущена горючая отделка стен и пола (масляная краска, линолеум) на путях эвакуации в общих коридорах общежития (1, 2 этажи) ППД 01-03 п. 53.
Суду первой инстанции были представлены план работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 697/1/1-13 от 15.12.2009 года, протоколы испытания наружных наклонных пожарных лестниц от 22.06.2010 года, локальный сметный расчет от 12.05.2011 года на текущий ремонт поэтажных коридоров общежития ФГОУ СПО <...>, локальная, смета N 1, локальный сметный расчет по состоянию на 1 квартал 2011 года.
Таким образом, законных оснований для вывода о соответствующем бездействии администрации колледжа, не имелось.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что незаконного бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности со стороны администрации ФГОУ СПО <...> не имеется, поэтому оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 258 ГПК РФ для удовлетворения заявления прокурора о признании бездействия незаконным, не имелось.
С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 15 сентября 2011 года отменить в части признания незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности со стороны администрации ФГОУ СПО <...>, принять в указанной части новое решение об отказе прокурору Мотовилихинского района в указанных требованиях.
В остальной части решение оставить без изменения.