Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 N 88-16788/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 10.05.2023 по делу N 33-1811/2023 (УИД 04RS0018-01-2023-000163-26)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Обстоятельства: При проведении проверки выявлена несанкционированная свалка, размещенная в границах муниципального образования без учета требований в области охраны окружающей среды.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 10.05.2023 по делу N 33-1811/2023 (УИД 04RS0018-01-2023-000163-26)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Обстоятельства: При проведении проверки выявлена несанкционированная свалка, размещенная в границах муниципального образования без учета требований в области охраны окружающей среды.
Решение: Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 мая 2023 г. по делу N 33-1811/2023
судья Орлов А.С.
УИД 04RS0018-01-2023-000163-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии: Чупошева Е.Н., Болдонова А.И.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки по апелляционной жалобе представителя ответчика - руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства Б. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 03.03.2023 г., которым исковые требования удовлетворены и постановлено: Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки путем освобождения земельного (лесного) участка в <...> от отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Болдонова А.И., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки путем освобождения земельного (лесного) участка в <...> от отходов производства и потребления, мотивируя тем, что собственник указанных отходов не установлен, в Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства, которое наделено полномочиями, в том числе, по использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства Б. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в исковых требованиях, указав, что суд первой инстанции ошибочно возложил обязанность по устранению свалки на Агентство. Материалами дела не представлено доказательств отнесения работ по ликвидации несанкционированных свалок к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов, установленных действующим лесным законодательством. Взаимосвязь между полномочием Агентства по охране лесов и защите лесов от загрязнения и ликвидацией несанкционированных свалок, в нарушении статьи 56 ГПК РФ материалами дела не доказана. Полномочия, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами, возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия. Судом первой инстанции было отказано в привлечении МПР РБ в качестве соответчика. Полномочия собственника относительно федерального имущества осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства. Несанкционированная свалка находится рядом с ограждением на землях лесного фонда <...> <...> <...>. Администрацией МО "Баргузинский район", Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не принято мер по введению в эксплуатацию полигона для размещения твердых бытовых отходов.
Закупка на ликвидацию несанкционированной свалки может быть размещена в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В судебном заседании представитель ответчика Ж. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители истца Х., Ц. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, за границами земельного участка с кадастровым номером <...> с <...> сторон на землях государственного лесного фонда размещены твердые коммунальные отходы площадью <...> кв. м.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N <...> от ... г. на землях лесного фонда в <...> находится указанная свалка, состоящая из отходов из жилищ, бумаги, картона, стекла, полиэтилена, пластмасс, коробок, одежды, бытовых товаров, пищевых отходов, металла, дерева, резины, обуви, строительного мусора.
Так, отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 3 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированной свалки проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда не свалку нет. Признаков проведения работ по уходу за свалкой не выявлено.
Согласно акту рейдового осмотра обследования территории лесного участка от ... г. N <...> в ходе проведения осмотра территории лесного фонда <...> установлено, что указанная несанкционированная свалка расположена в <...>.
Кроме того, ранее Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории проводилась проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что указанная свалка расположена на землях лесного фонда в <...>.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
По данным фактам ... г. в адрес Республиканского агентства лесного хозяйства направлена информация о необходимости ликвидировать несанкционированную свалку.
По результатам рассмотрения информации Республиканским агентством лесного хозяйства проведено обследование данной свалки, установлены фотоловушки в целях пресечения деятельности по захламлению территории лесного фонда.
Однако Республиканским агентством лесного хозяйства меры по ликвидации несанкционированной свалки не приняты. Собственник указанных отходов не установлен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. ст. 51, 60.2, 83 ЛК, ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, и положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходил из того, что Республиканское агентство лесного хозяйства является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным прокурором, поскольку несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления расположена на земельном участке лесного фонда и подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом решении.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абз2. ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование передано Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства республики Бурятия от 25.01.2007 г. N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" установлено, что в Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно в качестве лица, обязанного ликвидировать несанкционированную свалку, выявленную на землях лесного фонда, признал именно Республиканское агентство лесного хозяйства РБ, являющееся исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (п. 1.1 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства РБ, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 г. N 13).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком признается, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно ст. 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Осуществление переданных федерацией полномочий в Республике Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21.12.2006 г. N 661.
В соответствии с п. п. 1.1, 2.4, 3.1.1., 3.1.3 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. N 13, Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, установлен запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ находящегося в федеральной собственности, и не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства; таким образом, оснований для возложения указанной обязанности на иных лиц, вопреки мнению апеллянта, не имелось; судом с учетом указанных выше конкретных обстоятельств дела, длительности нахождения свалки на землях лесного фонда и принимаемых в связи с этим ответчиком мер, определен разумный срок для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 03 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.